double arrow

Порядок создания и ликвидации предприятий

Образованиеновых предприятий и расширение действующих определяются такими факторами, как:

наличие неудовлетворенного спроса на продук­цию (услуги);

наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;

уровень раз­вития науки и техники в соответствующей отрасли про­изводства.

Определяющим является спрос на про­дукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение.

Решение о формировании новых предприятий при­нимает владелец капитала. На первом этапе капитал нужен для строительства и организации предприя­тия, закупки достаточных запасов сырья, материа­лов, найма рабочей силы. На базе первоначальных капитальных вложений, израсходованных или пред­назначенных на указанные цели, образуется устав­ный капитал предприятия. Увеличение уставного ка­питала происходит за счет прибыли, оставляемой на предприятии для развития производства, а в отдель­ных случаях - за счет ассигнований из бюджета. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бу­маг, а также получить кредиты, погашаемые впослед­ствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены также от продажи лишнего имущества. За счет привлечения дополнительных денежных средств предприятие увеличивает свои основные и оборотные фонды.

При образовании нового предприятия преследу­ются в основном следующие цели:

1. увеличение выпуска продукции, в которой нужда­ются потребители, и получение дохода за счет ее реализации;

2. вовлечение в производство незанятого трудоспо­собного населения и решение тем самым со­циальной проблемы трудоустройства;

3. вовлечение в производство имеющихся дополни­тельных природных ресурсов;

4. изготовление принципиально новых видов про­мышленной продукции с использованием передо­вых достижений науки и техники:

5. удовлетворение личных интересов отдельных граждан или группы лиц, создающих небольшие предприятия (типа товариществ) для индиви­дуальной или совместной деятельности.

Создание предприятия (организации) базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-право­вых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности; праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). Необходимость создания предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия (организации), а также возможностью выполнения важней­шей общественной функции – производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей.

Создание нового предприятия (независимо от форм собственности и его будущих собственников - владельцев) проходит, как правило, несколько этапов:

1. возникновение идеи о создании нового предприятия (органи­зации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

2. изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

3. изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

4. подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и др.);

5. подбор соучредителей предприятия (организации);

6. определение финансовых источников, необходимых для фор­мирования уставного капитала (уставного фонда), нужного для пер­воначального этапа функционирования предприятия;

7. разработка учредительных документов и бизнес-плана;

8. проведение организационных мероприятий по созданию пред­приятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

9. осуществление государственной регистрации предприятия, по­лучение необходимых счетов в банках;

10. изготовление печатей, штампов;

11. постановка на учет в органе государственной налоговой служ­бы, в территориальном органе Пенсионного фонда РФ и др.

Важным документом, предваряющим начало деятельности предприятия, служит бизнес-план, в котором наиболее подробно рассматриваются:

1. цели и задачи предпринимательской деятельности;

2. пути и способы достижения поставленных целей;

3. сроки осуществления;

4. характеристика предпринимательского продукта (работ и услуг);

5. конъюнктура рынка и др.

Важное место в процессе создания предприятия имеет, подбор руководящих работников предприятия, специалистов, определение их функций, прав, ответственности, наем на работу других сотруд­ников, установление форм и методов их стимулирования (мотива­ции), разработка правил внутреннего распорядка в соответствии с действующим законодательством, формирование условий и подсис­тем механизма функционирования предприятия.

Прекращение деятельности данного предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Под реор­ганизацией предприятия понимается слияние, присоединение, раз­деление, выделение, преобразование.

Под ликвидацией предприятия как юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке
правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1. по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

2. в связи с истечением сроков, на которые создано юридичес­кое лицо;

3. в связи с достижением цели, ради которой было создано юридическое лицо;

4. в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нару­шениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

5. по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещен­ной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением зако­на или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотрен­ных ГК РФ и другими правовыми актами;

6. вследствие признания судом юридического лица, являюще­гося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, о чем рассказано ниже.

Требования о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пунктах 1-6, может быть предъявлено в суд государствен­ным органом или органом местного самоуправления, которому за­коном дано право на предъявление такого требования.

Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие
решение о ликвидации предприятия, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную
регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие
находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) предприятия или орган, принявшие решение о ликвидации предприятия,
назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию
(ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ порядок и
сроки ликвидации предприятия.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней пере­ходят полномочия по управлению делами ликвидируемого предпри­ятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого предпри­ятия выступает в суде, помещает в органах печати, в которых публи­куются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроках предъявления требований кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации предприятия.

Ликвидационная комиссия письменно должна уведомить кре­диторов о ликвидации предприятия, принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. А после окон­чания срока для предъявления требований кредиторов - составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований и о результатах их рас­смотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) предприятия или органом, принявшим решение о ликвидации предприятия, по согласованию с органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Общий порядок ликвидации юридического лица установлен в ст. 63 ГК РФ.

При ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очерёдности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соот­ветствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому дого­вору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по автор­ским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным пла­тежам в бюджет и внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются, после удовлет­ворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установле­но законом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обяза­тельственные права в отношении этого предприятия.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликви­дировано по решению Правительства РФ. Казенное предприятие не может быть признано по решению суда несостоятельным (банкро­том).

Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприя­тие прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.


2. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия

Российское законодательство в экономической области в настоящее время проходит период становления. Постоянно прини­маются новые законы и подзаконные акты, кото­рые планомерно покрывают области правового регулирования хозяйственной деятельности субъ­ектов права. В законотворчестве проявляется тен­денция поставить нормативные акты на службу хо­зяйствующим субъектам. Законы становятся все более прямого действия и требуют все меньше подзаконных актов, инструкций, правил и толко­ваний для того, чтобы сократить путь от их офици­ального принятия до практического применения.

Новый Гражданский кодекс РФ послужил осно­ванием для изменений практически всего транс­портного законодательства. С его принятием зна­чительно активизировалась законотворческая де­ятельность в транспортном комплексе России. Бы­ли приняты уставы и кодексы почти всех видов транспорта. Ведется разработка законопроектов и в области автомобильного транспорта. В сферу его законотворческой деятельности попали такие направления автотранспортной отрас­ли, как концессии в дорожном хозяйстве, организа­ция платных автодорог, городской пассажирский транспорт, промышленный транспорт, смешанные (комбинированные) перевозки, транспортно-экспедиционная деятельность и другие.

Примерами нормативно правовых актов являются следующие документы: Закон Красноярского края от 22 декабря 1998г №5-230 «об автомобильном и городском электрическом транспорте в Красноярском крае» (с изменениями от 28.02.2001); Постановление администрации Красноярского края от 24 сентября 2001г №670-П «О государственном регулировании цен (тарифов) в крае» (с изменениями от 25 августа 2004г); Приказ Министерства РФ от 24 июня 2003г №153 «об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: