double arrow

Философское понимание сознания

Проблема сознания в философии и науке.

Лекция 11.

Порядок из хаоса.

Важнейшей отличительной особенностью человека как социального существа является наличие у него сознания, с помощью которого он проникает в тайны Вселенной и собственного Я, прогнозирует результаты своей деятельности, создает материальные и духовные ценности, осваивая и творя мир природы и мир социума.

Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену сознания как к самой загадочной тайне человеческого существования.

Сознание в силу своей многогранности изучается различными науками: социологией, психологией, биологией, нейрофизиологией, кибернетикой и теорией информации, юриспруденцией и психиатрией. Каждая из наук изучает сознание применительно лишь к своему предметному полю, что не дает возможности выработать целостную концепцию данного феномена. Этот пробел восполняет философия.

Большинство ученых стоят на позиции эволюционного происхождения сознания. Одной из сущностных характеристик сознания является его способность к отражению. Способностью к отражению обладает вся материя. По мере эволюционирования материи усложнялись и виды отражения. С возникновением живой природы появилась более сложная форма отражения, которая включает в себя раздражимость и чувствительность. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению у живого организма мозга, центральной нервной системы, а вместе с ними – психики животного, а затем и человека.

Психика человека, в отличие от животного, отличается таким свойствами, как предметность константность и осмысленность. Сознание человека также качественно отличается от психики животного. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что оно является не только психическим, но и социальным феноменом.

Сознание – связанная с речью способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в чувственных или понятийно-логических образах.

Существенными характеристиками сознания, таким образом, являются

его связь с человеческим мозгом,

его способность отражать действительность,

связь сознания с языком – способность к абстрагированию и обобщению; кроме того, сознание может выступать в образно-символической форме;

Сознание активно и целенаправленно; это означает, что сознание отражает ми целенаправленно и избирательно, конструирует теоретические модели, объясняющие окружающий мир, разрабатывает прогнозы развития природных и социальных процессов, служит основой преобразовательной деятельности людей;

Сознание обладает способностью оценивать, что означает ориентацию сознания на выработанные обществом нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности, отношение человека к самому себе, к своей собственной деятельности.

Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным, регулятивным отражением, представляет собой высший вид информационных процессов.

Идеальность и субъективность – специфические характеристики сознания.

Феномен сознания исследуется с различных точек зрения. В частности, в феноменологической гносеологии анализируются интерсубъективная смысловая значимость объектов «жизненного мира» (Гуссерль или человеческой экзистенции (Хайдеггер), что ориентирует гносеологию на раскрытие смысловых ресурсов «жизненного мира», его интерсубъективной потенциальности, или на семантическое поле культуры как «пространство» интеллектуальной деятельности.

Герменевтическая традиция (Гадамер) обращает внимание не только на то, что сознание является элементом познания, но и на то, что сознание «вплетено» в культурно-исторический контекст, в коммуникацию, что не отделимо от межличностного и межкультурного общения. Такой подход позволяет осмыслить познавательный процесс, учитывая тот факт, что когнитивное и коммуникативное в нем представляют, по сути. Единую целостность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: