double arrow

Структурализм. Эдвард Титченер (1867-1927), создатель крупнейшей психологической школы в Корнуэльском университете, явился одним из самых крупных психологов первой четверти

Эдвард Титченер (1867-1927), создатель крупнейшей психологической школы в Корнуэльском университете, явился одним из самых крупных психологов первой четверти XX века. Он стал лидером структурной школы, считающей предметом психологии сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы того, что дано субъекту в его интроспекции, с тем, чтобы впоследствии выяснить всеобщие законы, по которым из них складывается структура - "ма­терия сознания". Предмет психологии для Титченера - это элементы сознания, которые даны человеку в его самонаблюдении. К понятию, условиям, достоверности самонаблюдения Титченер неоднократно возвращается в своих работах.

Основные вопросы науки по Титченеру: что?, как? и почему? В этой связи цель психологии: а) анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на простейшие составные части; б) найти, каким образом соединены эти составные части, законы, управляющие их комбинацией; в) привести эти законы в связь с физиологической организацией. Он верил в программу Вундта, в то время как все практически разуверились и в возможностях интроспекции, и в возможность найти "первоэлементы сознания".

Сознание, по Титченеру, имеет свой собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений (как у химиков за "веществом" скрыты молекулы). Чтобы высветить этот строй, необходим такой язык, который бы позволил говорить о психической "материи" в ее непосредственной данности и не употреблял бы терминов, связанных с информацией о событиях и предметах внешнего мира (т.е. необходимо преодолеть неотвязную "ошибку стимула", очиститься от предметности). Все это достигается длительной тренировкой в инт­роспекции и отчетах об этом.

В психической материи он различал три категории элементов: ощущение -простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью; образ - след прежних ощущений (элементы представлений памяти и воображения); чувство - переживания определенного качества, интенсивности, длительности.

Согласно выдвинутой им "контекстной теории значения" представление о каком-либо объекте строится из совокупности чувственных элементов, часть которых может покидать сознание, образуя контекст, а оставшаяся в сознании "сенсорная сердцевина", где большую роль играют мышечные ощущения, достаточна для того, чтобы воспроизвести всю совокупность этих элементов.

Титченер определяет правило исследования: "Надо стать в такие условия, чтобы производимый опыт был как можно менее доступен внешнему влиянию; надо устремить свое внимание на стимул и, удалив его, вновь вызвать в душе воспоминание об ощущении. Затем надо выразить словами процессы, составляющие ваше сознание стимула". Таким образом, определяя требования к самонаблюдению, Титченер указывает, что оно не должно быть непосредственным.

При более подробном рассмотрении исследования ощущений методом самонаблюдения, Титченер выделяет и обосновывает требования к интроспекции: 1) беспристрастность (иначе наблюдение может быть ложным); 2) "мы должны управлять нашим вниманием. Внимание не должно ни рассеиваться, ни блуждать". Для этого нужна практика; 3) "При самонаблюдении тело и душа должны быть свежи". Утомление, физическая усталость мешают сосредоточению внимания; 4) наличие благоприятного общего состояния."Мы должны чувствовать себя хоро­шо, приятно, быть в хорошем настроении и с интересом относиться к своему предмету". Кроме соблюдения этих условий, необходимо использовать "метод средних величин". При рассмотрении аффектов необходимо сочетание метода самонаблюдения и физиологического метода. Под последним Титченер понимает регистрацию и оценку четырех "главных телесных последствий": изменения в объеме тела, дыхании, пульсе и мускульной силе.

Титченер формулирует свой действительный закон ассоциаций. В более ранней трактовке он звучит так: "Одна идея вызывает другую, когда заключает в себе элементы, общие ей и другой идее. Раз образованные соединения стремятся сохраняться даже тогда.когда условий их образования не имеется налицо". Позднее Титченер дает несколько иное определение: "Всякий раз, как процесс ощущения или образа появляется в сознании, имеют тенденцию появиться вместе с ним (естественно, в виде образов) все те процессы ощущений и образов, которые встречались с ним прежде в какой-нибудь современности сознания".

Таким образом, в своих работах Титченер в числе важных структурных элементов психики выделил и исследовал ассоциацию как явление и принцип сочетания представлений. От исследования особенностей ассоциаций Титченер переходит к их экспериментальному исследованию, а от него - к установлению связи с психическими явлениями. В области доказательств психологических гипотез и догадок на протяжении всей своей научной деятельности Титченер оставался верен рассмотрению их через призму метода самонаблюдения.

Своей научной деятельностью Титченер внес значительный вклад в развитие структурной школы психологии. И несмотря на то, что с ходом научного прогресса это направление психологии стало тупиковой ветвью, Титченером и его единомышленниками был собран, исследован, систематизирован обширный материал, используемый и современными направлениями психологической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: