double arrow

Введение. Тема 11 . Религия в современном мире

Тема 11. Религия в современном мире

Тема 10. Ислам

Тема 9. Русское православие

Тема 8. Современное западное христианство

Тема 7. Христианство в Средние века и в Новое время

Тема 6. Раннее христианство

Тема 5. Иудаизм

Тема 4. Буддизм

Тема 3. Религии Древнего Востока

Тема 2. Ранние формы религии

2.1. Религия неандертальцев и примитивных народов

2.2. Религия Древнего Египта

2.3. Религия Древнего Междуречья

2.4. Религия Древнего Ирана (маздаизм)

2.5. Религия Древней Греции

2.6. Религия Древнего Рима

2.7. Религия народов Центральной Америки

3.1. Религия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство)

3.2. Религия Древней Японии (синтоизм)

3.3. Религия Древней Индии (брахманизм, индуизм)

4.1. Будда, основные принципы его учения

4.2. «Четыре благородные истины» буддизма

4.3. Распространение буддизма. Махаяна и Хинаяна

4.4. Тибетский буддизм

4.5. Современный буддизм: основные черты

5.1. Зарождение и ранняя история иудаизма. Возникновение монотеизма

5.2. Гностицизм

5.3. Талмудизм

5.4. Иудаизм в Средние века и в Новое время. Каббала

5.5. Современный иудаизм

6.1. Происхождение христианства. Историческая подоплека образа Христа

6.2. История создания Евангелий. Канон и апокрифы

6.3. Превращение христианства в официальную религию

6.4. Апологеты христианства. Отцы церкви

6.5. Формирование системы догматов (Вселенские Соборы)

7.1. Раскол христианства (православие и католицизм)

7.2. Особенности развития католицизма в Средние века

7.3. Схоластическая философия и мистические учения

7.4. Секты и ереси

7.5. Период Реформации. Образование протестантизма

8.1. Контрреформация. Период религиозных войн (XVII–XVIII вв.)

8.2. Кризис католицизма в XIX в

8.3. Современный католицизм: традиции и инновации

8.4. Направления протестантизма, их возникновение и развитие

8.5. Мормоны

9.1. Особенности принятия христианства на Руси

9.2. Развитие русской церкви в XIII–XVII вв

9.3. Церковный раскол в России. Старообрядчество

9.4. Церковь под контролем государства (1700–1917 гг.)

9.5. Революция и новый раскол православия

9.6. Ренессанс православия в современной России

10.1. Мухаммед, основные источники ислама

10.2. Священные тексты и законы ислама

10.3. Ранняя история ислама. Шииты и сунниты

10.4. История ислама в IX–XIX вв

10.5. Исламские секты (исмаилизм, суфизм, ваххабизм, бехаизм)

10.6. Современный ислам: пути модернизации и фундаментализм

11.1. Процессы секуляризации религии

11.2. Современное сектантство: основные черты

11.3. Экуменизм

Приложение

Иерархи католической церкви (римские папы)

Верховные иерархи Русской православной церкви (митрополиты, с 988 г. – в Киеве, с 1299 г. – во Владимире, с 1324 г. – в Москве, с 1589 г. – патриархи)

Использованная литература

Религия занимает важное место в жизни каждого. В сфере интересов верующего человека она оказывается уже в силу наличия у него веры в Бога (или богов), а неверующий человек, сталкиваясь с проявлением религиозности, должен уметь объяснить самому себе, почему его не удовлетворяет религиозная вера в качестве основной доминанты духовного существования. Религия сопровождает нас на протяжении всей жизни, ведь первые представления о существовании сверхъестественного мы получаем от родителей, бабушек и дедушек в том возрасте, когда полученные сведения усваиваются без особых усилий, накладываясь на незамутненное детское сознание и формируя то исходное представлении о религии, которое может оставаться неизменным на протяжении всей жизни, а может видоизменяться в соответствии с изменением внешних обстоятельств или душевных качеств самого человека. В конце концов, история знает много случаев разочарования верующего человека в своих убеждениях, но и не меньше случаев обратной трансформации, когда убежденный атеист становился искренне верующим человеком. И речь идет не об отказе от своих воззрений под воздействием изменившейся социально-политической обстановки (ярким примером чему стала Россия 1990-х гг.), а о радикальной переориентации сознания в результате столкновения с каким-либо явлением, не вписывающимся в односторонне рациональную картину мира. Не удивителен ли тот факт, что многие ученые, прославившие свои имена фундаментальными открытиями в области ядерной физики или нейрохирургии, были верующими людьми, сумевшими рационально оправдать для самих себя необходимость существования веры?

Предмет «История религии» сегодня преподается как в высших учебных заведениях, так и в обычных школах. При этом важно понимать, что свобода вероисповедания закреплена в Конституции России, поэтому задача данного предмета заключается не в увеличении числа верующих, а в передаче ученикам средней школы и студентам начального объема знаний, касающихся специфики религии, теорий ее происхождения и развития, места религии в современном мире. Нельзя забывать и о том, что религия представляет собой один из важнейших пластов культуры, без знания которого невозможно претендовать на звание культурного и образованного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: