double arrow

Социально-психологические теории старения

Одна из первых теорий - теория разобобществления - была создана американскими учеными Э. Каммингом и У. Ген­ри. В соответствии с этой теорией у старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. Всех пожилых людей можно разделить на три группы в зависимости от имеющейся у них психической энергии.

Первая группа включает в себя тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, вы­полняя общественные обязанности и оставаясь на том же рабо­чем месте, что и в зрелые годы.

Во второй группе находятся те, кто не работает по найму. не выполняет общественных обязанностей, а наслаждается сво­им собственным делом, которое называет хобби. Эти люди имеют достаточно энергии, чтобы быть занятыми.

К третьей группе относятся люди со слабой психической энергией, действительно занятые, главным образом собой.

Таким образом, старение - это процесс перехода экстравертированности в интровертированность, в результате чего происходит утрата общественных связей.

В качестве альтернативы в 1994 году появляется новая теория активности (Хвигхарст и Мадцокс), согласно которой люди, вступая в старость, сохраняют те же потребности и жела­ния, что и в среднем возрасте, и сопротивляются любым наме­рениям, целью которых является исключить их из общества. Поотход от общественной жизни не может быть атрибутом счастливой старости. Только сохраняя деятельную костную активность и принимая новые функции взамен утерянных, в обществе или в межличностном общении человек может чувствовать себя удовлетворенным в старости. Благополучное старение предполагает сохранение активности и возможность приостановить сокращение социальных связей. Это может быть достигнуто либо как можно более долгим поддержанием активности сред­него возраста, либо выходом на пенсию и жизнью для супруга или друзей.

Теория меньшинств рассматривает людей пожилого воз­раста как группу меньшинства в структуре населения, что пред­полагает дискриминацию, низкий социальный статус и другие явления, характеризующие социальные меньшинства.

Два важных фактора - особая близость между людьми, принадлежащими к данной возрастной группе, и исключение их (или ограничение) из взаимодействия с другими группами насе­ления - дали толчок для образования символической теории субкультуры А. Роуза. Согласно данной теории культура стано­вится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, соз­дает особую близость между ними и в то же время обособляет от других возрастных когорт. Автор утверждает, что культура пожилых - особая, определяющаяся такими факторами, как вы­ход на пенсию, снижение семейных контактов, общие заботы и проблемы, болезни и недомогания, организация учреждений для пенсионеров, влияние сложившихся в обществе стереотипов престарелых людей и др., порождающими субкультуру старости.

В соответствии с теорией символического интеракционшма Дж. Мида проблемы старения и старости - это проблема взаимоприспособления индивидов. Для пожилых людей - это приспособление к молодым, «обобщенным другим», которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом, к самому состоянию собственной старости. С другой стороны, общество должно приспособиться к то­му, что значительной его частью становятся люди старшего воз­раста, что его демографическая структура приобретает новый вид. И если приспособительные способности стариков выраба­тывались веками, то общество с необходимостью приспосабли­ваться к собственной старости столкнулось впервые и оказалось к этому не готово. Следовательно, адаптация общества к новой ситуации будет носить созидательный, стабилизирующий ха­рактер.

Одна из последних теорий, предложенная в качестве аль­тернативы предыдущим, - модель счастливой (успешной) ста­рости Балтеса - построена на идее восполнения «потерь» в ста­рости процессами отбора, компенсации и оптимизации.

Суть данной теории такова. Реакцией на биологические, психологические и социальные изменения (смена жилья, окру­жения, сокращение коммуникации, потеря партнера и т. д-) должны быть селекция, отбор, волевое решение. Даже если че­ловек физически тяжело болен, он все равно не выключается из процесса принятия решений: в какой больнице он хотел бы на­ходиться, какая помощь ему необходима, какую телепрограмму он будет смотреть, когда и кому ему позвонить и т.д.

Компенсация (следующий компонент модели) включается тогда, когда какие-либо цели, способности или виды деятельно­сти окончательно потеряны для индивида. Смысл компенсации - найти другие возможные цели, способности или виды дея­тельности, которые могли бы заменить утраченные, то есть до­биться результата другим путем. Компенсация концентрируется на создании релевантных целей и выявлении ресурсов возмож­ностей.

Оптимизация предполагает усиление, закрепление продук­та деятельности или активных ресурсов для достижения конечной цели. Имеется в виду наиболее интенсивное стремление к уже определенной цели или надежде. В процессе оптимизации продукт деятельности приводит к новым целям и успешному их достижению.

Таким образом, счастье определяется наличием целей во­обще, минимализацией потерь и максимализацией достижений.

Данная модель послужила основой для создания теории социально-эмоционального отбора Карстенсена, согласно кото­рой снижение количества социальных контактов на протяжении жизни является результатом изменений в системе мотиваций. Социальный отбор делает возможным создание такой социаль­ной среды, которая максимализирует позитивный опыт и воз­можности и минимализирует нежелательные негативные явле­ния. Таким образом, активное создание социального окружения делает возможным предсказание социальных последствий и, следовательно, контроль и самоэффективность личности.

Карстенсен считает, что реализация социальных контактов имеет три основные цели: получение нового знания, развитие и сохранение положительного мнения о себе, регулирование эмо­ций.

Процессы социального отбора в состоянии компенсиро­вать потери, которые неизбежны в старости. Социальные функ­ции становятся более важными, чем, например, получение новой информации. С одной стороны, снижается создание новых кон­тактов по разным причинам (состояние здоровья, смена жилищ­ных условий), с другой стороны, престарелые очень охотно идут на сближение с другими людьми (участие в образовательном или творческом процессе). Из-за увеличения количества сво­бодного времени, смены образа жизни усиливается отбор, и оп­тимизируются уже сложившиеся отношения: пожилые люди уделяют больше внимания, при этом более эмоционально, кон­тактам с детьми и внуками, соседями и теми, с которыми не общались так интенсивно в допенсионном возрасте. Круг зна­комств не расширяется, но меняется качество отношений.

Американский психолог Э. Эриксон в эпигенетической теории рассматривает развитие личности на всем протяжении жизни. Психика индивида обусловлена социокультурными ус­ловиями. Развитие личности Э. Эриксон разделяет на 8 стадий. Последняя стадия (65 лет и больше) обозначается как поздняя зрелость. В этот период у человека ухудшается здоровье, он стремится к уединению, переживает смерть супруга, друзей - ровесников. Он сталкивается не столько с психосоциальным кризисом, сколько с интегративной оценкой всей прожитой жизни. Только в старости, по мнению Э. Эриксона, приходит настоящая зрелость, позволяющая человеку оценить предшест­вующий опыт и достижения. Это полюс, обозначенный им как мудрость. На другом полюсе находятся старые люди, не реали­зовавшие себя, осознающие невозможность начать все сначала, У них превалируют два типа раздражения: сожаление о невоз­можности пережить свою жизнь заново и отрицание своих не­достатков с перенесением их на окружающий мир.

Для геронтологии данная концепция интересна тем, что проблемы людей старшего поколения рассматриваются в ней как определяемый возрастом особый психосоциальный кризис, а объясняются по аналогии с конфликтами и фрустрациями пред­шествующих возрастных периодов.

Б.Г. Ананьев, изучая «парадокс завершения человеческой жизни», указывал на то, что умирание форм человеческого су­ществования» наступает нередко раньше, чем «физическое од­ряхление» от старости. С этой позицией согласен С.Л. Рубин­штейн, который считал, что есть два основных способа сущест­вования человека и соответственно два отношения его к жизни. Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек (сначала мать и отец, затем подруги, учителя, брачный партнер, дети и т.д.). Здесь человек весь внутри своей жизни, и всякое его отношение - это отноше­ние к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. В результате он не выключается из жизни и не может занять мысленно пози­цию вне нее для рефлексии над ней.

Второй способ связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает по­зицию вне нее.

Взгляды С.Л. Рубинштейна перекликаются с концепцией Б.С. Братуся, в которой личность рассматривается как орган или орудие приобщения к родовой сущности человека. Для того чтобы реализовать свою родовую сущность, человек в первую очередь должен быть направлен не на самого себя, а вовне, на человечество, и для этого смысл его жизни должен отражать не­которые общечеловеческие ценности.

Таким образом, анализ современных теоретических иссле­дований в области геронтологии показывает, что старость может и должна быть плодотворным периодом жизни и старшие поко­ления в состоянии преодолеть негативные стереотипы, устояв­шиеся в общественном сознании.

Обобщая рассмотренные концепции, можно предполо­жить, что положение пожилого человека в обществе, принад­лежность его к той или иной группе определяется зарядом «пси­хической энергии», а вид социальной активности - жизненным опытом, общественной культурой, личностными особенностями и продуктивной установкой оценивать свою жизнь по критерию успехов, достижений, счастливых моментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: