double arrow

Вытаскивание объектов

Техническая разведка

Проведение эвакуационных работ

Эвакуация машин включает комплекс мероприятий по:

· поиску и обнаружению (техническая разведка) поврежденных или застрявших объектов;

· подготовке средств эвакуации и объектов к вытаскиванию;

· вытаскиванию неисправных (застрявших) машин;

· приведению их в транспортабельное состояние;

· транспортированию с мест повреждения к маршрутам эвакуации, в укрытия, на сборные пункты поврежденных машин, места ремонта или железнодорожные станции.

Техническая разведка включает добывание, сбор, изучение и обобщение данных, необходимых для организации и осуществления автотехнического обеспечения подразделений, частей и соединений при выполнении ими боевых задач.

Техническая разведка оказывает значительное влияние на эффективность процесса восстановления вышедшей из строя техники. Своевременность и полнота данных о количестве, местах нахождения и состоянии вышедшей из строя техники позволяет в более короткие сроки сосредоточить основные усилия ремонтно-эвакуационных средств на восстановлении в первую очередь подвижности вооружения и боевой техники.

Техническая разведка организуется заместителем командира соединения (части) по вооружению, осуществляется комплексно, в интересах всех технических служб, и ведется пунктами технического наблюдения (ПТН), группами технической разведки (ГТР), ремонтными группами (Рем.Г), ремонтно-эвакуационными группами (РЭГ), замыканиями походных колон, спасательно-эвакуационными группами и эвакуационными командами.

ПТН создаются в мотострелковых (танковых) батальонах и артиллерийских дивизионах, при необходимости они могут создаваться и в других подразделениях, имеющих отделения технического обслуживания.

Основными задачами ПТН являются:

· наблюдение за вооружением и техникой своих и приданных подразделений на поле боя;

· отыскание мест нахождения вышедших из строя вооружения и техники;

· определение степени заряженности местности и вышедшей из строя вооружения и техники;

· выяснение состояния экипажей (расчетов) и водителей;

· ориентировочная оценка характера и сложности застревания или опрокидывания объекта, величина потребного усилия вытаскивания, объем подготовительных работ, транспортабельность машины и возможный способ буксировки;

· определение причин и характера выхода вооружения и техники из строя, объема восстановительных работ и необходимых для их проведения сил и средств;

· отыскание ближайших укрытий для размещения вышедших из строя вооружения и техники и мест, удобных для развертывания ремонтных средств своего и приданных подразделений;

· отыскание путей, удобных для подхода эвакуационных или ремонтных средств к вооружению и технике.

В частях (соединениях) по распоряжению заместителя командира по вооружению создаются группы технической разведки (ГТР). Они выполняют задачи, аналогичные задачам ПТН, и, кроме того, на них возлагается:

· отыскание и уточнение районов (мест) сосредоточения наибольшего количества вышедшей из строя вооружения и техники и определения их принадлежности воинским частям, марки и номерные знаки машин;

· уточнение путей эвакуации вооружения и техники, районов (мест) расположения (развертывания) и путей перемещения ремонтных подразделений и частей;

· определение состояния местных ремонтных и других предприятий и возможности использования их для ремонта вооружения и техники;

· определение местонахождения и возможности использования оставленных противником вооружения, техники и технического имущества;

· ведение радиационной, химической и инженерной разведки на путях эвакуации, в районах развертывания ремонтных средств и на путях их перемещения.

Группы технической разведки возглавляются офицерами (прапорщиками технической части или ремонтных подразделений). В их состав включаются специалисты-ремонтники, химики-дозиметристы, саперы и при необходимости личный состав из медицинских подразделений. В качестве технических средств ГТР используются бронетранспортеры, танковые тягачи, машины технической помощи и другая техника с радиостанциями и приборами ночного видения.

Ремонтные и ремонтно-восстановительные группы, спасательно-эвакуационные группы и эвакуационные команды ведут техническую разведку в объеме, необходимом для выполнения стоящих перед ними задач.

4.3.2. Подготовка средств эвакуации и объекта к вытаскиванию

Подготовительные работы включают в себя подготовку средств эвакуации и объекта к вытаскиванию.

а) Подготовка средств эвакуации к вытаскиванию объекта включает правильную его установку относительно объекта, перевод оборудования из походного положения в рабочее, раскладку и закрепление такелажного оборудования по принятой схеме вытаскивания (рис. 4.27).

Так, например, при вытаскивании объектов из оврагов, рвов и карьеров средство эвакуации должно размещаться перпендикулярно склону, по которому будет осуществляться перемещение объекта. А при необходимости установки опрокинутых объектов средство эвакуации должно размещаться таким образом, чтобы создаваемое им тяговое усилие прикладывалось как можно ближе к центру тяжести объекта и перпендикулярно к его продольной оси (рис. 4.28).

Рис. 4.27. Схема установки средств эвакуации при работе с полиспастом:

а - средство эвакуации установлено в стороне от полиспаста;

б – средство эвакуации установлено непосредственно на якоре

б) Подготовка объекта к вытаскиванию включает:

· разминирование и расчистку путей подхода и эвакуации (срыв крутостей, расчистку завалов, разработку майн и т.п.);

· контроль заряженности объекта, при необходимости проведение его специальной обработки;

· изготовление и укладку полозьев, лыж, гатей, колейных дорожек, настилов и др.);

· отрывку мест для закрепления тросов;

· освобождение ходовой части от грунта (снега, льда).

Подготовительные работы выполняются водителями машин и личным со-

ставом эвакуационных подразделений. Для разминирования и проведения

а

б

Рис. 4.28. Схема размещения средств эвакуации:

а – при установке опрокинутого объекта;

б – при вытаскивании объекта с одновременной его установкой

сложных и трудоемких работ распоряжением командира соединения (части) привлекается личный состав и техника инженерных и других подразделений.

Ориентировочный характер подготовительных работ для вытаскивания застрявших в различных условиях объектов и необходимые для этого объем работ и трудозатраты приведены в табл. 6.3 (приложение 6).

При вытаскивании объектов полуподъемом и подъемом, как правило, достаточно вручную откопать места закрепления тросов.

Вытаскивание объектов в зависимости от сложности застревания, условий выполнения работ, наличия и возможностей средств эвакуации может осуществляться:

· самовытаскиванием с применением тяги движителя или лебедки объекта;

· тягачами с использованием тяги движителя;

· лебедками тягачей;

· с помощью подъемных устройств эвакуационных тягачей.

а) Самовытаскивание исправного объекта используется при легких застреваниях, когда тяговые возможности его движителя превышают величину сил сопротивления движению, но не могут быть реализованы из-за недостаточного сцепления колес (гусениц) с грунтом.

Водитель (экипаж, расчет) колесной машины может применить следующие приемы самовытаскивания:

· попеременное включение передач переднего и заднего хода для «раскачивания» машины;

· укладка бревен под двускатные задние колеса (рис. 4.29);

· подкладывание под ведущие колеса колейных дорожек (рис. 4.30), матов, фашин и других приспособлений из подручных материалов;

· установка съемных барабанов с тросами на ведущие колеса (рис. 4.31);

· использование лебедок.

Рис. 4.29. Применение брусьев для самовытаскивания

Рис. 4.30. Самовытаскивание автомобиля с помощью колейной дорожки

Рис. 4.31. Съемный барабан, установленный на ступице колеса

Для гусеничных машин наиболее распространенными приемами самовытаскивания являются:

· использование бревна, присоединяемого к обеим гусеницам (рис. 4.32);

· прикрепление длинного троса или нескольких буксирных тросов к гусеницам и к неподвижной опоре (рис. 4.33, 4.34);

· использование лебедки.

Рис. 4.32. Крепление бревна буксирным тросом при самовытаскивании

Рис. 4.33. Самовытаскивание с использованием тросов, закрепленных за гусеницы

Рис. 4.34. Самовытаскивание объекта, застрявшего на пне с помощью

буксирного троса

Во всех случаях перед самовытаскиванием объекта водитель (экипаж, расчет) должен провести необходимые подготовительные работы, позволяющие уменьшить величину сил сопротивления перемещению (расчистка, укрепление пути выхода колес или гусениц), а на колесных машинах с централизованной подкачкой шин, кроме того, снизить давление в шинах до наименьшего допустимого предела.

б) Вытаскивание застрявшего объекта тягачом с использованием тяги движителя может осуществляться в тех случаях, когда его тяговые возможности достаточны для преодоления суммарных сил сопротивления перемещению тягача и объекта.

В качестве тягачей в этом случае могут использоваться любые машины (автомобили, гусеничные автомобили, тракторы), масса которых должна быть равна или превышать массу вытаскиваемого объекта. Причем, если объект исправен, то вытаскивание должно осуществляться двойной тягой.

После сцепки тягача с объектом с помощью буксирного троса или троса лебедки вытаскивание осуществляется путем плавного натяжения троса и последующего движения на низшей передаче. Вытаскивание - рывком не допустимо, т.к. это может привести к обрыву троса, повреждению тягача и объекта, создает условия повышенной опасности при выполнении работ.

При вытаскивании застрявшего объекта несколькими тягачами они должны соединяться по возможности параллельно. При этом управление сцепом должно осуществляться одним человеком с места, хорошо видимого водителями всех машин.

в) Вытаскивание застрявших объектов лебедками тягачей может осуществляться при легких и средних застреваниях. В качестве тягачей могут быть использованы любые машины, оснащенные лебедками, тяговое усилие которых достаточно для преодоления возможных сил сопротивления перемещению объекта.

Для вытаскивания объекта необходимо:

· провести подготовительные работы;

· установить тягач на расстоянии, достаточном для выхода объекта из препятствия и одной с ним оси;

· обеспечить надежное закрепление тягача на грунте, используя табельное или подручные башмаки, упоры, грунтозацепы;

· выдать трос лебедки;

· установить (при необходимости) и присоединить к объекту блок полиспаста, заложив в него трос лебедки;

· плавно натянув трос лебедки, осуществить вытаскивание объекта.

В случае, когда тягач не может быть установлен на одной оси с объектом, изменение направления приложения тягового усилия лебедки обеспечивается при помощи блока, закрепленного за местный предмет или анкер (рис. 4.35).

г) Вытаскивание объектов с помощью подъемных устройств:

· кран-стрелы - двуноги специального автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 4.23) из состава ПАРМ-1М1 (ПАРМ-3М1) и эвакуационных тягачей производится при средним и тяжелом застревании объектов способом полуподъема;

· эвакуационных тягачей, при этом эвакуационный тягач должен быть

установлен не далее 7 м от объекта. Если установка тягача невозможна рядом с вытаскиваемым объектом, то вытаскивание может производиться прямым перемещением объекта. В этом случае должны быть приняты меры для обеспечения продольной устойчивости эвакуационного тягача. С этой целью на эвакуационном тягаче ТК5В предусмотрено использование понизителя троса, состоящего из однороликового блока с крюком, навешиваемого на трос лебедки и соединяемого при помощи тросовых тяг с плитами подъемно-опорной стрелы (рис. 4.36, 4.37).

Рис. 4.35. Изменение направления тягового усилия лебедки с помощью блока

Рис. 4.36. Установка понизителя троса лебедки

Рис. 4.37. Вытаскивание автомобиля из водной преграды эвакуационным тягачом ТК5В на плотном грунте

д) Вытаскивание объектов с использованием полиспастов применяется при среднем, тяжелом и особо тяжелом их застревании, когда возможности других средств и способов недостаточны или их применение невозможно по условиям доступности объектов.

Полиспасты можно собирать из элементов такелажного оборудования многоцелевых автомобилей и транспортеров – тягачей с лебедками, эвакуационных тягачей и табельных групповых такелажных комплектов, а также из подручных элементов, прочность которых достаточна для реализации необходимого тягового усилия.

Схема полиспаста выбирается исходя из возможностей величины сил сопротивления перемещению объектов и тяговых возможностей выделенного средства эвакуации.

Размеры полиспаста должны обеспечивать возможность вытаскивания объекта за один прием. Если это невозможно, то вместо грунтовых якорей можно использовать подвижные анкеры (тягачи, тракторы), что позволяет после подтягивания полиспаста на всю длину троса производить его растягивание со сменой места установки анкеров и средств эвакуации (рис. 4.38).

Рис. 4.38. Применение подвижного анкера для растягивания полиспастов:

1 – исходное положение; 2 – предельное положение после подтягивания троса на всю длину; 3 – положение полиспаста после перемещения средства эвакуации и подвижного анкера; 4 – предельное положение после повторного подтягивания троса на всю длину

Для раскладки полиспаста необходимо:

· выложить на грунт возле объекта подвижные блоки и разобрать;

· выложить неподвижные блоки у средства эвакуации и (или) в местах соединения с якорем;

· выдать трос лебедки на необходимую длину и заложить его в блоки, собрать блоки, сцепить их с объектом буксирными тросами и закрепить анкерный конец троса на одном из блоков в соответствии со схемой полиспаста;

· растянуть полиспаст с помощью средства эвакуации на предельное расстояние и отсоединить неподвижные блоки от буксирных крюков, если сборка полиспаста осуществляется рядом с объектом;

· собрать и подсоединить к неподвижным блокам якоря, закрепив их затем при помощи штырей на грунте;

· ходовой конец троса полиспаста подсоединить к средству эвакуации, если трос не является тросом лебедки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: