Для перевозки и хранения жидкого медицинского кислорода военно-медицинской службой используются транспортные резервуары жидкого кислорода (ТРЖК), перевозимые на автотранспорте, железнодорожные кислородные цистерны, стационарные и автомобильные газификационные установки.
Транспортные резервуары жидкого кислорода типа ТРЖК-2У предназначены для перевозки и временного хранения жидкого кислорода.
Устройство и принцип действия. Резервуар представляет собой двустенный металлический сосуд с вакуумно-порошковой теплоизоляцией между стенками. Он может устанавливаться на автомобиле или на другом виде транспорта. На резервуаре монтируется манометр, контролирующий давление. Для залива и слива кислорода в комплект входят металлические рукава, испарители и специальная арматура. Для слива из резервуара жидкий кислород пропускают в специальные испарители, размещенные вне сосуда. Образующийся при этом газообразный кислород опять подается в ТРЖК-2У, повышает в сосуде давление и вытесняет из него жидкий кислород. При большом значении давления срабатывает предохранительный клапан и стравливает газообразный кислород в атмосферу.
|
|
Транспортные резервуары жидкого кислорода типа ТРЖК-8М предназначены для перевозки и хранения жидкого кислорода, а также для заправки жидким медицинским кислородом газификаторов низкого давления.
Резервуар с жидким кислородом можно перевозить автомобилями грузоподъемностью 5 т. и другими видами транспорта. Резервуар ТРЖК-8М обслуживает водитель автомобиля.
Все ТРЖК имеют примерно одинаковую конструкцию. Благодаря применению в ТРЖК вакуумно-порошковой изоляции кислород может в них храниться длительное время. В состав резервуаров входит также арматурный шкаф, являющийся пультом централизованного управления и местом для размещения другой арматуры.
Из ТРЖК жидкий кислород можно переливать в газификационные установки низкого давления, а также использовать эти резервуары для газификации жидкого кислорода с помощью газификационных установок высокого давления и последующего заполнения им кислородных баллонов.
Железнодорожная цистерна для жидкого кислорода 8Г-513 предназначена для хранения и транспортирования по железным дорогам жидкого кислорода, а также для заправки им различных емкостей методом выдавливания. При необходимости охлаждение жидкого кислорода может быть произведено в самой цистерне.
Газификационные установки жидкого кислорода высокого давления (СГУ-7КМ) предназначаются для газификации жидкого кислорода и наполнения газообразным кислородом баллонов до соответствующего давления.
|
|
К установкам высокого давления, используемым военно-медицинской службой, относятся стационарная газификационная установка СГУ-7КМ.
Устройство и принцип действия.Установки высокого давления состоят из насоса с электродвигателем, испарителя с электронагревателем, щита приборов с арматурой, наполнительной рампы-коллектора и электрошкафа управления, в котором смонтированы пусковая и защитная аппаратуры, а также контрольно-измерительные приборы.
Наполнительная рампа-коллектор служит для присоединения баллонов вместимостью 40 л. для сжатого газа при зарядке их газообразным кислородом до требуемого давления.
Принцип работы газификационных установок основан на пропускании жидкого кислорода через сосуд с водой, нагреваемой до 800С, в результате чего выделяется газообразный кислород, который по трубопроводу поступает в наполнительные рампы, служащие для наполнения баллонов газообразным кислородом.
Если в комплект установки высокого давления входит транспортный резервуар жидкого кислорода, она может быть использована и в качестве заправщика жидким кислородом газификаторов низкого давления.
Стационарная газификационная установка высокого давления СГУ-7КМ предназначена для газификации жидкого кислорода и наполнения баллонов газообразным кислородом до соответствующего давления.
Газификационные установки жидкого кислорода низкого давления (СКГ-30) предназначены для газификации жидкого кислорода и подачи его в сеть потребителя под давлением до 16 кгс/см2 (1,6 МПа). К установкам низкого давления, используемым медицинской службой, относятся самолетный кислородный газификатор СКГ-30.
Устройство и принцип действия.Обычно газификационная установка низкого давления состоит из сосуда для хранения жидкого кислорода, испарителя и арматуры для повышения давления, поддержания его на заданном уровне и зарядки самой установки жидким кислородом. Нагрев жидкого кислорода в испарителе происходит благодаря теплообмену с окружающей средой. Заданное давление газа автоматически поддерживается в сети потребителя регулировкой количества жидкого кислорода, подаваемого в испаритель установки.
Так как приток тепла из окружающей среды осуществляется постоянно, прогрев жидкого кислорода и его испарение происходят постепенно. Когда давление в сосуде для хранения достигает максимально допустимого значения, срабатывает клапан сброса давления, чем предотвращается разрушение установки (ее взрыв).
Кислородные баллоны предназначены для перевозки и хранения сжатого газообразного кислорода.
Устройство и принцип действия. Кислородные баллоны представляют собой бесшовные (цельнотянутые) оболочки цилиндрической формы, изготовленные из углеродистой стали и рассчитанные на содержание газообразного кислорода под рабочим давлением 150 - 200 кгс/см2 (15 - 20 МПа) при температуре 200С.
Для опознавания содержимого и защиты баллона от коррозии его поверхность покрывают голубой нитрокраской и наносят надпись КИСЛОРОД краской черного цвета. Наиболее употребительными в военно-медицинской службе являются баллоны вместимостью 2,0 и 40,0 дм3 (л.).
Кислородный баллон имеет следующее устройство. В верхней части он снабжен запорным вентилем, сбоку от которого отходит штуцер с заглушкой. К нему с помощью накидной гайки присоединяется редукционный вентиль с манометром. Навинчивающийся сверху на баллон предохранительный колпак накрывает запорный вентиль с боковым штуцером. Нижнее квадратное основание баллона называется башмаком. В верхней (сферической) части баллон должен иметь следующие обозначения: товарный знак завода-изготовителя (заводская марка); порядковый номер баллона; дата изготовления (год, месяц); дата очередного освидетельствования (год, месяц); рабочее давление (Р) и предельное (7) давление; вместимость (дм3) и масса (кг.); клеймо ОТК завода-изготовителя (овальной формы); клеймо котлонадзора (треугольной формы); обозначение действующего стандарта.
|
|
Кислородные редукторы предназначены для понижения до рабочего значения давления газа, поступающего из баллона, а также для поддержания этого давления на постоянном уровне независимо от колебания его в баллоне.
Устройство и принцип действия. По принципу действия различают редукторы прямого и обратного действия, по количеству камер — однокамерные и двухкамерные. В военно-медицинской службе применяются однокамерные кислородные редукторы.
Основным элементом редуктора является редукционный клапан. Он обеспечивает автоматическое пропускание газа из полости высокого давления в полость низкого давления и поддерживает постоянным значение давления.
Однокамерные (или одноступенчатые) редукторы имеют один редукционный клапан, который обеспечивает однократное понижение давления. Однокамерные редукторы снабжены двумя манометрами, из которых один показывает давление газа в баллоне, другой – в камере, где происходит редуцирование давления, т. е. его снижение до нужного значения.
Кислородный насос КН-4 (рис. 84), именуемый также компрессором, предназначен для наполнения газообразным кислородом малолитражных баллонов до давления 200 кгс/см2 (20 МПа) путем перепускания и последующего перекачивания кислорода из больших емкостей.
Устройство и принцип действия. Кислородный насос КН-4 представляет собой два смонтированных горизонтально на станине цилиндрических поршня с одним общим штоком, с приводом от электромотора трехфазного тока. При отсутствии электрической энергии насос может работать от ручного привода.
Кислород подается из большого баллона и через змеевик поступает в звезду насоса, откуда засасывается в цилиндры и дожимается до необходимого давления штоком. Сжатый кислород нагнетается в приемный штуцер и из него поступает в малые баллоны. Насос КН-4 позволяет полностью использовать запас перекачиваемого из больших баллонов газа и доводить давление во всех заряжаемых баллонах до необходимого значения. Наибольшую производительность насос обеспечивает при степени сжатия, равной 2.
|
|
При больших степенях сжатия произвольность его будет ниже паспортной. Для полного использования запасов кислорода из больших емкостей необходимо соблюла ступенчатость при перекачке газа в малые баллоны, т. е. для заправки малолитражного баллона нужно последовательно подключить четыре большие емкости.