Либерализм во Франции. Взгляды Бенджамина Констана и Алексиса Таквиля

Возникновение либерализма и его основные черты

Формировалось под воздействием Великой Французской буржуазной революции. Либерализм был основан на буржуазно-капиталистических отношениях. Господствующей была монархическая фп. Либерализм как идеология был связан с ограничением власти монарха. Основан на идеологии просвещения, которая восприняла положения о неотчуждаемых правах личности. Кровавая действительность революции уменьшила влияние на об-ва наиболее радикальных идей, которые требовали введения непосредственно демократии. Наиболее востребованы были идеи Монтескье о неотчуждаемых правах личности.

Проблемы: 1. Чёткая дифференциация прав человека, признание приоритета свободы личности. 2. Проблема взаимоотношений индивида и гос-ва, признание приоритета личности в гос-ве. Антиэтатизм (антигосударственная направленность, либералы говорили чтобы роль гос-ва в об-ве была сведена к минимуму, чем меньше гос-во вмешивается в экономику, тем лучше для об-ва и личности). Основная цель- защита личности от госв-а.

Таким образом, франц либералы разработали: гарантию прав и свобод, прав собраний, гарантию права частной соб-ти, несменяемость судей, суд присяжных как обязательный атрибут. Так же – совершенствование системы исполнения наказаний и пр.

Принципиально обходился вопрос о форме правления в гос-ве. Главное – обеспечение прав и свобод личности. Гарантия этого – развитие всех форм представительной демократии.

Б. Констан родился в дворянской семье, в Швейцарии, образование - Оксфорд. Был противником якобинской диктатуры. Поддержал факт прихода к власти Наполеона и получил статус члена трибунала. Через 3 года был изгнан за нетерпимость к методам правления в гос-ве, которые установились при Наполеоне.

Он считал что во все периоды правления во Франции правительство не считалось с мнением населения (этатистская политика).

Он считал, что английская конституционная монархия, американская демократия – так же слишком молода, поэтому в кач-ве исторического примера он берёт античную Грецию и Рим.

1819г. «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов». Он считал, что греки и римляне были свободны с полит свободами, которые понимались как право и обязанность участвовать в коллективном осуществлении власти. В то же время, личность была подавлена об-вом и гос-вом, существовала жесточайшая регламентация прав и свобод личности. В 19 веке такое понимание прав и свобод было неприемлемым. Б.К. считает, что полит свобода – это основа для свободы гражданской, то есть право человека выбирать любой образ жизни, следовать ему, не спрашивая на то разрешения гос-ва. Без полит свободы невозможны свободы гражданские, а стержнем являются права человека.

Права личности:

1) Неприкосновенность личной соб-ти и невмешательство гос-ва в сферу экономики

2) Свобода совести, слова, печати и собраний

3) Свобода выбора профессии и места жительства

Источник этих прав – в самом человеке. Эти права не имеют отношения ни к гос-ву в целом, ни к законодательным органам гос-ва. Как только публичная власть вступит в противоречие хотя бы с одним из этих прав, любой закон утрачивает свой нравственный авторитет и юр силу. При этом не имеет значение ни принадлежность власти народу и монарху, ни целесообразность действий этих властей, не их мотивация, ни объём нарушенных прав. Как только что-либо нарушается, власть утрачивает авторитет и юр силу. Сущесвтуют права, которые никакими соображениями нарушены не могут. Границой полноты публичной власти не зависимо от того, кому она принадлежит, являются права человека. Обеспечить их может общественное мнение и соответствующее гос устройство.

«Курс конституционной политики» (1810-1820 г.г.) – попытка дальнейшего развития теории Монтескье. Теория основана на разделении властей. Над исп и законодательной властями Б.К. ПОМЕЩАЕТ КОРОЛЕВСКУЮ ВЛАСТЬ, законодательная власть делится на 2 палаты (наследственная (пэры) и выборная, которая должна выражать общественное мнение). Любой королевский указ должен дополняться подписью соответствующего министра, который отвечает за его исполнение. Палата пэром имеет право отлагательного вето на решения нижней палаты и является судом для членов правительства. Нижняя палата имеет право законодательной инициативы, осущ законодательную функцию наряду с высшей палатой. Осуществляется прямыми выборами из мужской части населения. Исп власть осущ-ся министрами, которые отвечают перед королём. Независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью судей, назначенных королём. Большое значение уделяется именно носителям властей. Так же говорил Б.К. о муниципальной власти.

Завершающий этап развития либерализма во Франции связан с Алексисом Таквилем – вице-председателем законодательного собрания Франции, министром иностранных дел. Основной проблемой, которую он решает является соотношение полит свободы и соц равенства. Расцвет его творчества приходит на 30-50 г.г., когда возникает рабочий, крестьянский вопрос. Обнищание народных масс, поэтому идея свободы должна была стать принадлежностью всего об-ва.

«О демократии в Америке» 1835 год 3 тома. «Старый порядок и революция».

Оценка эпохи: демократическая революция, простирающаяся на весь западный мир. Вопрос – будет ли этот порядок совершеннее прежнего. Демократизация б-ва завершится либо в союзе со свободой, либо без неё. В основе равенства людей лежит стремление человека руководствоваться собственными желаниями, что способствует развитию полит свободы, появлению институтов свободного об-ва, однако такое стремление может привести к анархии, хаосу, но это не самое страшное. Анархия как явление – слишком на виду, люди быстро замечают это, люди научились анархии целесообразно сопротивляться. Страшнее – постепенное закрепощение людей, это – неявная опасность. Этому способствуют: привлекательность идеи единой централизованной власти (людям нравится чувствовать себя единой нацией), единое законодательство, основанное на единообразии закона, любые привилегии вызывают отвращение, всё это приводит к преувеличенному представлению об общественных интересах в ущерб интересам индивида, люди легко соглашаются с тем, что выгода общественного – всё, а выгода личная – ничто. Это приводит к жесточайшей регламентации прав и свобод личности. Поэтому, централизация власти – один из факторов, способствующих нивелированию интересов личности. Чем старше демократия, тем централизованнее управление. Угроза правам и свободам исходит от централизованного гос-ва.

Американцы полагают, что в каждом штате верховная власть устанавливается народом. Как только органы власти сформированы, американцы не помышляют их в чём-либо ограничивать, считая, что власть может делать всё. Иллюзорность демократии. В итоге – равенство в рабстве.

Чтобы демократическое развитие завершилось в союзе со свободой необходимо наличие определённого уровня культуры. Это необходимое условие свободы (обычаи, нравы, религия, мораль, конституционные гарантии прав и свобод, уровень образования). Необразованному об-ву можно навязать любой тип управления и назвать его демократией. Господство тирании большинства – одна так же из опасностей. Привлечение к управлению гос-вом широких масс неподготовленных людей (эголетаризм) и как следствие – тирания большинства.

Власть должна принадлежать народу, исходить от него и быть для него, но в строго конституционных рамках. Граница этой власти – права человека. Приход к власти неподготовленных людей – третья опасность.

Если всему этому не сопротивляться, то это ведёт к установлению демократического деспотизма. Новый строй. Формально- народ является носителем власти, но фактически лишён возможности эту власть осущ-ть. От имени народа, но не спрашивая его, правит вождь. Пресечь злоупотребления его не может даже закон, ибо он декларативен, революция несёт новое насилие над личностью.

Поднять культурный уровень – поитико-правовое просвещение народа (участие народа в суде присяжных, в органах управления, создание организаций и участие в них, развитие прессы, «чтобы пользовтаться несомненными благами свободы печати нужно вынести связанное с нею неизбежное зло»), религия.

Актуальность сейчас очевидна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: