double arrow

Сатирикон» Петрония: пародия и ирония. Социальная проблематика и литературная полемика.

Поэтическая деятельность Гесиода. «Труды и дни» и «Теогония»: дидактический жанр и классификация мифологии.

Гесиод отражает ориентацию человека в пределах классового общества. Мифология, расшатанная уже у Гомера, превращалась либо в мораль (дидактической эпос), либо в предмет собирательства и каталогизации (генеалогический эпос).

Гесиод – представитель дидактического и генеалогического эпосов.

Дидактизм сочинений Гесиода был вызван потребностями времени. Это время – конец всей эпической эпохи, когда героические идеалы иссякли в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. Перед нами не бесклассовое родовое общество, где люди живут в единстве родо-племенных отношений, но уже классовое общество людей, друг другу чужих и объединенных (или разъединенных) по признаку того или иного отношения к производству. Люди задумываются о своих идеалах. Сохраняется мнение, что зародившееся классовое противоречие можно ослабить учением о правде, справедливости или разного рода увещеваниями. Таков именно Гесиод в своей поэме «Труды и дни».

Итак, прогрессирующее разложение и расслоение общины приводило к дифференциации чисто классовой, к противоречию имущего и неимущего населения. Гесиод является певцом населения разорившегося, а не нажившегося от распадения древней общины. Отсюда то обилие мрачных красок, столь поражающее при переходе от гомеровской героики к нравоучениям Гесиода.

Родился Гесиод в Киме (Эолида), но переехал с семьей во внутреннею Грецию, в Беотию. Гесиоду якобы явились геликонские музы, призвавшие его от пастушеской жизни к поэзии и к проповеди правды.

 

 

1)    «Труды и дни».

Поэма написана в наставление разорившемуся брату Персу. По смерти отца братья Гесиод и Перс не поладили, и Перс через неправых судей оттягал у Гесиода принадлежавшую ему часть, хотя он в дальнейшем разорился.

Эта поэма – образец дидактического эпоса, она развивает несколько тем.

Первая тема (1 – 380) построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: тут – апофеоз труда и справедливости.

Вторая тема – основная (380-764). Она посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище. В этих стихах говорится о счастливых и несчастных днях для работы (так, например, на 13-й день нельзя начинать сева, но для посадки растений этот день хорош). Вся поэма пересыпана наставлениями, рисующими образ крестьянина, скопидома в душе, сметливого, расчетливого. Начинает он с обзаведения домом, женой и коровой, любит он во всем «порядок и точность» (471); знает, когда можно безопаснее всего «винцо попивать» (592); батраки и батрачки у него всегда бездетные, так как «прислуга с сосунком неудобна» (603); жену надо выбирать не сластену, работящую (695 0 705) и пр. Словом, это типичный скопидом со своей моралью. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок.

Поэма обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами.

2)    «Теогония». После пролога, посвященного музам, дан сухой и прозаический перечень сначала основных божеств, а потом браков богов со смертными женщинами. Вначале у Гесиода – Хаос, Земля (с Тартаром) и Эрос, потом – Уран-Небо, титаны, Зевс и олимпийцы, борьба с титанами и с Тифоном.

 

Содержание «Теогонии»

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях. Сначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь-Нюкта и Мрак-Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть Мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Рея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Затем повествуется о рождении новых богов (Афина, Феб, Арес и т. д.), о титаномахии и о героях, которые должны будут спасти богов от гигантов. Также в «Теогонии» упоминается легенда о ящике Пандоры.

3)    Другие произведения. Не дошедшие до нас «Каталог женщин», «Щит Геракла» - поэма в 480 стихах.

Стиль Гесиода.

Он поражает своей сухостью и краткостью. Моралистика настолько сильна и интенсивна, что производит скучное и монотонное впечатление. Но Гесиод также наблюдателен, он рисует живые картины пахотной работы. У него есть и поэзия: он наблюдает прилетающих и отлетающих птиц, времена года, звуки кукушки и пр.

Сухое перечисление имен в «Теогонии» полно очень интересными мифологическими образами и целыми картинами. Очень ярки описания борьбы Зевса с титанами и с Тифоном.

Миф о пяти веках и о Прометее.

Вся мировая история по Гесиоду делится на пять периодов: золотой век, серебряный, медный, героический и железный («Труды»). Гесиод тяготеет к прошлому. Он живет в железном веке, веке насилия, наживы, все друг другу чужие. В социально-историческом отношении этот отрывок чрезвычайно важен, так как он рисует распадение родственных связей и начало классового общества, где действительно все являются врагами друг другу.

Образ Прометея дан и в «Теогонии», и в «Трудах и днях». У него нет ничего общего с Прометеем Эсхила: Гесиод осуждает его, Прометей у него обманщик. Земледелец Гесиод не любит ремесленников, и поэтому рисует покровителя ремесла Прометея весьма отрицательно.

 

Сатирикон» Петрония: пародия и ирония. Социальная проблематика и литературная полемика.

Петроний Арбитр – автор древнеримского романа «Сатирикон», обычно отождествляемый с сенатором Петронием, о котором писал Тацит.

Имя Петроний Арбитр названо во всех манускриптах романа. Его подтверждают позднейшие ссылки и отзывы, в которых, без сомнения, речь идёт об авторе «Сатирикона».

Произведение «Сатирикон» дошло в отрывках из 15й и 16-й книг, а всего их, видимо, было 20.

Главными героями «Сатирикона» являются бродяги, люмпен-пролетарии, юноши Энколпий, Аскилт и мальчик-подросток Гитон. Потом к этой компании присоединяется бывший ритор-учитель, старик Эвмолп. Все они развратники, воры, люди, попавшие на дно римского общества. Они скитаются по Италии, попадают в город Кротон, где Эвмолп выдает себя за богача из Африки и распускает слух, что оставит наследство тому, кто будет за ним лучше ухаживать.

В романе «Сатирикон» сочетаются проза и стихи. Такой вид творчества носил название «менипповой сатуры».

Петроний отразил через своих героев религиозный скептицизм, который был характерен для римского общества первых веков н.э.

Герои Петрония не верят ни во что, у них нет уважения ни к себе, ни к людям, у них нет цели жизни. Жить надо под девизом «лови день» (carpediem). Герои опираются на философию Эпикура, но считают его глашатаем любовных наслаждений.

Жизненное кредо основных героев романа лучше всего выражает Эвмолп: «Я лично всегда и везде так живу, что стараюсь использовать всякий день, точно это последний день моей жизни».

В романе автор доносит до читателей и свои взгляды на литературу. Он смеется над поэтами-архаистами, которые ориентируются на классический героический эпос, используют мифологические сюжеты и создают произведения, далекие от жизни. Именно таким представлен бездарный поэт-ритор Эвмолп. Он читает свои поэмы «Разрушение Илиона» и «О гражданской войне». Первая поэма – бездарный перепев второй книги Вергилия «Энеиды». Тема – сожжение греками Трои. Петроний осмеял и стихоплетство императора Нерона, который писал поэмы с мифологическими сюжетами, в том числе и поэму о сожжении Трои.

Во второй книге автор смеется над поэтами, пытающимися сюжеты из современной жизни развернуть в стиле героического эпоса, с привлечением мифологии. Здесь изображена борьба Цезаря с Помпеем. Причиной этой борьбы поэт считает гнев Плутона на римлян, которые в своих рудниках дорылись чуть ли не до подземного царства.

Петроний дает пародию на греческий роман. Ведь греческие романы были далеки от жизни. Все их моменты – целомудренные люди, разлука, приключения, удары судьбы и встреча любовников – были у Петрония, но в пародийном стиле. Любовники тут – развратники, одного из них преследует бог Приап, но этот бог – покровитель разврата.

В дошедших до нас книгах Петрония изображены люди разных социальных групп: аристократы, дельцы-вольноотпущенники, бродяги, рабы, но нет цельного представления об этих героях. Единственный образ изображен во весь рост – образ вольноотпущенника Тримальхиона. Бродяги в общественной бане повстречались с ним, и он пригласил их на ужин. Тримальхион – яркий, жизненный образ. В лице его автор показал, как умные, энергичные рабы из низов поднимаются до вершины социальной лестницы.

Автор противопоставляет энергию, ум, смелость Тримальхиона дряблости, лени и апатии аристократии. Но Петроний в то же время зло смеется над этим выскочкой, который кичится своим богатством. Он смеется над его невежеством, над его грубым вкусом. Тримальхион путает эпизоды из мифа о Троянской войне, он хочет, чтобы ему поставили памятник, у которого будут золотые кольца, в то время как вольноотпущенники могли носить только позолоченные.

Богатство, слепое подчинение всех окружающих сделали Тримальхиона самодуром.

Петроний передает речь Тримальхиона и его гостей. Они говорят сочным народным языком.

Роман «Сатирикон» - один из интереснейших произведений римской литературы. Он дает представление о разных социальных группах Рима первых веков н.э. Кроме того, в нем зафиксирован язык низов, народная латынь, которая легла в основу романских языков.

Проблема авторства

Ещё в XVII веке было высказано мнение (ЮстЛипсий), что «Сатирикон» мог возникнуть только при Нероне, но приблизительно с конца XVIII века эта уверенность сменяется скептицизмом, а в XIX веке начинается активный пересмотр вопроса. Однако к концу XIX — началу XX века возобладало прежнее мнение, что роман — продукт эпохи Нерона и автор его — Петроний, описанный Тацитом. Эту точку зрения поддерживали издатель Петрония Ф. Бюхелер, такие крупные ученые, как Т. Моммзен, Г. Буассье. В энциклопедии Паули-Виссова (1937) решительно заявлено, что все попытки поместить Петрония в более раннее или позднее, чем эпоха Нерона, время не представляют уже никакого интереса.

Вопрос о том, кто автор «Сатирикона», с давнего времени занимал ученых, выдвигавших самые разные гипотезы.

Огромное большинство филологов, не колеблясь, приписывали его Гаю Петронию, известному, по Тациту, законодателю вкусов при дворе Нерона.

Но эта версия рушится сама собой, если принять во внимание, что небольшая тетрадь, написанная Петронием перед смертью, ни в коем случае не могла быть объемистым романом величиной приблизительно в 20 книг римского калибра.

Некоторые исследователи полагают, что «Сатирикон» был написан Петронием прямо для Нерона и развратников, и что своим осмеянием богатых вольноотпущенников, игравших такую роль при дворе Клавдия, а также пародией на поэму Лукана, у которого Нерон оспаривал поэтическое первенство, автор хотел угодить Нерону и помимо развлечения пикантным содержанием.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: