Гражданское и арбитражное судопроизводство относится к самостоятельным областям юр практики.
Экономические споры рассматривают арбитражные суды. Процедура назначения судебно-экономической экспертизы по гражданским и арбитражным делам в целом совпадает, но несколько отличается от практики уголовного судопроизводства.судебно-экономическая экспертиза может быть инициирована по ходатайству истца, ответчика, прокурора и других участников процесса.
Суд в праве назначить экспертизу по своей инициативе в любой стадии рассмотрения дела до тех пор пока не вынесено решение, кроме того суд в праве назначить дополнительную или повторную экспертизу. Согласно процессуальному законодательству окончательное определение круга вопросов принадлежит суду. Суд рассматривает все предлагаемые вопросы, исключают те, которые не относятся к делу или выходят за пределы компетенции эксперта. И формируют вопросы по своей инициативе. В арбитражном процессе эксперт-экономист является единственным участником, обладающим спец познаниями в области экономики и бух учета. Суд по своему процессуальному статусу не располагает такими знаниями и поэтому полагается на проф мнение эксперта. При вынесении решения судья руководствуется всеми имеющимися доказательствами по делу, то есть не только заключением эксперта-экономиста, однако опровергнуть или подтвердить выводы эксперта-экономиста суд не может. Вопросы, представляемые эксперту-экономисту, должны быть определенными и конкретными, а их перечень полным.
|
|
28. Вопросы, решаемые экономической экспертизой.
Вопросы, решаемые суд эк экспертизой.
Вопросы задаваемые эксперту-экономисту предъявляется ряд требований.
- Они должны относится к экономике, бух учета, быть существенными для дела, вытекать из его материалов
- Они не могут быть разрешены судом или следователем, то есть для их разрешения необходимо обладать определёнными познаниями
- Они могут быть разрешены лишь на основе материалов дела, представленных экспертом.
Структура постановления следователя о назначении экономической экспертизы.
Содержит след. части:
1. Вводная:
- Указывается дата и место вынесения определения
- Наименование суда
- Состав суда и № дела
- Наименование сторон
- Предмет спора
2. Описательная часть:
- Кратко излагаются обстоятельства рассматриваемого дела
- Указываются основания для назначения экспертизы
- Другие сведения
3. Итоговая (резулютивная):
- Формируются решения суда о назначении экспертизы
- Называется вид экспертизы
- Приводится наименование учреждения
|
|
- Приводится перечень вопросов, на которые следует ответить эксперту
- Перечисляются материалы, передаваемые эксперту
Особенности организации экономической экспертизы по результатам налогового контроля.
Порядок назначения и проведения экспертизы налоговыми органами регламентируется ст. 95 НК. Основные отличия организации ее проведения от орг. проведения экспертизы по требованию следствия, суда и прокуратуры закл. в следующем:
· эксперты привлекаются для участия только в выездных налоговых проверках;
· результаты экспертизы прилагаются к актам выездных налог.проверок;
· на экспертное рассмотрение ставятся узкие, сугубо специальные вопросы БУ, так как должностные лица налог. органов в силу своей компетенции должны обладать профес. познаниями в области БУ и решать подавляющее число этих вопросов самостоятельно;
· согласно п. 2 ст. 95 НК привлечение к сотрудничеству эксперта осущ. на договорной основе путем заключения гражданско-правового договора на оказание услуг между экспертом или экспертным учреждением и налоговым органом;
· отказ эксперта от заключения с налог. органом договора (ввиду принципа свободы его заключения) не может служить основанием для привлечения эксперта к ответственности за отказ в проведении экспертизы;
· экспертиза назначается постановлением должностного лица налог. органа, осуществляющего налоговую проверку;
· об ознакомлении эксперта с постановлением о назначении экспертизы и разъяснении ему своих прав составляется протокол.
Приемы проверки отдельного документа.
Методические приемы проверки отдельного документа:
а) формальная проверка. Это визуальная проверка документов: проверка правильности заполнения реквизитов, отсутствия неоговоренных исправлений, а также проверка наличия и подлинности тех реквизитов, которые предусмотрены для данного типа документов. Такие реквизиты, как подписи, печати, штампы, при необходимости можно сопоставить с реквизитами на других документах, составленных ранее или позднее;
б) арифметическая проверка. Она состоит в пересчете результатов таксировки, общих итого, взаимоувязки начислений и удержаний (скидок) и т. д.;
в) нормативно-правовая проверка. Суть такой проверки зависит от хозяйстве: ной операции, при этом проверяется соблюдение различных нормативов, инструкций, положений и т. п;
г) проверка на действительность хозяйственной операции (в неискаженных объемах) или фактов экономической деятельности.