Общение как социально-психологическая проблема

Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Социально-психологический феномен – общение дает возможность человеку контактировать друг с другом, обогащаясь новыми знаниями, дает человеку возможность осознания своей значимости в жизни. в деятельности, к этому изначально стремится человек. “Если бы наши предки не имели этого пламенного стремления к собственной значимости, то не было бы цивилизации. Без него мы недалеко ушли бы от животных”.

Общение присуще всем высшим живым существам. Но только на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы. В образе жизни различных высших животных и человека выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами, первая – это деятельность, а вторая – и есть общение, где взаимодействуют друг с другом живые существа, организм с организмом, обмениваясь информацией.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержание общения могут составлять сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии личности. Один человек другому передает информацию о своих потребностях и рассчитывает на то, что тот, к кому он обращается, будет участвовать в удовлетворении этих потребностей. Кроме того, через общение человека с человеком, могут передаваться и данные об эмоциональном состоянии личности.

Важную роль в общении имеет сама его цель.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных и человека цели могут быть разными: у животных целью общения может быть побуждение другого животного к каким-либо действиям или же –предупреждение о том, что необходимо не предпринимать никаких действий (предупреждение об опасности, это одно из важных действий). И человек может побуждать человека к каким-либо действиям, но, что особенно важно – это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений.

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения насущных для них биологических потребностей, то у человека цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей нравственного роста, нравственного развития и других.

И здесь важны средства общения, которые можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов (руками, касанием тела), может быть передана и воспринята на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движениями другого человека и восприятие сигналов, которые производит один из общающихся). Человек, используя данные ему от природы способы передачи информации, изобретает и усовершенствует другие. Например, язык и другие знаковые системы, письменность, ее формы и виды (тексты, рисунки, схемы, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (это и радио, и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи).

 

Виды общения

Виды общения определяются в зависимости от содержания, цели и средств общения человека с человеком.

По содержанию общение делится на следующие виды:

Материальное, оно направлено на обмен предметами и продуктами деятельности. Здесь участники, занятые индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые сами по себе являются средством удовлетворения их насущных потребностей.

Когнитивное общение, которое предполагает обмен знаниями, что очень важно в жизни человека, в его социально-психологическом развитии. Все, что достигнуто человеком на земле, все это благодаря, в первую очередь, конечно же обмену знаниями, то есть когнитивному виду общения.

Кондиционное общение, что представляет собой обмен психическими или физиологическими состояниями, здесь человек на человека оказывает такое влияние, которое рассчитано на то, чтобы привести того или иного человека в определенное психическое состояние (успокоить или же, напротив, возбудить собеседника, поднять настроение или же испортить его, т.е. оказать в конечном счете определенное воздействие на самочувствие одного человека на другого). И здесь важно понимать друг друга в общении. Умение понимать все, что происходит с людьми и в самих людях, постигать смысл их поступков, переживаний, мыслей, стремлений, осознавать внутренний смысл целых ситуаций, возникающих в результате поступков нескольких людей, - это способность, значение которой трудно переоценить. Особенно важно уметь осознавать не только то, что касается других, но и собственное поведение, свои реакции в конкретных ситуациях межличностного общения. Эта способность формируется на основе выработки в себе навыка быстро и однозначно вносить в суждения о людях и о себе самом. Склонность быстро и бесповоротно судить о людях мешает по-настоящему глубоко их понимать. В общении этого вида следует разносторонне оценивать личность, понимать ее действия и внутренние переживания, так как только человек, являющийся объектом нашей познавательной деятельности, может вынести окончательное суждение о том, правильно ли мы его понимаем.

Мотивационное общение – это общение такого вида, которое предусматривает обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Влияние одного человека на другого может ассоциироваться со способностью подчинять людей своей воле. Основным инструментом, с помощью которого мы устанавливаем контакты с другими и определенным образом влияем на них, является наша личность со всеми присущими ей ограничениями и особенностями. Если воздействие на другого человека определяется характером моих потребностей, стремлений и желаний, то практически всегда в ответном воздействии на меня со стороны этого человека точно так же отражаются и его потребности, стремления и желания. Реальные последствия направленного воздействия заключаются в обмене взаимных влияний и затрагивают обоих партнеров. Это может происходить в виде борьбы и стычек, а возможно, в форме совместной деятельности и взаимодействия. Таким образом,способность к оказанию влияния на другого человека можно понимать как умение строить отношения в желанном отношении.

Важное значение в социально-психологическом развитии личности имеет следующий вид общения – деятельностное общение, которое в основе своей содержит обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Вторую важную группу видов общения составляют общения, выделяемые по целям общения.

Биологическое и социальное в соответствии с потребностями, которые лежат в их основе.

Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей, это общение, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, кроме этого – и на установление и развитие интерперсональных отношений и личностного роста индивида. Межличностные контакты смогут принести обоюдную пользу людям только тогда, когда обе стороны будут поступать так, чтобы их поступки в конечном счете и привели к ожидаемому положительному результату.

В зависимости от средств общения выделяют следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

С помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение, а опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: это природные предметы (след на земле, палка, брошенный камень и др.), это могут быть и культурные предметы (печать, радио, телевидение, знаковые системы, записи символов на различных носителях и др.).

Прямое и косвенное общение тоже имеет немаловажное значение в социально-психологическом развитии личности.

Прямое общение опирается на личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся сторон в самом акте общения (телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга).

Косвенное общение – это такое общение, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди (переговоры между конфликтующими сторонами, например, в какой либо группе или семье). Эти два вида общения, прямое и косвенное, еще раз подчеркивают то, что человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Интересны и важны следующие виды общения – деловое и личностное, инструментальное и целевое.

Деловое общение, как частный момент, включено в какую-либо совместную деятельность и является средством повышения качества данной деятельности, содержанием делового общения служит то, чем заняты люди.

Личностное же общение направлено на психологические проблемы внутреннего характера, интересы и потребности, затрагивающие личность человека: это и поиск смысла жизни, и определение своего отношения к тому человеку, который для данной личности значим, к тому еще, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и др.

Свою, определенную роль, выполняет как инструментальное, так и целевое общение.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Есть еще один вид общения, который важен для человека, он присущ только человеку – это вербальное общение, которое тесно связано с невербальным общением: общение при помощи мимики, жестов, через прямые сенсорные или телесные контакты, невербальное общение не предполагает использование речи. А вот вербальное общение предполагает усвоение языка, оно богаче всех форм общения, хотя и не может полностью заменить другие формы и виды общения.

Какой бы вид общения мы ни взяли, ясно одно – все виды имеют свое значение в социально-психологическом развитии личности. Ведь общение и деятельность человека тесно связаны друг с другом, хотя и существуют между ними различия. Результатом деятельности обычно является создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, главным образом, формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: