В Российской Федерации осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой функцией Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), куда входят 22 территориальных управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС). Одна из важнейших задач Росгидромета – отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения. Российские станции контроля загрязнения атмосферы образуют сеть Восточноевропейского центра программы ЕМЕП - Совместной программы наблюдений и оценки распространения загрязняющих воздух веществ на большие расстояния и являются составной частью Глобальной системы мониторинга окружающей среды ВМО. В РФ на станциях контроля загрязнения атмосферы, расположенных во всех городах с населением более 100 тыс. человек, регулярно отмечают изменения концентраций пыли, окиси углерода, двуокиси азота, аммиака, сероуглерода, фенола, фтористого водорода.
|
|
Составной частью государственного экологического мониторинга является также мониторинг состояния отдельных природных ресурсов и территорий: атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, внутренних морских вод и территориального моря РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 функции по осуществлению экологического мониторинга за состоянием отдельных природных ресурсов переданы соответствующим федеральным агентствам, так, по государственному мониторингу состояния водных биологических ресурсов – Росрыболовству, по государственному мониторингу лесов – Рослесхозу, по государственному мониторингу вод – Росводресурсам. Социально-гигиенический мониторинг осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок проведения государственного экологического мониторинга установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды». Государственный экологический мониторинг осуществляется за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду; оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
|
|
Мониторинг источника антропогенного воздействия, или источника загрязнения (МИЗ) окружающей среды представляет собой постоянное или эпизодическое наблюдение за конкретным объектом – источником реального или потенциального загрязнения и фиксирование количественных параметров окружающей среды в зоне первичного контакта среды с источником. МИЗ, по существу, выполняет задачи производственного контроля технологических процессов, «открытых» во внешнюю среду. Организация экологического мониторинга источников загрязнения на объектах осуществляется с целью получения оперативной и систематической информации о состоянии среды, прежде всего для обеспечения технологической и экологической безопасности самих контролируемых объектов, с приоритетом вопросов безопасности и комфортности условий труда работающего на них персонала.
По данным МИЗ можно оценивать не только собственно параметры окружающей среды, но и косвенно судить по их характеристикам о работоспособности, а также о характере режима функционирования («штатный» или аварийный) технологического оборудования на объекте, которое является главным источником опасности, как для персонала, так и для проживающего вокруг населения. Для повышения надежности система мониторинга объекта обычно дублируется и подразделяется на две основные подсистемы: подсистему автоматических приборов контроля загрязняющих веществ и подсистему отбора и лабораторного анализа проб объектов среды вблизи источника загрязнения.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга земель. При проведении государственного мониторинга земель решаются задачи своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; информационного обеспечения деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства; обеспечения граждан информацией о состоянии земель.
Мониторинг загрязнения поверхностных вод ведется с помощью стационарных постов. Периодичность отбора проб зависит от категории пункта и составляет от ежедневного или ежедекадного отбора до одного раза в несколько месяцев в основные фазы водного режима. Число контролируемых ингредиентов составляет от единиц до нескольких десятков. Стационарные посты государственной сети наблюдений дополняются ведомственными. Водоемы, которые служат источниками питьевого водоснабжения, а также рекреационные, контролируются санитарно-эпидемиологической службой. Постепенно внедряются системы автоматизированного контроля, основанные на использовании датчиков и компьютерных сетей. Показатели качества воды определяются с использованием гигиенических нормативов.
Традиционный экологический мониторинг развивается по двум направлениям. В России основным является физико-химический анализ объектов окружающей среды и сельскохозяйственных продуктов на базе нормирования качества окружающей среды, которое связано с системой предельно-допустимых концентраций и классов опасности химических веществ, предельно-допустимых доз и уровней ионизирующих излучений и электромагнитных полей. Второе направление – это биотестирование и биоиндикация, которые позволяют качественно оценить степень влияния антропогенных факторов или их комбинаций на отдельные живые организмы и биоценозы. Например, при определении класса опасности тех отходов, у которых невозможно определить их качественный и количественный состав используется биотестирование водной вытяжки отходов с применением не менее двух тест-объектов из разных систематических групп (дафнии, инфузории, бактерии, водоросли и д.п.). За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, который проявил более высокую чувствительность к анализируемому отходу.
|
|
Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при разработке и прогнозировании социально-экономического развития государства, целевых программ различного уровня и чрезвычайных ситуаций, осуществлении производственного экологического контроля и проведении экологической экспертизы.