Должностной регламент государственного гражданского служащего: предназначение и содержание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На данный момент актуальность данной темы является, по-моему, мнениюнаиболее высокой. Сегодня происходит частое реформирование в других законодательных актах государственнойгражданской службы, но тем не менее реформирование и усовершенствование должностного регламента происходит и по сей день во всех федеральных органах. Должностным регламентам важно и нужно заниматься, а такжепридерживаться его. При поступлении на государственную должность одним из ключевых является соответствие должностному регламенту,т.е. квалификационным требованиям, а в последующем и следование ему.

Объектом данной работы является содержание должностных регламентов в практике государственных служащих.

Предмет – понятие должностного регламента государственного служащего.

Цель данной работы рассмотреть должностной регламент, его предназначение и содержание.

Должностной регламент государственного гражданского служащего: предназначение и содержание.

Начнем с понятия должностного регламента. Что такое должностной регламент? Это локальный нормативный акт, в котором установлены права, обязанности, ответственность, а также условия и основания для замещения должности государственного служащего, квалификационные требования, правила и процедуры юридических действий, перечни вопросов и показатели эффективности и результативности.

Согласно своемупредназначению должностной регламент отображает требования к профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В то же времяон является основным нормативным документом, характеризующим содержание и отражающим результаты деятельности гражданского служащего при замещении им конкретной должности, учрежденной в соответствующем государственном органе.

Так же должностной регламент, а именно его содержание призвано по своему назначению наиболее подробно описывать конкретные должностные обязанности, права, квалификационные требования к уровню знаний и навыков, предъявляемых государственному гражданскому служащему.Отображает особенности исполнения служащим своих обязанностей, а также порядок его служебного взаимодействия.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[1], а именно статьи 47,стандартный (общий) вид должностного регламента государственного гражданского служащего должен выглядит так:

1. Квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

2. Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа, и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6. Порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностных регламентов учитываются при проведении конкурса на замещение должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена.

Кроме того результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение должности гражданского служащего или включении в кадровый резерв, оценки его деятельности при проведении аттестации, а также квалификационного экзамена.

Для того чтобы должностные регламенты были эффективным средством установления и поддержания порядка на государственной гражданской службе, важно обеспечить гарантировать их полное соответствие существующему положению дел. Для этого необходимо проводить проверку содержащихся в регламенте положений и вносить изменения в соответствии со сложившимися условиями.

Должностные регламенты вводятся в действие со дня их утверждения. Исключением может быть если в приказе оговорен иной срок введения в действие.

В процесседеятельностигражданскиеслужащиеоб]анысамостоятельноотслеживатьсоответствиерегламента.

На основе выше прописанного должностного регламента федеральные органы должны создавать свои должностные регламенты под общим видом, но с более углубленными деталями.

Таким образом для каждой отдельной деятельности свой регламент, в котором прописаны конкретные пункты прав, обязанностей, требования и т.п. Рассмотрим один пример. В начале 2017 года Федеральной налоговой службой был утвержден новый приказ: Приказ Федеральной налоговой службы (ФНС) от 22 декабря 2016 г. № ММВ-7-4/699@ «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой служб». Разберем этот пример:

Итак, первой главой должностного регламента является«Общие положения» в ней сказано, что должность федеральной государственной гражданской службы помощника руководителя ФНС относится к главной группе должностей, а именно к категории «помощники».

В этой же главе в пункте 2 указано, что назначение и освобождение от должности осуществляется приказом ФНС России, который подписывается руководителем ФНС.

Вторая глава отвечает за квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданскойслужбы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.

Так в пункте этой главы прописано: для замещения должности помощника руководителя устанавливаются следующие требования:

а) наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры;

б) наличие не менее четырех лет стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

в) наличие профессиональных знаний, включая знание Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности;

г) наличие профессиональных умений, необходимых для выполнения работы в сфере занимаемой должности.

Глава третья отвечает за должностные обязанности, права и ответственность. В этой главе указаны основные права и обязанностилица, замещающего вышеуказанную должность, а также в ней прописаны запреты и требования, связанные с гражданской службы. Что касается запретов и требований, то они установлены статья 14, 15, 17, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В следующем из пунктов этой главы сказано, что: «Помощник руководителя осуществляет иные права и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, приказами (распоряжениями) ФНС России, поручениями руководителя Федеральной налоговой службы.». Еще одним из замечаний является то, что за неисполнение должностных обязанностей помощник руководителя привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Четвертая глава – это перечень вопросов, по которым помощник руководителя вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения. Вопросы в данном случае не указаны. Но существуют вопросы, по которым помощник руководителя вправе самостоятельно принимать решения, а есть по которым обязан.

Такое же разграничение в пятой главе: перечень вопросов, по которым помощник руководителя вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений.

Что касается шестой главы, «Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений», то лицо, замещающее данную должность, принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

«Порядок служебного взаимодействия» так называется седьмая глава данного должностного регламента. в нем прописано взаимодействие помощника руководителя, которое строится в рамках деловых отношений на основеобщих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и требований к служебному поведению, установленных статьей 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (распоряжениями) ФНС России.

Следующим разделом является перечень государственных услуг, которые оказываются гражданам и организациям, в соответствии с административным регламентом ФНС.

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, является не менее важным во всех сферах деятельности. И сейчас мы рассмотрим именно эту главу. В данной главе указан список этих показателей. Например, эффективность профессиональной служебной деятельности помощника руководителя оценивается по следующим показателям:

- выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;

- своевременности и оперативности выполнения поручений;

- качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);

- профессиональной компетентности (знанию законодательных и иных нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);

- способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

На этом должностной регламент заканчивается. В конце данного регламента имеется лист ознакомления, в котором должны быть прописаны: ФИО, дата и роспись в ознакомлении с данным регламентом, дата и роспись приказа о назначении на должность, также дата и роспись освобождения от должности. Утверждает руководитель федеральной налоговой службы.

Такой вид принимает один из должностных регламентов, а именно должностной регламент помощника руководителя Федеральной Налоговой Службы. Здесь мы видим четкие прописанные права и обязанности,требования, а также показатели результативности и эффективности.

 

Вывод

В данной работе был рассмотрен должностной регламент государственного гражданского служащего. А именно его понятие, предназначение, содержание и был рассмотрен один из примеров. Который наиболее точно показал нам содержание регламента и дал представление за что и как он отвечает. По окончании данной работы стало понятно, что должностной регламент отвечает своему предназначению и требованиям. Полностью отражает права, обязанности, ответственность, а также квалификационные требования, с точностью представляет нам конкретный вид должностного регламента (представленный пример). Также одним из выводов может то, что должностной регламент достаточно значимый нормативный акт, так как его он отображает то, какие должен быть государственный служащий, все требования к нему, а также его права и обязанности, дают понять и подстроиться под ту или иную должность.

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71489318/

2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/31af935d06abf5bde596054eda798e07f9809d36/

 


[1]Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: