double arrow

Характеристика элементов налога. 1 Экономическое содержание водного налога

Водный налог

1 Экономическое содержание водного налога

- 1 -

Россия является одной из самых обеспеченных водными ресурсами стран. На ее долю приходится около 20 % мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Однако, располагая столь значительными водными ресурсами и используя в среднем не более 3 % речного стока ежегодно, Россия в целом ряде регионов испытывает острый дефицит в воде, обусловленный в первую очередь неравномерным распределением ресурсов по территории. Таким образом, пользование водными объектами в России является платным в первую очередь в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом. При этом основная задача государства заключается в обеспечении поддержания оптимального уровня водообеспеченности, эффективном перераспределении водных ресурсов, повышении качества использования водохозяйственных систем. Немаловажное значение в достижении этих задач занимает водный налог, порядок его исчисления и взимания. Водный налог является платой, возмещающей затраты на восстановление и охрану водных объектов. При этом ограниченность водных ресурсов предопределяет возможность возникновения рентного дохода в сфере водопользования.

До 2005 г. на территории РФ действовала Плата за пользование водными объектами, которая взималась на основании Закона РФ «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998 г. № 71-ФЗ. Однако в целях устранения законодательных пробелов, с 01.01.2005 г. введена в действие гл. 25.2 НК РФ «Водный налог».

Налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохранение водных объектов и поддержание экологического равновесия.

В основном гл. 25.2 НК РФ соответствует ранее действовавшему закону «О плате за пользование водными объектами» с незначительными изменениями и дополнениями. В основном данные изменения сводятся к следующему:

– изменился статус платежа – плата за пользование водными объектами заменена водным налогом;

– установлены твердые специфические ставки налога по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (в соответствии с Законом 71-ФЗ Правительством РФ были установлены максимальные и минимальные ставки платы, а ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и др. устанавливались законодательными органами субъектов РФ);

– в отличие от Закона № 71-ФЗ, гл. 25.2 НК РФ не предоставляет законодательным органам субъектов РФ права устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ. Но при этом восстанавливается льготная норма, прекратившая действие с 01.01.2003 г., согласно которой ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 р. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта;

– аннулировано бесплатное пользование водными объектами, предусмотренное Законом № 71-ФЗ, для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;

– из объекта налогообложения исключен такой вид пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты;

– в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод.

С 01.01.2007 г. в соответствии со ст. 12 – 16 Водного кодекса РФ договор водопользования предусматривает уплату неналоговой платы за пользование водными объектами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 г. №764 «Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». Организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о представлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие Водного кодекса РФ (ФЗ от 19.06.2007 г. №102-ФЗ «Водный кодекс РФ») являются плательщиками не водного налога, а платы за пользование водными объектами.

Таким образом, в настоящее время наряду с водным налогом осуществляется взимание неналоговой платы за пользование водными объектами, что связано с постепенным отказом от налоговой формы изъятия природоресурсных платежей по причине сложности их администрирования налоговыми органами.

- 2 -

Плательщики налога (ст. 333.8 НК РФ) – это организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.[1]

Объект налогообложения (ст. 333.9 НК РФ) – это следующие виды водопользования:

– забор воды из водных объектов;

– использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

– использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

– использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

В тоже время в ст. 333.9 НК РФ приведены виды водопользования, которые не признаются объектами налогообложения.

Налоговая база (ст. 333.10 НК РФ) по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения определяется налогоплательщиком отдельно, в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

Таблица – Порядок определения налоговой базы по водному налогу в зависимости от объекта обложения

Объект налогообложения Налоговая база
Забор воды Объем воды, забранной за налоговый период (в т. куб. м)
Использование акватории водных объектов для сплава леса в плотах и кошелях Объем сплавляемой древесины (т. куб. м), умноженный на расстояние сплава (в км) / 100
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии Количество фактически произведенной электроэнергии за налоговый период
Использование акватории водных объектов в других целях Площадь предоставленного водного пространства

Следует отметить, что объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. Журнал водопользователь заполняет ежедневно на основании показателей измерительных приборов. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранных средств определяется исходя из норм водопотребления.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

В гл. 25.2 НК РФ «Водный налог» отсутствует специальная норма, устанавливающая порядок определения налоговой базы в случаях потерь воды при использовании водных объектов. Следовательно, водный налог должен исчисляться за весь объем забранной воды.

Налоговый период (ст. 333.11 НК РФ) квартал.

В отличие от Закона № 71-ФЗ гл. 25.2 НК РФ не предусматривает повышение ставок, в случае если водные объекты организации используются без лицензии. Ранее для таких плательщиков ставки повышались в пять раз. С вступлением в силу гл. 25.2 НК РФ данные налогоплательщики платят водный налог по тем же ставкам, что и остальные пользователи. Однако за безлицензионное водопользование их могут привлечь к административной ответственности. При этом в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ организации штрафуются на сумму от 50 до 100 МРОТ, а руководители и предприниматели – на сумму от 5 до 10 МРОТ.

Налоговые ставки (ст. 333.12 НК РФ)

Ставки зависят от того, из каких рек, озер и морей берется вода, а также от экономических районов. Кроме того, они дифференцированы в зависимости от целей забора воды и от того, откуда вода берется: из поверхностных водных объектов или подземных. Следует отметить, что ставки водного налога, действующие с 01.01.2005 г. примерно в 1,5 раза выше максимального размера ставок платы за пользование водными объектами, установленными Постановлением Правительства РФ № 826.

Ставки водного налога за использование водного пространства (кроме сплава леса в плотах и кошелях) установлены в расчете на год. По остальным объектам налогообложения ставки установлены на квартал. Кроме того, ставки, которые действуют для забора воды, применяются только к тому объему воды, который не превышает установленные плательщику лимиты. Данные лимиты указываются в лицензиях на водопользование. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (квартальных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными НК РФ.

Таблица– Единицы измерения ставок по водному налогу

Объект налогообложения Единицы измерения ставок
Забор воды В рублях за 1000 куб. м забранной воды
Использование акватории водных объектов для сплава леса в плотах и кошелях В рублях за 1000 куб. м древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 км сплава
Использование акватории водных объектов в других целях В тыс. р. в год за 1 кв. км используемой воды
Использование водных объектов без забора воды для производства электроэнергии В рублях за 1000 кВт.ч. электроэнергии

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 р. за 1000 куб. м воды, забранной из водного объекта.

Обязательными условиями применения пониженной ставки являются:

– наличие лицензии на водопользование (даже в поселковых и сельских коммунальных хозяйствах, сельскохозяйственных организациях, на баланс которых переданы объекты жилищно-коммунального хозяйства);

– наличие договора на водопользование, заключенного в соответствии с лицензией;

– указание в лицензии соответствующей цели водопользования (питьевое и хозяйственное водоснабжение населения), а также сведений о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним;

– наличие лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), установленных в лицензии на соответствующие цели.

В соответствии со ст. 333.13 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Налогоплательщики – иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: