Теория отражения. Субъективация - Объективация

            Теория отражения является частью материалистической традиции, в советский период ее развивали многие, но особо преуспел болгарский исследователь Тодор Павлов и др.. В его работах творчество в первом приближении выступает как процесс создания новых духовных и материальных ценностей. Понятно, что есть виды деятельности, когда используются известные приемы, формы, подходы. Эта деятельность стереотипна, в ней нет новизны. Другой вид деятельности характеризуется оригинальностью, новизной, в процессе этой деятельности создаются новые, средства, пространственные и композиционные решения, новые способы действия, новые программы деятельности. «Анализируя деятельность с результативной стороны, мы видим деятельность, продуктом которой является создание новой вещи, не существующей до этого в действительности, или нового способа действия, новой программы деятельности. Другой вид характеризуется производством уже известных человеку вещей по образцу и подобию существующих или ранее производимых «(84, 584).

Архитектурная деятельность, где решения принимаются на основе стереотипов, чрезвычайно распространена, таких ситуаций, когда решение предопределено чрезвычайно много, если не большинство, это и так называемая коммерческая архитектура, или социальная. Такая стереотипная деятельность не является творческой по существу, и она находится в не сферы проблем творчества, всецело находясь в сфере утилитарной части архитектуры. И это основа консервативного развития, застойных явлений где новое оказывается в подавленном состоянии.

Далее в теории отражения в теории отражения подчеркивается роль противоречий в творческом процессе.

Без противоречия, без отсутствия способов решения проблемы или конкретной задачи, невозможно творчество, ибо в противном случае рецепты, шаблоны, образцы, нормы определяют пути и содержания деятельности.

 Противоречие между градостроительной ситуацией и аппетитами инвесторов, противоречие между актуальными композиционными решениями и традиционными представлениями, между установкой на сохранением природы и навязываемое ее уничтожение, установкой на реставрацию исторической среды и памятников или на «реконструкцию» уничтожающею памятники и среду и т.д. и т.п. Противоречие является ядром возникшей проблемы или творческой ситуации, может принимать разные формы, например между известным и не известным, обычным и не обычным, новыми идеями и старыми концепциями и т.д., преодаление противоречий объективная основа появления нового качества.

«Именно возникновение проблемной ситуации… делает творческий поиск решения возникшей проблемы (противоречия) необходимым и неизбежным. Решение проблемы или нестандартных задач, возникших в любой сфере жизни человека – в науке, технике, управлении, в искусстве, в быту и т.д. – является содержанием творческого поиска..» (84, 586-587)

Маркс (ну куда ж без Маркса, тем более Марксизм как оказалось одна из самых разработанных и глубоких концепций, на чем базируется новый массовый интерес) отмечал, что процесс преобразующей деятельности человека состоит из двух компонентов: из идеального и материального преобразования; что идеальное преобразование предшествует материальному. "В конце процесса труда получается результат, который уже в этого процесса имелся в представлении человека, т.о. идеально» (М.и Э. Соч. т.23. ст. 189). Применяя эти положения к творчеству можно отметитъ, что и творчество состоит из двух компонентов: идеального, духовного процесса, в ходе которого создаются проекты, модели желаемого будущего, идеи и замыслы архитектурных сооружений и т.п., и материального творчества, в ходе которого эти проекты и идеи опредмечиваются, реализуются.

Эти процессы в теории эстетического отражения получили названия "субъективация* и объективация". Субъективация - это движение от объекта к субъекту архитектурной деятельности, от действительности, попадающей в полю отражения средствами архитектуры к художественным, эстетическим образам в сознании. Объективация - это движение от субъекта, идеи, образа-замысла к продукту объективации (картина, фильм, здание, сооружение.

Методология творчества относится к структуре субъекта архитектурной деятельности и функционирует в процессе движения от действительности к эстетическим образам. Движение от эстетических образов к проектам и сооружениям связано с методами проектирования, стилем, индивидуальной манерой и т.д.

________________________________________________

I. Маркс К.,Энгельс Ф., Соч.т.23,с.189.

«Человек отражает мир и отражается нем…, действительность отражается, снимается, познается и оценивается человеком (субъективация), человек отражается в действительности, опредмечивает себя в ней (объективация). Оба процесса выступают как противоположности, в единстве определяя процесс отражения» /54,14/.

 В субъективации и объективации заключается глубочайшее противоречие творческого процесса. С одной стороны, в процессе познания мира художник стремится создать такие понятии, представления, образы, которые наиболее адекватно, точно соответствовали бы реальной ситуации, с другой, художник не может отразить сущность действительности, не используя свою способность к творчеству. Творческое отражение соединяет в себе два противоположных признака. Оно есть создание нового и в то же время оно должно быть не чем иным, как воспроизведением того, что есть: создание нового по отношению к данному уровню развития.

Реалистическая методология определяет способ организации отражения действительности в эстетических образах, определяя деятельную активность и направленность творчества художника и архитектора в процессе преобразования мира «по законам красоты».

Идеальный замысел – не исходный пункт активности зодчего, а результат отражения в сознании материальной действительности. Архитектор в меру своего таланта и содержания творческой задачи отражает и преображает с позиций потребностей и возможностей общества имеющимися средствами социальные, экологические, психологические стороны действительности: создает некую материальную модель жизнедеятельности тех или иных организмов общества.

Причем, если составляющие этой модели отражают конкретные стороны бытия, то в совокупности они рождают новое качество, не имеющее прямых аналогов в действительности.

Путь субъекта к творческой идее, поиск способа ее воплощения и последующая практическая реализация замысла требует не только знаний и целеустремленности, но предполагают также наличие ряда специфических творческих способностей. О творческих способностях как формах психического отражения можно сказать, что они, - «не пустая оболочка, а отражение объективного мира» и фиксируют устойчивые структуры бытия, повторяющиеся в творческих действиях людей.

«В настоящее время в структуре творческого действия четко выделяют два рода деятельности: внешнюю, - поведенческую, и внутреннюю, - психическую. Обе представляют собой сложнейшие системы внутренней развертки творческого замысла. Общие схемы внешней и внутренней деятельности совпадают. Это объясняется тем, что логика внутреннего развития творческого замысла отражает логику его внешнего практического воплощения. И наоборот: внешнее творческое действие представляет собой реализацию плана, который строится во внутренней сфере субъекта.

Составляя одно целое, внешняя и внутренняя и внешняя деятельности служат выражением диалектического единства субъективного и объективного в творческом действии» /84, 600/.

Отсюда мы отнесем творческий метод к внутреннему, субъективному отражению на основе познания действительности в конкретной ситуации имеющей различные качества духовного и материального свойства, в единстве с творческим преобразующим актом, когда отражение действительности преображается в сознании на основе идейно- мировоззренческих, профессиональных установок личностно, индивидуально выраженных, что порождает образ замысел, идею проекта. Творческий метод в этом процессе характеризуется содержанием принципов познания действительности и принципов создания образов - замыслов. Индивидуальная окраска творческого процесса, подсознательные процессы играющие определенную роль в творчестве, психологические особенности личности, процесс объемно – пространственного мышления, - это то что есть в процессе субъективации.

И если процесс субъективной творческой деятельности, является отражением процесса реальной деятельности, то есть реалистичен с позиции возможности воплощения его. Метод задает общий стержень замыслу и всему проектному процессу, но он ему не адекватен. Множество иных вопросов иной природы, непосредственно не связанных с мировоззренческими принципами, возникают в процессе разработки и реализации замысла. Однако, не только ограниченность, различие понятий творческий метод и методы проектирования, индивидуальная манера и инновации как неотъемлемая часть и их связь, общность важна нам, ибо в противном случае мы не поймем, как общее превращается в конкретное, мировоззренческое становится профессиональным, объемно – пространственным.

Если в сознании творческом процессе происходит отражение, познание действительности неразрывно связанное с процессом преображения, изменение этой действительности в образе – замысле, то в проектной деятельности в результате разработки различных частей проекта рождается образ – проект. То есть идеальный образ – замысел материализуется в проектном образе выраженным графическим, профессиональным языком в конкретных проектных документах, в которых можно оценить, насколько глубоко и полноценно решены проектные задачи, насколько эстетический образ выражает идейно – мировоззренческие установки и эстетические идеалы, насколько в нем личностные установки приобретают индивидуальную, личностную окраску.

Процесс отражения средствами архитектурной действительности недостаточно изучен. Мало сказать, что архитектура отражает и уровень развития техники, и экономические возможности общества и социальную инфраструктуру, и психофизиологические особенности человека, и конкретно – исторические формально – композиционные и стилистические черты, и экологические отношения и т.д.

То есть по отдельности отражает многое, превращающееся в творческом процессе в единое, целостное. Мало сказать, что из разрозненного утилитарного, и принципиального мировоззренческого профессионального выраженного рождается ЦЕЛОСТНОЕ объемно – пространственное и утилитарно – эстетическое. Нужен детальный анализ этого процесса. Вести этот анализ возможно в нескольких направлениях. В плоскости психологии творчества, с позиций анализа логики развертывания реальной архитектурной деятельности, ибо идеальная мыследеятельность отражает структуру реальной, с позиций сущности формирования эстетического в архитектуре на основе утилитарного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: