ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
МИФ И РЕЛИГИЯ
Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жрецы. Священнослужители. Они профессионально строят религиозную идеологию и вносят ее в массовое сознание. Данные заповеди контролируют всю жизнь человека и его поведение.
Религия, в отличие от мифа, удваивает мир: есть реальность и есть что-то высшее (сверхъестественное). Есть мир сакральный и профонический.
Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийный аппарат. Ф. оперирует истинами относительными, но не догмами, хотя ссылки на вечные истины возможны. Догматично религиозное мировоззрение, т.к. там оперируют догматами – вечными истинами.
Ф. советского периода также была догматичной, т.к. она основывалась на диалектике.
|
|
Ф. как любой вид сознания существует на 2 уровнях: 1) систематичное теоретическое знание (производят философы-профессионалы); 2) жизненная Ф. как достояние разумного человека.
1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истинами относительными.
2) любая религия есть система замкнутая, тогда как Ф. – система открытая, т.е. всякое философское течение существует как часть единого исторического процесса.
3) Религия полностью контролирует, регламентирует поведение человека. Ф. только может направлять человека в том или ином направле-нии, она лишь оказывает влияние на самосознание.
4) религия серьезна и лишена игрового момента; Ф. или некоторые ее течения присутствует игра.
3.
Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:
1) Что я могу знать?
2) Что я должен знать?
3) На что я смею надеяться?
4) Что такое человек?
Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:
· Конечен или бесконечен мир?
· Что такое истина?
· Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?
· Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
· Что есть человек и какового его место в универсуме?
· Есть ли направления в развитии Вселенной?
· Есть ли у Вселенной конец?
· Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?
· Какова природа человеческого разума?
|
|
· Что есть добро и зло?
· Есть ли границы в познании?
Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.
Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром.
Группы проблем в Ф.:
· Онтологические (учение о бытии)
· Гносеология (учение о познании)
· Антропология (Учение о человеке)
· Аксиология (наука о ценностях)
· Праксиология (учение о практике)
В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена.
Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично - материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа.
Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления – материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям.
Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума. А также в ХХ веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм.
ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма
Одно и наиболее важное – это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические – т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога»
Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.
Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания.
Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.
На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2:
1) субстанциональная сторона – ставит вопрос об основе мира
2) познавательная сторона – вопрос о онтологии;
3) смыслосодержащая сторона – вопрос о смысле человеческой жизни
4) методологическая сторона – вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания.
ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф.
Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В ХХ в. Ф. часто обслуживала политические идеи, например, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России.
Также к ХХ в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только:
· Онтология
· Гносеология
· Праксиология
· Аксиология
· Философская антропология
|
|
· Этика, эстетика
· Философские вопросы естественных наук.
4.
Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определения науки.
Неопозитивизм (науковедение) разрабатывает критерии отнесения знаний к научным или ненаучным:
1. Верификационный критерий означает, что наука стремится все свои положения подтвердить фактами и проверить опытами.
2. Фальсификационный критерий означает, что эмпирические утверждения науки могут быть проверены и опровергнуты.
Оба данных критерия сейчас к Ф. не применимы.
3. Парадигмальный критерий, т.е. особое свойство науки – создавать фундаментальные теории. Ф. никогда господствующей парадигмы не имела.
4. Методологичность состоит в том, что добывают новые знания при помощи определенных методов: наблюдение и эксперимент, методы математики и статистики. Ф. себя методами не ограничивает.
5. Способ решения проблем: в науке есть круг открытых общезначимых проблем, которые значимы для любого ученого. В Ф. такого нет: нет одного решения на одну и ту же проблему и нет равнозначных для любого философа проблем.
6. Развитие науки отличается от развития Ф. В науке есть прогресс и движение в сторону объективной истины, в Философии же прогресса нет и быть не может: новая концепция не обесценивает старую, философские идеи живут, пока ими кто-то интересуется.
7. Научное знание безлично и интерсубъективно, философия же всегда носит авторский характер. Единства в философии быть не может, т.к. все люди никогда не будут думать одинаково.