В.Н. Татищев про актуальные проблемы социально экономического развития в России во второй половине 18 век

Татищев Василий Никитич ( 1686-1750 гг.) происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода, учился в Петровской артиллерийской и инженерной школе. В 1713-1714 гг. продолжил обучение в Берлине, Бреславле и Дрездене. Участвовал в военных походах Петра, в частности в Полтавской битве. Служил в Берг- и Мануфактур-коллегиях. В 20-30 годы, с небольшими перерывами, управлял казенными заводами на Урале (основал Екатеринбург). В 1721 г. по его инициативе открылись горнорудные школы Урала. В 1724-1726 находился в Швеции, где надзирал за обучением российских молодых людей горному делу, изучал экономику и финансы. По возвращении назначен членом, затем главой Монетной конторы (1727-1733). В 1741-45 г. был астраханским губернатором. После отставки переехал в свою подмосковную усадьбу и не оставлял ее до самой смерти.

В. Н. Татищев автор сочинений по географии, этнографии, истории, включая первый обобщающий труд по отечественной истории «История российская с самых древнейших времен». Другие труды: «Лексикон Российский» (до слова «ключник»), «Краткие экономические до деревни следующие записки», был опубликован Судебник 1550 г. с его примечаниями.

Одним из важных просветительских достижений Татищева было новое понимание человека. Он заявил о «нерушимости человека», пытаясь обосновать это положение с помощью теории «естественного права», приверженцем которой он являлся. По мнению Татищева, свобода -величайшее благо для человека. В силу различных обстоятельств человек не может пользоваться ею разумно, поэтому на него должна быть наложена «узда неволи». «Неволя», как полагал ученый, присуща человеку либо по «природе», либо «по своей воле», либо «по принуждению». Подневольное положение человека есть зло, которое Татищев сравнивал с грехом, и само по себе оно выступало «противо закона христианского» (Татищев 1979:387). Фактически Татищев был единственным из отечественных мыслителей первой половины XVIII столетия, кто поставил вопрос о личной свободе человека. Для него этот вопрос решался, прежде всего, в связи с существовавшим тогда крепостным правом. Татищев не высказывался, открыто против его отмены, но в его произведениях эта идея четко прослеживается. К такой мысли можно прийти путем последовательного анализа не только высказываний исследователя о том, что «воля по естеству человеку толико нуждна и полезна», но и самостоятельных выводов ученого, возникших в ходе характеризации социально-экономического развития России. Татищев проводил сравнение с другими государствами, например, с Древним Египтом, показывая тем самым, какую выгоду может получить страна при освобождении крестьян от какой-либо зависимости (Татищев 1979:121). Вопрос о личной свободе также решался ученым с точки зрения теории «естественного права».

Концепция крепостного права, предложенная Татищевым, выглядит следующим образом: крепостное право - незыблемая основа существовавшего в тот период строя, но как явление оно имеет исторической характер. Его установление есть результат договора, но, по мнению Татищева, договор не должен распространяться на детей договорившихся, следовательно, крепостное право не вечно. Поэтому существование крепостной зависимости в России является незаконным. Несмотря на подобные умозаключения, Татищев не считал возможным отменить крепостную зависимость в современной ему России. В отдаленном будущем это должно произойти, но только после обсуждения, в ходе которого будет выработано наиболее разумное решение по вопросу отмены крепостного права.

Останавливаясь на крестьянском вопросе, Татищев особое внимание обращал на проблему беглых в Уральском регионе. Обнаружив, что бегство крестьян, преимущественно старообрядцев, имело широкие масштабы, он предложил использовать их труд на горнозаводских предприятиях Урала. Неоднократно указывая на нехватку рабочих, Татищев изыскивал возможности для привлечения для работы на предприятиях различные категории населения, в том числе и «вольно пришедших», тем самым доказывая необходимость освобождения крестьян от крепостной зависимости и пользу вольнонаемного труда. Ученый высказывался за организацию богаделен, для людей, долгое время проработавших на заводе, что еще раз подчеркивает его заботу о человеке, как о труженике.

Участвуя в политических событиях 1730 года, Татищев, хотя и в завуалированной форме, но все-таки выступил за ограничение монархии. Представив в 1743 году записку «Произвольное и согласное разсуждение.» в Сенат, он, сам того не ведая, по мнению Г.В. Плеханова, «пишет конституционный проект» (Плеханов 1925:77). Главное, за что выступал Татищев, - это сильная исполнительная власть, которая должна заключаться не только в монархе, но и в органах, помогающих ему в управлении государством. Предлагая избрать «другое правительство», ученый определял такие принципы их организации, которые могут быть приемлемы и в современной России: отсутствие местничества при получении должностей, сокращение средств на содержание аппарата, законные выборы и другое.

В своих произведениях Татищев проводил и сословное деление российского общества. Главное внимание было уделено им дворянству, как наиболее прогрессивной прослойке в стране. Особо выделял исследователь торговую прослойку - купечество и ремесленников. Он не только определял их обязанности, но и неоднократно подчеркивал, что государство должно проявлять заботу о них, так как благодаря их деятельности шло постоянное пополнение казны, а, следовательно, и увеличение доходов страны.

Рассуждая о законотворчестве, ученый высказал ряд пожеланий, которые касались создания свода законов. Данные пожелания направлены, прежде всего, на то, чтобы в России все стороны жизнедеятельности общества регулировались законодательными актами, а значит, отношения между всеми членами общества и государством должны строиться на договоре, который должен быть не устным, а письменным договор.

Целостность мировоззрения Татищева определяют такие его составные, как рационализм, свободомыслие, отход от провиденционализма, самостоятельность и независимость суждений, веротерпимость, работа на пользу государства», забота о человеке, развитие светских наук и просвещения. Несмотря на это наблюдаются и противоречия во взглядах ученого. Это проявилось и в его отношении к Академии наук, высказываниях в отношении крепостного права и сохранении привилегий дворянству, определение при этом положения других сословий России.

Татищев был человеком, предвосхитившим свое время. Он не видел в России той социальной силы, на которую можно опереться при проведении преобразований, направленных на капитализацию российского общества. Примеряя опыт стран Западной Европы к России, исследователь понимал бесперспективность своих идей, которые не смогут быть реализованы в полном объеме. Само государство мешало осуществлению замыслов Татищева. Несмотря на то, что в России благодаря усилиям и реформам Петра I произошли серьезные сдвиги в социальной, экономической, политической и духовной областях, большое их количество так и не встретило поддержку среди населения. Ученый видел, что в России не существовало той силы, на которую можно опереться при проведении преобразований в государстве. Поэтому он рассчитывал на поддержку дворянства, консервативного, но в то же время самого образованного класса русского общества, способного повлиять на дальнейшее ускоренное развитие России. С подобными трудностями столкнулась во время своего правления Екатерина II. Такое положение вещей, с нашей точки зрения, лишь показывает сложность в развитии России в первой половины XVIII столетия, а отнюдь отсутствие в государстве мыслителей, являвшихся выразителями просветительских идей. Таким мыслителем, в чьем мировоззрении довольно четко прослеживались характерные черты просветительства, и был Василий Никитич Татищев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: