double arrow

Романо-германская и англосаксонская правовые системы

Право Индии;

Романо-германская;

ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Проблемы типологии правовых систем во Франции разрабатывались Рене Давидом, в Германии – Цвайгертом. В России они до недавнего времени не были предметом специального исследования, хотя все основные особенности, напр., англосаксонского и романо-германского права были известны русским и немецким правоведам еще в XIX в.

Правовая система – 1) взятые во взаимосвязи 2) характерные для данного гос-ва и 3) обусловленные исторически: а) особенности общественного строя (не в марксистском, а скорее в культурологическом понимании); б) ключевые правовые доктрины и особенности правопонимания; в) основные особенности источников и содержания права.

Правовая семья – группа правовых систем, объединенных сходными условиями исторического развития и поэтому имеющих существенные «общие особенности», отличающие их от др. правовых семей. При этом какого-либо единого критерия классификации правовых систем по семьям не предлагается. Речь идет об историческом «родстве», объективном сходстве правовых культур.

Основные правовые семьи:

2) семья социалистич. права (которая происходит от романо-германского права);

3) семья Общего права, которую у нас принято называть англосаксонской (хотя собственно англосаксонский период в развитии английского права закончился завоеванием Англии норманнами Вильгельма Завоевателя, после чего и возникло Общее право и появились те особенности, которые характеризуют сегодня «англосаксонскую семью»);

4) мусульманское право;

6) право стран Дальнего Востока (Китай, Япония);

7) право стран черной Африки («черная» она в отличие от арабской северной Африки).

Цвайгерт предлагает иную классификацию. Он считает, что «германская» и «романская» семьи – самостоятельные семьи. Называет семью Общего права «англо-американской», выделяет «северную» (т. е. скандинавскую) правовую семью.

В качестве особенностей романо-германской («континентальной») семьи (Германия, Франция, Россия, Италия, Испания, Польша и др.) обычно называют:

1) формирование в условиях рецепции римского права;

2) основной источник права – закон (в том числе кодекс). Многие отрасли права кодифицированы; постепенно все более и более возрастает роль подзаконных нормативно-правовых актов; возрастает и значение «кассационного прецедента» т. е. решения высшего суда, рассматривающего дело в кассационном порядке (некоторые правоведы даже считают его источником права, другие просто говорят о его высокой авторитетности);

3) имеются специализированные органы конст. контроля: конст. суды или советы, кот. могут и не входить в суд. систему (напр., во Франции Конст. совет судом не является);

4) суд присяжных встречается очень редко, напр. в Испании и России; в романских странах (Франции, Италии и др.) преобладает суд ассизов (отличается от суда присяжных тем, что присяжные хотя и избираются методом случайной подборки, однако выносят вердикт не самостоятельно, а с участием проф. судей, кот. присутствуют в совещат. комнате), в герм, семье (Германия Австрия, Венгрия, Чехия и др.) преобладает суд шеффенов (кот. подбираются не методом случайной подборки, а избираются населением, в процессе имеют почти равные права с профессион. судьей, решают как вопросы факта, так и вопросы права, участвуют в назначении наказания). Постоянно растет подсудность дел единоличным судьям. Уг. процесс смешанный: розыскной на досудебных стадиях, состязательный в суде. В романских странах розыскную функцию выполняет следственный судья (в России до революции он назывался судебным следователем), в Германии – прокуратура и полиция (как в современной России). Розыскная (или следственная) функция соединяет в себе обязанность доказывания обвинения и, с другой стороны, непредвзятое ведение дела, выявление оправдывающих доказательств. Во Франции следственный судья принимает все решения по делу без получения каких-либо санкций. В Германии действия прокурора и полиции контролируются судом. В качестве особенностей «англосаксонской» – (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) семьи обычно называют:

1) меньшим, чем на континенте, было влияние римского права;

2) основным источником права является судебный прецедент; постепенно возрастает роль законов (статутов), однако статуты достаточно свободно толкуются судьями, т. е. статут всегда дополняется прецедентом;

3) отсутствие конст. судов, функцию конст. контроля осуществляют обычные суды;

4) очень широкая подсудность суда присяжных, полная состязательность уг. процесса, в том числе и на досудебных стадиях. Фигуры следователя нет. Адвокат имеет широкие права в сфере собирания доказательств, в чем ему активно помогают частные детективы.

35. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: СТАДИИ, СПОСОБЫ

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, обеспечивающих реализацию целей правового регулирования.

Вопрос о целях правового регулирования является дискуссионным. Есть мнение, что это реализация заинтересованными лицами своих законных интересов. Однако правовое регулирование осуществляется не заинтересованными лицами, а государством Поэтому представляется, что цели правового регулирования определяются функциями государства.

Граждане, политические партии и иные общественные объединения по общему правилу правового регулирования не осуществляют, однако они могут участвовать в осуществлении правового регулирования государством, напр.: партийная фракция может голосовать в парламенте, гражданин может выполнять функции Президента РФ или участвовать в референдуме.

Из этого общего правила есть исключения, связанные с возможностью издания локальных нормативно-правовых актов: напр., работодатель может издать правила внутреннего распорядка, может подписать коллективный договор с работниками. Тем самым он осуществляет правовое регулирование трудовых отношений в рамках данной организации Возможны и социально-партнерские соглашения в рамках профессии, отрасли и даже межотраслевые региональные соглашения.

Элементы механизма правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношения; 3) само правоотношение; 4) реализация права (т. е. его соблюдение, исполнение и использование); 5) юридическая ответственность за правонарушение.

Стадии правового регулирования: 1) правотворчество, 2) возникновение правоотношения, 3) реализация права.

Применение права, в том числе применение мер государственного принуждения (т. е. ответственность), является факультативной стадией.

Методы правового регулирования: субординация (т. е. властные предписания и запреты, императивный метод, характерный, напр., для административного и уголовного права) и координация (т. е. дозволение, диспозитивный метод, характерный для гражданского права, когда стороны в установленных рамках могут сами определять свои права и обязанности на основании соглашения между ними).

36. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, СТАДИИ

Правотворчество – это вид деятельности гос-ва: в результате которой политич. воля выражается в виде нормы права в определенной форме права (т. е. в источнике права). Это и первая стадия в механизме правового регулирования.

Принципы правотворчества: 1) законность;

2) гласность; 3) демократизм; 4) профессионализм 5) строгая дифференциация правотворческих полномочий; 6) планирование.

Виды правотворчества: 1) издание нормативно-правовых актов; 2) санкционирование гос. органами правовых обычаев или корпоративных норм;

3) заключение нормативных договоров. Субъекты правотворчества:

1) гос-во в лице уполномоченных органов либо в лице непосредственно всего народа (при референдуме);

2) органы местного самоуправления (которые не являются гос. органами, что закреплено в Конституции);

3) в редких случаях – физич. лица и любые организации, когда они управомочены принимать локальные нормативно-правовые акты. Напр. работодатель может утвердить правила внутр. распорядка, которые содержат правовые нормы обязательные для всех работников организации. В большинстве случаев частные лица и их организации вправе совершать не нормативные, а индивидуальные правовые акты, напр. сделки, которые создают права и обязанности лишь для участников этой сделки. Такая деятельность правотворчеством не является, так как никаких правовых норм не создает. Стадии правотворчества: 1) законодательная инициатива (т. е. право внесения законопроекта в одну из палат парламента); 2) обсуждение и доработка законопроекта (в РФ он обсуждается в трех чтениях); 3) его принятие (в РФ – Государственной Думой, Совет Федерации не принимает закон а лишь одобряет его); 4) его санкционирование (напр., в РФ одобрение Советом Федерации и подписание Президентом); 5) его обнародование т. е. промульгация его главой государства и непосредственно официальное опубликование. Промульгация – это принятие главой гос-ва решения об обнародовании закона, непосредственное обнародование производится путем размножения текста закона в официальном издании – в РФ это «Российская газета», «Парламентская газета» или Собрание законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: