double arrow

Отграничение трудового права от смежных отраслей права

Так как трудовое право регулирует не все отношения по ис­пользованию труда в обществе, на практике часто трудно отли­чить отношения по труду, регулируемые трудовым правом, и отношения, регулируемые смежными с трудовым правом отрас­лями: административным и гражданским правом, а также пра­вом социального обеспечения. Сходство предмета и метода ука­занных отраслей часто затрудняет выяснение правовой приро­ды тех или иных фактических отношений, что нередко влечет за собой нарушение закона в правоприменительной практике. Поэтому важно иметь ясное представление о том, что входит в предмет каждой из упомянутых отраслей и в чем состоит сход­ство и различие в объекте правового регулирования.

Отличие трудового права от административного права. Отно­шения, входящие в предмет трудового права, так же как и те, что регулируются административным правом, связаны с трудом и с управлением процессом труда. Предмет административного права образуют отношения, складывающиеся в процессе организа­ции и деятельности исполнительной власти. Для них типично то, что субъекты административных отношений всегда находят­ся в соподчиненном (неравном) положении, т. е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, которые другой обязан выполнять.

Они либо направлены вовне с использовани­ем специфического метода государственно-властного характера в системе «управляющая организация и управляемая организа­ция», либо связаны с государственным управлением, осуществ­лением исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности государства внутри организации. Значительную часть здесь составляют отношения в сфере государственной службы. Так, например, воинский труд регулируется нормами административного права, хотя и испытывает влияние норм тру­дового права, в частности норм о рабочем времени, времени от­дыха и охране труда.

Отношениям в сфере трудового права также свойственны организация и управление. Но характерные для их субъектов связанность трудовым распорядком, подчинение работника управляющей стороне только внешне сходны с административ­но-правовым методом властных предписаний. Они основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои правоот­ношения на договорных началах. В трудовом праве управленче­ские формы организации не выходят за пределы управления совместным процессом труда внутри предприятия, учреждения (коллектива работников, занятых у работодателя — физическо­го лица). Поэтому связи работодателей (руководителей) с ра­ботниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления.

Различие трудового и административного права заключается также в различии основных субъектов правоотношений: в тру­довых правоотношениях — это работники и работодатели, в ад­министративном праве — управляющие и управляемые органи­зации, государственные служащие и государственные органы, начальники и подчиненные.

Отграничение трудового права от гражданского. Общеизвест­но, что в предмет гражданского права входят общественные от­ношения, которые близко примыкают к трудовым отношени­ям, базирующимся на трудовом договоре. Это отношения по выполнению договоров бытового подряда, поручения, литературного заказа и т. п. Указанным отношениям присущи общие черты: они связаны с трудом, основаны на договорных началах, носят возмездный характер. Однако между ними имеются и су­щественные различия, обусловливающие их разную отраслевую принадлежность.

Эти различия легче всего определить по сле­дующим основаниям:

а) по предмету договора. Если предмет трудового договора — это сам процесс труда, живой труд работника, то предмет граж­данско-правового договора (подряда, поручения, авторского) — это результат, продукт труда. Оплачивая лишь конечный ре­зультат работы, заказчик в гражданско-правовых договорах не несет никаких иных имущественных обязанностей в отноше­нии исполнителя. На последнего ложится и риск невозможно­сти представления окончательного результата по объективным причинам, тогда как в трудовых отношениях такой риск несет работодатель;

б) по методу регулирования правоотношений. Различие по ме­тоду состоит в том, что в трудовом праве стороны равноправны лишь в момент заключения трудового договора, в то время как в гражданском праве субъекты независимы и самостоятельны в течение всего срока действия гражданско-правовых договоров;

в) по организации труда. Если по трудовому договору работник включается в трудовой коллектив и обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан организовывать его труд и охрану труда, то по граждан­ско-правовому договору гражданин не включается в состав кол­лектива организации, на него не распространяется обязанность выполнять меру труда, подчиняться установленному внутрен­нему трудовому распорядку. Иначе говоря, трудовое задание исполнитель выполняет по своему усмотрению и на свой страх и риск;

г) по объекту труда. Если по трудовому договору работник обязан выполнять трудовую функцию — работу по определенной специальности, квалификации и должности, то по граж­данско-правовому труд связан с выполнением индивидуально- конкретного задания.

Соотношение трудового права и права социального обеспече­ния. Если главным предметом трудового права выступают тру­довые отношения между работником и работодателем, то право социального обеспечения регулирует отношения между лицами, застрахованными по обязательному социальному страхованию или нуждающимися в государственной социальной поддержке, помощи и социальном обслуживании, с одной стороны, и госу­дарственными органами Российской Федерации и субъек­тов РФ, органами местного самоуправления — с другой, по ма­териальному обеспечению из государственных внебюджетных социальных фондов или за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Различия в характере общественных отношений, составляю­щих предмет трудового права и права социального обеспече­ния, предопределяют и различия в методах регулирования. Ме­тоду права социального обеспечения не свойствен договорный порядок возникновения правоотношений. Права и обязанности субъектов правоотношений социального обеспечения устанав­ливаются, как правило, непосредственно нормами права, реа­лизуемыми в деятельности государственных органов и органов местного управления.

Методы двух названных отраслей права различаются также по юридическим фактам, которые лежат в основе возникнове­ния и прекращения соответствующих правоотношений. Право­отношения социального обеспечения возникают при сложных юридических составах, включающих ряд специфических осно­ваний (достижение определенного возраста, наличие необходи­мого трудового стажа и т. п.), и прекращаются обычно по осо­бым основаниям — событиям, носящим объективный характер (восстановление трудоспособности, достижение совершенноле­тия, потеря кормильца и др.).

Анализ современного трудового законодательства и научной литературы позволяет выделить следующие тенденции развития отрасли и науки российского трудового права: уточнение сферы действия трудового законодательства; закрепление в трудовом законодательстве соответствую­щих международно-правовых норм; расширение элементов диспозитивности в регулировании трудовых и тесно связанных с ними отношений; развитие правового регулирования социально-партнер­ских отношений в сфере труда; увеличение количества норм, направленных на обеспече­ние охраны труда и защиту трудовых прав и свобод работников; углубление дифференциации правового регулирования труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: