double arrow

Конституция РФ как основа гарантий и компенсаций в области социально трудовых отношений.

Правовое регулирование  социальных функций государства закреплено в первую очередь Конституцией РФ. Специфика такого регулирования заключается в том, что многие конституционные нормы не являются нормами прямого действия, поэтому определяются как нормы-принципы и нормы-обязательства.

В Конституции РФ закреплен ряд положений, характеризующих роль государства в той или иной области социальной деятельности. В статье 37 Конституция утверждает: “государство гарантирует". Исходя из этого, можно сделать вывод, что регулирование основ социальной государственности и отношений, возникающих в социальной сфере, в принципе осуществляется с помощью текущего законодательства различных отраслей российского права.[1]

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов. В качестве структурных элементов конституционной гарантии прав и свобод личности выступают: правовые принципы, субъективные права и свободы, юридические обязанности, запреты, ограничения, требования; меры, направленные на охрану, защиту и компенсацию; полномочия Президента Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Необходимым элементом конституционных гарантий прав и свобод является юридическая ответственность за нарушение прав и свобод личности лиц, выполняющих публичные функции в органах государственной власти и местного самоуправления. Все названные элементы в различной мере определены в Конституции Российской Федерации и действующем российском законодательстве. Синтезируя вышеизложенные элементы или выделяя отдельные из них, ученые приводят свои определения конституционных гарантий прав личности, делая акценты при этом на объективной или субъективной составляющей гарантий.

Конституционные гарантии - это прежде всего правовые средства и механизмы, с помощью которых достигаются цели правового регулирования, заложенные в конституционных нормах.

Статья 37 Конституции РФ запрещает принудительный труд и объявляет всякий труд добровольным и свободным, а также устанавливает право на защиту от безработицы. Однако в данной статье не закрепляется конкретное право каждого человека на труд. Между тем одним из существенных условий реализации конституционного права на экономическую независимость является ответственное право каждого трудоспособного человека на труд и достойное материальное вознаграждение за него.

Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления возможности действовать беспрепятственно и неограниченно. Права, предусмотренные Конституцией, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиций безграничного использования прав, в общем виде провозглашенных Конституцией

Российская Конституция, в отличие от иных, не столь расчетливых конституционных и международных актов, не обещает права "на достойный уровень жизни", вплоть до "питания и одежды", или "непрерывного улучшения жизненных условий". Социальное обеспечение обещано частью первой статьи 39 российской Конституции не так, чтобы понимать его как всеобщее право каждого - оно предназначено тем, кто болен и стар, утратил кормильца или стал инвалидом, для воспитания детей и других подобных случаев. Из работоспособных граждан социальная защита за государственно-муниципальный счет простирается больше всего на служащих и на лиц, занимающих должности, вовлекая, к прискорбию, граждан в служебную иерархию не столько обилием благ и качеством зависимой жизни, сколько своей "стабильностью". Отдельной, третьей частью той же статьи Конституция предписывает властям и самому закону поощрять частные старания в защите от неблагополучия - добровольное социальное страхование и благотворительность.

Конституционные положения обещают содействовать занятости и признают право на защиту от безработицы, но не право на рабочее место (ч. 3 ст. 37); они не обязывают предоставить соискателю именно ту работу, которую он избрал, и оставляют это решение сторонам трудового договора.

Конституция РФ указывает на на то что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Она так-же запрещает принудительный труд. Основной закон государства гласит, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Так-же делается упор на то, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Для уяснения понятия, сущности и значения категории "конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина" необходимо проанализировать нормы Конституции Российской Федерации, сформулированные с помощью таких юридических конструкций, как "в Российской Федерации гарантируется" и "каждому гарантируется".

В Конституции Российской Федерации термин "гарантия" употребляется в законодательстве. Прежде всего, этот термин употребляется применительно к сфере прав и свобод человека и гражданина, в сфере взаимоотношений личности и государства. Следует заметить, что механизмы конституционной гарантированности прав и свобод личности выражены и в других конституционных нормах. В Конституции закреплен широкий перечень прав и свобод- это выступает из Конституционной гарантией.

Исходя из вышесказанного, анализ содержания конституционных норм позволяет сделать вывод, что конституционные гарантии прав человека и гражданина представляют собой систему правовых механизмов, с помощью которых государство обязуется обеспечить процесс реализации прав и свобод человека и гражданина.

Возникает вопрос: можно ли признать отношения по предоставлению гарантии и компенсации в качестве самостоятельного института трудового права?

В разделе VII ТК РФ "Гарантии и компенсации" перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам (ст. 165 ТК РФ). Этот перечень сформулирован не в исчерпывающем виде по сравнению с тем объемом гарантий, которые указаны в отдельных институтах трудового законодательства. Случаи же, перечисленные в ст. 165 ТК РФ, ни в коей мере не отражают сути понятия, приведенного в ст. 164 ТК РФ. Следовательно, можно констатировать, что система гарантий и компенсаций, закрепленная в разд. VII ТК РФ, небезупречна, что должно быть принято во внимание при совершенствовании действующего трудового законодательства.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: