Арианские споры в период между I и II Вселенскими соборами. Свт. Афанасий Великий. Участие в спорах императоров Константина Великого, Констанция и Валента

В 325 году император Константин Великий созвал I Вселенский Собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены. Отцы Собора составили Символ Веры в семи членах, куда были внесены слова «Единосущного Отцу». Однако они не дали точного разъяснения этого термина. По этой причине вскоре после Собора разгорелся напряженный богословский спор, сотрясавший Церковь более 50 лет.

Единосущие казалось сомнительным по двум основным причинам:

1) оно вводило в соблазн простых верующих, так как было единствен­ным небиблейским словом в «Символе Веры»;

2) слово «единосущный» в свое время было на востоке ском­прометировано тем, что его употребляли модалисты-савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Троицы, отрицавшие их самостоятельность.

Главная роль в борьбе за определение Собора «Сын единосущен Отцу» принадлежит свт. Афанасию Александрийскому. Родился св. Афанасий в Александрии в хрис­тианской семье. Он получил хорошее образование, хотя и не изучал фило­софии. В молодых летах предавался самому строгому аскетизму. В 319 г. он был посвящен в диаконы епископом Александром Александрийским. В диаконском сане он участвовал в Никейском Соборе. После смерти Алексан­дра (328 г.) был избран его преемником и занимал епископскую кафедру 47 лет, из которых 15 провел в изгнании.

Св. Афанасий был человеком необычайно цельного и героического характера. Он всю жизнь свою положил на борьбу с арианской ересью. Однако, не будучи тонким дипломатом, он не желал признать, что термин «единосущие» смущал многих своей двусмысленностью и потому нуждал­ся в дополнительных разъяснениях. Для него «единосущие» было боевым кличем, от которого зависела судьба Православия и, в конечном итоге, наше спасение, ибо если воплотился не Бог, а тварь, то трагический раз­рыв между Творцом и творением не был преодолен и мы не спасены.

У Ария оказалось очень много друзей и сторонников. Несмотря на противодействие, которое встретил св. Константин, он до конца своей жизни не поколебался и был верен никейской вере, т. е. православному учению, изло­женному I Вселенским Собором, хотя друзья Ария и предприняли невероятные уси­лия, чтобы изменить мнение императора. Дей­ствия еретиков после Со­бора имели коварный характер. Они старались хитростью воздействовать на Константина, ибо видели, что он не станет сторонником Ария по существу. Прежде всего сторонники Ария стали доказывать, что Арий не виноват в том лжеучении, которое было ему приписано и, таким образом, Собор на­прасно его осудил. Иными словами, не желая покушаться на деяния собора, влиятельные сторонники Ария стали предпринимать усилия для его личной реабилитации. Причем арианам удалось буквально взять им­ператора Константина «в кольцо». Одним из самых влиятельных епископов оказался Евсе­вий Никомидийский (Константин жил подолгу в Никомидии пока строился Константинополь). Стре­мясь оправдать Ария в глазах св. Константина, еретики в то же время стремились дискредити­ровать перед ним наиболее видных противни­ков Ария. Они оклеветали перед императором святителя Афа­насия Великого. Обвинение было чисто поли­тическое: говорили, что он препятствует от­правке кораблей с хлебом в Константинополь (снабже­ние Константинополя полностью зависело от этой провинции). В результате святой Афанасий был отправлен в далекую ссылку в г. Трир (современная Германия). Но, так или иначе, св. Константин держался Никейской ве­ры, и при его жизни само догматическое влияние Никейского собора пересмотрено быть не могло.

Когда Арий появился в Александрии, то произошло народное возмущение. В 336 г. имп. Константин вызвал его в Константинополь. Арий на вопрос императора: признает ли он определения Никейского собора, ответил утвердительно. Обманутый им Константин велел Константинопольскому императору Александру принять Ария в церковь. Последний молил Господа не допустить этого. Суд Божий постиг еретика на пути в храм.

Вскоре, в 337 г., скончался Константин, незадолго крещенный епископом-арианином Евсе­вием Никомидийским.

Преемниками Константина Великого были его сыновья: Константин II (до 340), Констанс (до 350 г.), управлявший западом (оба православные) и Констанций (до 361 г.), управлявший востоком (арианин).

Арианствующий император Констанций в пер­вый период своего правления вел себя вполне умеренно, но когда Констанцию пос­ле смерти остальных двух братьев удалось установить свое господство над всей империей, положение изменилось. Констанций, будучи убежденным арианином, решил доставить победу арианству в церковном споре. Он созвал на западе два собора в 353 г. в Арелате и в 355 г. в Медиолане (Милане), требуя осуждения Афанасия. На Медиоланском соборе западные епископы, составлявшие большинство, требовали подтверждения Никейского символа и не соглашались на осуждение Афанасия. Император Констанций лично оказал давление на православных епископов. Часть из них подписала осуждение, часть была сослана, в числе их: Ливерий, еп. Римский, еп. Осия Кордубский.

Ариане внешне победили, но вскоре у них самих начались разногласия. Среди них образовалось несколько партий. Крайние ариане учили, «что Сын не единосущен и не подобосущен Отцу» – аномеи (α̉νόμοιος – Сын не подобен Отцу), а по имени одного из главных представителей этого направления еп. Евномия, стали называться также евномианами. Умеренные ариане провозгласили, что «Сын подобосущен Отцу» – омиусиане (от греч. «омиусиус» – подобосущный). Во главе их движения стал Василий, еп. Анкирский.

Для примирения партий, Констанций созвал в 357 г. собор в Сирмии, который решает вычеркнуть совсем из обращения термин ουσία, как неизвестный Св. Писанию, и выдвигают формулу όμοιος – «Сын подобен Отцу», отчего и партия получает название омиев. Сирмийский символ император заставил подписать и сосланных на восток западных епископов Ливерия и Осию. Первый подписал и осуждение Афанасия, Осия только символ. Оба получили кафедры. Осия скоро отказался от подписи и проклял ересь. Разговор между еретиками все же продолжался до смерти Констанция (361).

(Сирмийская формула – это манифест арианской партии, в которой развивалось учение о подобосущии и подчинении Иисуса Христа Богу Отцу. Сирмийских формул было четыре: 1 – 351 г.; 2 – 357 г.; 3 – 358 г.; 4 – 22 мая 359 г.).

Преемник Констанция, Юлиан Отступник, по личным расчетам и из ненависти ко всему связанному со своим дядей, дал свободу вероисповедания всемхристианам. Афанасий вернулся в Александрию и в 362 г. на Александрийском соборе торжественно утвердил православное учение, постановив, чтобы возвращающиеся в православие ариане принимались в тех иерархических степенях, которые имели до обращения. Но Юлиан, заметив благотворную деятельность Афанасия в церквах Александрийской и Антиохийской, в которых происходила смута из-за двух Антиохийских епископов, решился сослать его. Святитель снова должен был бежать в пустыню.

После Юлиана (Иовиан, Валентиниан) при Bаленте (364-378), брате и восточном соправителе Валентиниана, опять начались преследования православных. Валент попал под влияние упорных ариан (омиев-?) и преследовал православных и полуариан. Вследствие этого последние все более сближались с православными. Был издан указ о ссылке Афанасия (367). Святитель снова бежал. Но в Александрии из-за этого начались волнения, и Валент вынужден был возвратить Афанасия. Это было последнее его изгнание. До самой смерти он спокойно управлял Церковью. Самые враги его чувствовали уважение к великому старцу. Он был 47 лет епископом и 15 лет провел в изгнании. Преставился св. Афанасий в 373 г. Его место заняли Великие Каппадокийцы: свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Ниский. Каппадокийцы были едины в своей тринитарной терминологии: «Три Ипостаси в одной Сущности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: