double arrow

Журнал регистрации фактов хозяйственной жизни

 

№ п/п

 

Содержание фактов хозяйственной жизни

Бухгалтерская проводка

Сумма, руб.

Дебет счета Кредит счета
1  

Оприходованы в кассу деньги, поступившие с расчетного счета для выплаты заработной платы

50 «Касса»   51 «Расчетные счета»   20000  
2  

Оприходованы поступившие от поставщиков материалы

 

10 «Материалы»   60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100000  
3  

Переданы со склада в основное производство материалы

20 «Основное производство» 10 «Материалы»   50000  
4  

Начислена заработная плата работникам организации

20 «Основное производство»   70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 20000  
5  

Удержаны из заработной платы рабочих и служащих налоги в бюджет

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68 «Расчеты по налогам и сборам»   1000  
6  

Начислена задолженность органам социального страхования с суммы заработной платы

20 «Основное производство»   69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 5200  
7  

Оприходована на склад поступившая из основного производства готовая продукция

43 «Готовая продукция» 20 «Основное производство»   56400  
8  

Отгружена покупателям готовая продукция

 

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 90 «Продажи»   80000  
9  

Списана со склада отгруженная готовая продукция

90 «Продажи»   43 «Готовая продукция» 56400  

10

 

Зачислены на расчетный счет платежи покупателей за проданную им готовую продукцию 51 «Расчетный счет»   62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 80000  

11

 

Выплачена из кассы заработная плата рабочим и служащим 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 50 «Касса»   19000  

12

Перечислено с расчетного счета: а) в оплату поставщикам   60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетные счета»   40000  
б) сумма НДФЛ 68 «Расчеты по налогам и сборам» 51 «Расчетные счета» 1000  
в) органам социального страхования   69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 51 «Расчетные счета» 5200  

13

 

Списана на счет «Прибыли и убытки» прибыль, полученная от реализации готовой продукции 90 «Продажи»   99 «Прибыли и убытки» 23600

 

Итого     557800
           

 

Итак, после квалификации все факты по мере их возникновения регистрируются в журнале. Запись в нем ведется в хронологической последовательности. В журнале бухгалтер фиксирует содержание факта хозяйственной жизни. Для отражения изменений каждого вида средств и источников открывается счет бухгалтерского учета. Увязка со счетами превращает каждый факт хозяйственной жизни в бухгалтерскую проводку – специальную запись, указывающую стоимостное выражение факта хозяйственной жизни, дебет и кредит счетов, на которых надлежит зафиксировать данные о нем.

Далее возникает новый этап – отражение бухгалтерских проводок в Главной книге. Книга представляет собой совокупность счетов. Ее цель – систематизировать (отсюда название записей – систематические) бухгалтерские проводки. Счета в Главной книге открываются на каждую статью баланса. Если статья помещена в активе, то сальдо (остатки, вносимые из баланса на счет) указывают по дебету счета, если статья помещена в пассиве, то сальдо указывают по кредиту счета. Сумма фактов, получивших отражение по дебету или кредиту счета, составляет его оборот.

 

Главная книга организации

Сч.01 «Основные средства»

 

Сч.60 «Расчеты с поставщиками и

подрядчиками»

Д К   Д К
С. 190000       С. -
      12) 40000 2) 100000
Об. -     Об. 40000 Об.100000
С. 190000       С. 60000
         
         
         

Сч.51 «Расчетные счета»

 

Сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Д К   Д К
С. 20000       С. -
10) 80000 1) 20000 12) 46200   5) 1000 11) 19000 4) 20000
Об. 80000 Об. 66200   Об. 20000 Об.20000
С. 33800       С. -
         

Сч.50 «Касса»

 

Сч.80 «Уставный капитал»

Д К   Д К
С. -       С. 250000
- 20000   11) 19000      
Об. 20000 Об. 19000   Об. - Об. -
С. 1000       С. 250000
         

Сч.10 «Материалы»

 

Сч.68 «Расчеты по налогам и сборам»

Д К   Д К
С. 40000       С. -
2) 100000 3) 50000   12) 1000 5) 1000
Об. 100000 Об. 50000   Об. 1000 Об.1000
С. 90000       С. -
         

Сч.43 «Готовая продукция»

 

Сч.69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Д К   Д К
С. -       С. -
7) 56400 9) 56400   12) 5200 6) 5200
Об. 56400 Об. 56400   Об. 5200 Об.5200
С. -       С. -
         

Сч.62 «Расчеты с покупателями и

заказчиками»

 

Сч.90 «Продажи»

Д К   Д К
С.-     9) 56400 14)23600 8) 80000
8) 80000 10) 80000   Об. 80000 Об.80000
Об. 80000 Об. 80000     С. -
С. -        
         

Сч.20 «Основное производство»

 

Сч.99 «Прибыли и убытки

Д К   Д К
С.-       13) 23600
3) 50000 4) 20000 6) 5200 7)56400      
Об. 75200 Об. 56400   Об. - Об.23600
С. 18800       С. 23600

 

Поскольку каждый факт непременно фиксируется по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме, в Главной книге постоянно поддерживается равенство между записями по дебету и кредиту счетов, а, следовательно, после регистрации любого факта хозяйственной жизни может быть составлен баланс. Но обычно по окончании месяца данные Главной книги обобщаются в оборотной ведомости, что позволяет составить заключительный баланс.

Оборотная ведомость включает три графы: сальдо начальное, обороты и сальдо конечное. Каждая из граф состоит из двух колонок – дебет и кредит. Внутри каждой графы итоги колонок равны между собой.

Оборотная ведомость

по счетам Главной книги

№ счета

 

Наименование счета

 

Сальдо на начало

 

Обороты за январь

Сальдо на конец

 

Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
01   Основные средства   190000   —   —   —   190000   —  
51   Расчетные счета   20000   —   80000   66200   33800   —  
50   Касса   —   —   20000   19000   1000   —  
10   Материалы   40000   —   100000   50000   9000   —  
43   Готовая продукция   —   —   56400   56400   —   —  
62   Расчеты с покупателями и заказчиками   —   —   80000   80000   —   —  
20   Основное производство   —   —   75200   56400   18800   —  
60   Расчеты с поставщиками и подрядчиками   40000   100000   —   60000  
70   Расчеты с персоналом по оплате труда   —   —   20000   20000   —   —  
80   Уставный капитал   —   250000   —   —   —   250000  
68   Расчеты по налогам и сборам —   —   1000   1000   —   —  
69   Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 5200 5200
90   Продажи   —   —   80000   80000   —   —  
99 Прибыли и убытки 23600 23600
  Итого 250000 250000 557800 557800 333600 333600

 

В графе «Сальдо на начало» итоги дебета и кредита равны, так как суммы выписаны из баланса. В графе «Обороты» равенство итогов дебета и кредита объясняется тем, что каждый факт непременно отражается в одинаковой сумме по дебету одного и кредиту другого счета. В графе «Сальдо на конец» итоги дебета и кредита также равны, поскольку получены в результате арифметических действий над двумя парами равных итогов.

Помимо названных трех контрольных итогов имеется четвертый: итог оборота по дебету или кредиту должен быть равен итогу журнала регистрации фактов хозяйственной жизни, так как именно в нем каждой сумме были присвоены сведения о дебетуемом и кредитуемом счете.

Из записей в Главной книге и оборотной ведомости видно, как выводится конечное сальдо: отдельно складываются числа, записанные по дебету и по кредиту (сальдо и все обороты), и из бóльшего итога вычитается меньший. Полученный итог записывается на «бóльшую» (сильную) сторону счета.

По итогам оборотной ведомости составляется заключительный баланс.

Дебетовые сальдо счетов записывают в актив баланса, а кредитовые – в пассив.

Баланс организации

на новую дату

Актив Сумма, руб. Пассив Сумма, руб.
Основные средства Расчетные счета Касса Материалы Незавершенное производство 190000 33800 1000 90000 18800 Уставный капитал Прибыли и убытки Расчеты с поставщиками и подрядчиками 250000 23600   60000  
Баланс 333 600 Баланс 333600

Ознакомление с процедурой показывает, что первичные факты, сгруппированные на счетах бухгалтерского учета, оборотной ведомости и в балансе подлежат интерпретации или анализу. Текущий анализ может быть проведен по Главной книге, последующий – по балансу.

Рассмотрим вступительный баланс и постараемся проанализировать отраженную в нем хозяйственную ситуацию с помощью трех критериев: леверидж, ликвидность и рентабельность.

1. Леверидж. В организации существует самофинансирование, так как «собственные средства» (правильнее собственные инвестиции) составляют 100% всех внутренних средств. Это может быть хорошо, а может быть и плохо. Хорошо, так как в организации нет долгов и она справляется с финансированием бизнеса; плохо потому, что организации, возможно, отказывают в кредитах, что связано или с недальновидной политикойее администрации, или с недоверием к этой администрации банков и поставщиков. Если бы организация имела возможность привлечь средства сторонних инвесторов, то она могла бы увеличить закупки материалов, нанять дополнительную рабочую силу, арендовать новые помещения и резко расширить производство, значительно увеличивая при этом денежные поступления, поскольку работать на чужие средства, как правило, выгоднее, чем на свои. Риск непогашения долга у кредитора всегда выше, чем у кредитополучателя.

2. Ликвидность. Долгов у организации нет. Она располагает денежной наличностью в 20 000 руб., т. е. у организации нет ликвидности. Однако большие наличные денежные средства – признак скорее их нерационального использования, а не хозяйственного благополучия организации, так как деньги должны работать и приносить прибыль.

3. Рентабельность. Вступительный баланс не дает оснований для оценки рентабельности, так как хозяйственная деятельность организации еще и не начиналась. Можно констатировать, что собственники главным образом за счет своих средств, понеся огромные первоначальные затраты, стремятся получить достаточную прибыль.

Анализ журнала показывает, что администрация стремилась и расширить производство, прежде всего за счет средств поставщиков, и получить право на некоторую отсрочку оплаты закупленных материалов (60 000 руб.).

Задача администрации сводится к тому, чтобы продать всю готовую продукцию за достаточно высокую цену (80 000 руб.). Организации это удается, и она получает желаемые деньги от покупателей.

Рассмотренная структура бухгалтерской процедуры выражает прежде всего четкую логику регистрации фактов хозяйственной жизни, но логика эта кажущаяся. Процедура существует не сама по себе, так же как и учет организуют не для учета, а для описания хозяйственных процессов в целях управления ими. Процессы эти отличаются крайней сложностью, противоречивостью, неопределенностью и неясностью. За процессами стоят люди, их интересы слишком часто конфликтны (почти всегда); чтобы кто-то выиграл, кто-то должен проиграть. Поэтому за кажущейся логикой бухгалтерской процедуры мы сталкиваемся с глубокими парадоксами, лежащими в ней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: