double arrow

Человек как предмет познания .Системное представление о человеке. Многообразие подходов к изучению человека

Вопросы по психологии.

Человек – понятие, которое значительно шире психических феноменов. Человек имеет телесность, психику, а также духовные начала. Так, еще в конце XIX в. Константин Дмитриевич Ушинский (1924–1870) создал свой фундаментальный труд "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868–1869). Он предусматривал три части:

1) часть физиологическая;

2) часть психологическая;

3) часть педагогическая.

Третью часть К. Д. Ушинский не успел дописать. При этом основной лейтмотив труда К.Д. Ушинского определялся идей, что для осуществления педагогической деятельности человека нужно знать в целостности трех его составляющих – тела, души и духа. Телесность человека – предмет физиологии. Психика человека – предмет психологии. Но ведь есть еще духовная сторона жизни человека. И важно ее удерживать в процессе познания человека, а она уже находится вне предмета психологии как естественнонаучной дисциплины. Духовная сторона жизни человека может пониматься только в русле гуманитарного знания.

Развитие человека происходит в деятельности в определенной социальной ситуации развития. Для понимания деятельностной природы развития человека значимы такие категории как активность, поведение, деятельность.

Изначальный смысл термина "активность" можно определить, согласно И. Канту, как "причинность причины". В психологии под понятием активность обычно понимают "деятельностное состояние живых организмов как условие их существования в мире"[3]. При этом важно понимать, что активность – не просто пребывание живого существа в движении (это лишь внешняя сторона проявления активности). Активность включает в себя и источник движения. В логике субъектного подхода в психологии активность – способность субъекта к самодвижению, это движущая сила становления, существования и проявления человека как субъекта жизни и деятельности.

Понятие активность стало центральным в работах Владимира Дмитриевича Небылицына (1930–1972), который рассматривал его как более широкое по отношению к понятию "деятельность" и как более адекватное при рассмотрении феномена индивидуальности. Он писал: "Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительного внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в том числе речедвигательном), либо социальном (общении) плане"[4]. В. Н. Небылицыным была заложена идея различения степени активности между двумя полюсами: вялость, инертность, пассивноесозерцательство – с одной стороны, и высшая степень энергии, мощная стремительность действия, постоянный подъем, с другой. При этом отмечалось, что направление, качество и уровень реализации определяются особенностями личности, среди которых выделялись: интеллектуальные и характерологические особенности, комплекс отношений и мотивов.

"Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения"[5].

Активность человека может рассматриваться на различных уровнях сто бытия, на одном полюсе которого мы можем наблюдать простейшие формы активация и рефлекторные акты, а на другом – произвольные и рефлексивные акты самоопределения и самополагания субъекта. К основным свойствам активности относят следующие полярные проявления:

– спонтанность – реактивность;

– произвольность – полевое (полезависимое) поведение;

– надситуативность – ириспособительность;

– действенность – пассивность.

Особую форму активности, свойственную именно человеку как субъекту жизнедеятельности, выделил Вадим Артурович Петровский (р. 1950), определив ее как над- ситуативную: "Надситуативная активность – способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством надситуативной активности субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения ("барьеры") деятельности. Надситуативная активность выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, "бескорыстного" риска, сверхнормативной активности"[6].

Базовой категорией для ряда направлений в психологии стало понятие "поведение". Собственно понятие "бихевиоризм" как одно из ключевых психологических направлений психологии как науки в XX в. буквально и переводится как учение о поведении (англ, behavior – поведение). В бихевиоризме вообще предмет психологии сводился к поведению, поскольку только внешний план психического (поведение) мы можем изучать объективно. И поведение в бихевиоризме изначально изучалось в формуле S (стимул) → R(реакция). При этом особенности реакции могли быть специфическими в зависимости от предшествующего опыта стимуляции, получившего либо положительное, либо отрицательное подкрепление. Данную схему И. П. Павлов изучал как процесс формирования условно- рефлекторных связей. Позже в бихевиоризме появились понятия операнты и когнитивной карты, которые выступали промежуточном психическим звеном между стимулом и реакцией.

Системное представление о человеке. Образы, создавшиеся в результате восприятий с определенной избирательностью, с большей или меньшей тонкостью и эмоциональной окраской, в дальнейшем в соответствии с нашими желаниями могут быть оживлены в сознании. Результат оживления образов, воспринятых когда-то в прошлом, называется представлением. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия - далеко не копия его.

Во-первых, представления носят более обобщенный характер, так как отдельные конкретные черты предмета, некоторые малозначащие детали воспроизводятся неотчетливо или совсем исчезают. Во-вторых, представления могут иметь у разных людей неодинаковую степень яркости, тогда как реальные предметы воспринимаются примерно одинаково. В третьих, представления отличаются от восприятия еще и тем, что при них имеет место определенная фрагментарность, т.е. при оживлении представлений наш "мысленный взор" как бы скользит по объекту, в большей или меньшей степени периодически оживляя его отдельные детали, части. Четвертое представление разнится с восприятием еще и тем, что, однаж-164

ды активно вызванное усилием води, оно неустойчиво и способно исчезнуть. Новые усилия в этом направлении, разумеется, будут способствовать воссозданию образа вновь. Однако при вторичном вызывании он может уже несколько отличаться от первого представления: кое-что упускается, некоторые черты обобщены и т.п.

Представления всегда в достаточной степени индивидуальны и, как и восприятия, во многом зависят от особенностей личности, се установок и прошлого опыта человека, степени развитости его интеллектуально-мнестических способностей. Представление способно уходить из сознания также в соответствии с нашим желанием.

В познавательной деятельности представление занимает положение, промежуточное между восприятием и мышлением. В сявзи с тем, что представления воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают предстаялеиня помят" и представления воображения.

В некоторых случаях представления бывают особенно яркими, и несмотря на большой срок, истекший со времени контакта с объектом, они до мельчайших подробностей соответствуют образу бывшего восприятия. Такая способность зеркально точного воспроизведения в представлениях бывшего ранее восприятия называется эйдетизмам (от греч. eidos - образ). Эйдетики встречаются редко и чаще в детском возрасте. Это явление еще недостаточно изучено. Элементы эйдетизма, например зрительного, но выраженные в незначительной степени, имеются у каждого человека. Различают эйдетизм зрительный, слуховой, тактильный и др.

Примером зрительного эйдетизма может служить следующий факт. Один из художников, живший в XVIII веке, работая с натурщицами, поступал следующим образом. Первый сеанс протекал, как обычно: натурщица садилась в кресло, художник в течение 30-40 минут набрасывал ее портрет. Для второго и всех последующих сеансов натурщица не требовалась. Зная о своих необычных качествах воображения, художник ставил кресло на прежнее место, располагался около мольберта и усилием воли вызывал образ натурщицы так, как будто она действительно сидела в кресле. Работа над портретом подвигалась так же успешно, как и в течение первого сеанса. Образ натурщицы в течение всего времени был столь же четким. Если кто-либо из посетителей студии случайно останавливался между пустым креслом и работающим художником, то он обращался с просьбой "отойти в сторону, чтобы не заслонять" эйдетический образ, помещенный воображением в кресло.

Следовательно, необычно выраженное эйдетическое качество состоит, во-первых, в особой четкости образа, во-вторых, в способности его произвольно вызывать.

Следовательно, рассмотренные нами выше ощущения, восприятия и представления - это последовательные стадии чувственного познания.

 

Многообразие подходов к изучению человека. Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (абиотические и биотические факторы природы? человек; общество и его историческое развитие? человек; человек? техника; человек? культура; человек и общество? Земля и космос).

Дифференциация научных дисциплин:

Первой из них является возрастная физиология и морфология.

Второй специальной дисциплиной новейшего времени является сексология.

Третья научная дисциплина новейшего времени - соматология.

Четвертая научная дисциплина - типология высшей нервной деятельности.

Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику

Весьма примечательно возникновение специальной дисциплины о знаковых системах (как языковых, так и неязыковых) - семиотики.

Из новых дисциплин следует особо отметить аксиологию - науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: