double arrow

Музыкальная память. Основные виды музыкальной памяти. Приемы развития музыкальной памяти. Запоминание музыкального произведения по формуле И. Гофмана

Память является одним из важнейших факторов развития художника любого вида искусства. Особенно велико ее значение для музыкантов-исполнителей, которым приходится выучивать и играть на память множество произведений. Это связано с трудностями, группирующимися вокруг проблем: проблемы запоминания (как выучить наизусть?) и проблемы забывания (как сделать, чтобы не забывать на сцене?).

В общей психологии памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Память лежит в основе любого психического явления (запоминаем ощущения, объекты восприятия). Без памяти невозможно познание мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.

Функции памяти.

К ним относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала..

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции.

Сохранение информации не является пассивным процессом ее удержании. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и др..

Способы организации информации в памяти:

- пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

- ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с какими-либо общими признаками);

- иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания и на уровне воспроизведения в узком смысле слова. В музыкальной памяти процесс узнавания очень важен (при втором прослушивании отдельной темы, группы тем, частей, всего произведения в целом; узнавания стиля музыки и по нему – автора, при обращении к незнакомой музыке – на основе знаний, опыта, традиций.).

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и приобретает возможность обобщения.

Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция (ухудшающееся сохранение запоминаемого материала в результате наложения другого материала), торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).

Качества памяти: скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти, скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти). Оба параметра измеряются по шкале «быстро-медленно» и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Произвольная память — запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий.

Одной из основных причин превалирования в младшем школьном возрасте непроизвольного запоминания музыкального материала над произвольным является то обстоятельство, что усвоение материала сопровождается решением сложных для учащихся этого возраста) умственных задач, требующих высокой степени интеллектуальной активности. Когда же основные исполнительские навыки и умения будут в достаточной мере сформированы, непроизвольное запоминание начинает уступать по продуктивности произвольному.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. С мысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память.

Кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную.

Когнитивная память — процесс сохранения знаний.

Эмоциональная память — сохранение в сознании переживаний и чувств. Память на чувства — основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством).

Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный виды памяти личности.

Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой.

Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. Уровень их развития у каждого человека неодинаков.

Слуховая память — это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании трудовых и спортивных умений и навыков, важна для музыкантов..

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.

Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.

Из закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

Из закона края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т. е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Действует и закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: «Повторение — мать учения».

Прием ассоциаций. (ассоциация характера звука или образа с тактильными или зрительными ощущениями). Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти.

Теперь рассмотрим, как мыслится понятие памяти в музыкальной психологии.

Музыкальная память – это психологический процесс, опосредующий накопление использования музыкального материала в различных видах музыкальной деятельности. Педагоги предают музыкальной памяти очень большое значение в комплексе музыкальности ученика. Особенно велико значение памяти для музыкантов-исполнителей, которым приходится играть на память множество произведений.

Роль памяти важна в любом виде музыкальной деятельности: в массовом музыкальном воспитании детей, в профессиональном обучении музыки и в повседневной работе концертирующих исполнителей.

Память музыканта-профессионала представляет собой способность к запоминанию, сохранению (кратковременному и долговременному) в сознании и последующему воспроизведению музыкального материала. Вне музыкальной памяти исполнительство не может эффективно развиваться и совершенствоваться, так как игра на память (наизусть) всегда более совершенна, чем по нотам.

Музыкальная память по своей структуре является сложно-составной способностью. Музыкант-исполнитель опирается в своей практической деятельности на следующие виды памяти: слуховую, образно-эмоциональную, конструктивно-логическую, моторно-двигательную и зрительную. При этом ведущими являются слуховая и моторно-двигательная виды памяти.

Необходимым условием осуществления музыкальной деятельности во всех ее проявлениях, в том числе в исполнении наизусть, являются развитые музыкально-слуховые представления. Формирование музыкально-слуховых представлений (мелодических, гармонических, метроритмических и др.) – важнейшее условие для развития музыкальной памяти. Процесс запоминания музыкального произведения основан, прежде всего, на тесной координации слуховых и моторно-двигательных ощущений, которые предварительно образовывались в виде условных рефлексов.

Тот факт, что приоритет в процессах музыкальной памяти принадлежит слуховому компоненту, наводит на мысль о существовании определенной взаимосвязи между способностью к запоминанию звукового материала, с одной стороны, и остальными музыкальными способностями — с другой. Специальные исследования, проводившиеся с целью выяснения этого вопроса, подтвердили прямую зависимость между качеством музыкальной памяти учащегося и уровнем сформированности у него музыкального слуха и музыкально-ритмического чувства. Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти, и наоборот.

Очень важно обращать внимание на развитие логической памяти: разбивка, выявление опорных пунктов, смысловое сопоставление, анализ музыкальной формы, тональности и гармонического плана. К сожалению, педагоги уделяют этому не достаточно внимания. Рационализировать запоминание музыки, повысить продуктивность этого запоминания, улучшить его качество – таковы насущные задачи педагогики музыкальной памяти, такова проблема в ее сугубо практическом преломлении.

В самом процессе активной деятельности по логическому запоминанию выделяются три основных направления: смысловая разбивка, выявление опорных пунктов – ориентиров и смысловое сопоставление. Рассмотрим как это происходит при запоминание музыки. Первое направление теснейшим образом связано с анализом музыкальной формы, ибо смысловые единицы – это крупные компоненты целого (экспозиция, разработка, реприза, отдельные части циклов и т. д.), более мелкие (главная, побочная, заключительная партии, отдельные элементы сложных и простых форм), и самые мелкие компоненты структуры (период, предложения, фраза, мотив). Процесс осмысленного запоминания движется от частного к целому, объединяя мелкие структурные составные во все более крупные.

Содержание в искусстве всегда обличено в художественную форму. Умение анализировать на только содержание, но и форму музыкальных произведений совершенно необходимо каждому обучающемуся музыке. Это является условием прочного осмысленного запоминания музыки.

Итак, понимание и запоминание музыкального сочинения включает в себя постижение образно-эмоционального содержания музыки через осмысление формо-структуры, логики тонального плана, характерных особенностей голосоведения, мелодии, гармонии, аккомпанемента, фактуры изучаемого произведения, т. е. всего комплекса художественно выразительных и технических средств, используемых композитором. При этом понимание строения музыкального произведения подразумевает не только конструктивный анализ его структуры, но и выявление значения каждого элемента формы в общем замысле композитора.

Вопрос о том, является ли память самостоятельной специфической способностью или частным случаем памяти вообще, остается открытым для ученых. Большинство музыкантов-педагогов (в том числе и автор дипломной работы) считают, что музыкальную память является самостоятельной способностью личности. Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Как показывают наблюдения, учащиеся, находящиеся приблизительно на одном уровне слухового и музыкально-ритмического развития, подчас заметно отличаются друг от друга в отношении скорости и прочности запоминания музыкального материала.

Эти данные свидетельствуют в пользу предположения, что музыкальная память несводима к музыкальному слуху и чувству ритма, это - другая, собственно мнемическая способность. Другие теоретики музыкального исполнительства пришли к мнению, согласно которому «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует», и она «в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек, - это память уха, глаза, прикосновения и движения».

Также как и другие виды памяти музыкальная память, она бывает произвольной и непроизвольной, кратковременной, оперативной и долговременной. Опора преимущественно на произвольную или непроизвольную память находится в зависимости от особенностей мышления конкретного музыканта-исполнителя, преобладания в нем мыслительного или художественного начала, а также от его уровня музыкального развития и опыта.

Музыкальная память в определенной степени является способностью врожденной. Тем не менее, она, как и любая другая способность поддается развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: