double arrow

Контент-анализ символов «хорошей» и «плохой» жизни

Другая верификация теоретических положений символического интеракционизма на эмпирическом уровне была предпринята в 1999-2002 гг. (квотная выборка населения Санкт-Петербурга) в контексте исследования проблем «социального бессознательного».

Участникам опроса было предложено любыми словами, по сво­ему усмотрению, закончить два предложения: «В России хорошо то, что...» и «В России плохо то, что...». При формулировке вопроса ав­торы преследовали цель косвенно выявить уровень общественных настроений, состояние социально-психологического климата в об­ществе и в определенной степени групповую оценку результатов со­циального развития в России. Экзистенциальная, наиболее обобщен­ная форма оценки («хорошо» и «плохо») давала респондентам мак­симальную возможность раскрытия своего самочувствия.

По вопросу «В России хорошо...» было получено 269 различа­ющихся текстов, содержащихся в 602 ответах, а по вопросу «В Рос­сии плохо...» - 435 различающихся текста и 1071 ответ. Обращает внимание, что петербуржцы значительно охотнее и более развер­нуто делились своими соображениями о «плохой жизни», чем о «хо­рошей».

Классификационные рубрики на уровне предзаданных категорий также были окончательно сформулированы на основании первично­го просмотра полученных текстов. Матрица по первому незакончен­ному предложению выглядит следующим образом.

Власть и ее политические институты. Например, «демократия», «молодой здоровый президент», «нет коммунизму» и т.п. Всего было получено 58 различающихся суждений и 116 ответов.

Экономика. Например, «частная собственность», «исчезло поня­тие дефицит», «толковый и предприимчивый может заработать» и т. п. Всего 52 различающихся суждения и 121 ответ.

Права и свободы. Например, «свобода слова», «не боишься пре­следования за свои взгляды», «возможность путешествовать» и т. п. Всего 54 различающихся суждения и 174 ответа.

Положительное самочувствие и хорошие взаимоотношения. На­пример, «выживаем, несмотря на трудности», «могло быть еще ху­же», «не перевелись настоящие люди, работающие не за страх, а за совесть» и т. п. Всего 81 различающееся суждение и 162 ответа.

Духовные ценности. Например, «сила духа», «возврат к своим корням», «восстанавливают храмы» и т. п. Всего 24 различающих­ся суждения и 29 ответов.

Модальными для «хорошей жизни» оказались: «свобода» (15,7%); «надежда на лучшее будущее» (10,3%); «полные прилавки» (6,0%); «хорошие люди» (5,3%); «хороший президент» (5%).

Матрица по второму незаконченному предложению сходна с пер­вой, хотя и не совпадает с ней полностью.

Власть и ее политические институты. Например, «нет веры вла­сти», «беспорядок в стране», «для богатых - нет законов» и т. п. Всего 187 различающихся суждений и 560 ответов.

Бедная жизнь. Например, «маленькие пенсии», «доходы ниже прожиточного минимума», «человек бесправный и не защищен­ный» и т. п. Всего 73 различающихся суждения и 233 ответа.

Плохое самочувствие и плохие взаимоотношения. Например, «нет веры в завтрашний день», «мало доверия между людьми», «стали не похожи на самих себя» и т. п. Всего 95 различающихся суждений и 160 ответов.

Духовное (идеологическое) отвержение. Например, «все прода­ется и покупается», «идеология Запада», «потерями свое лицо» и т. п. Всего 80 различающихся суждений и 115 ответов.

Модальными для «плохой жизни» оказались: «нет порядка и ста­бильности» (11,6%); «ничего хорошего» (9,3%); «воровство и кор­рупция власти» (9,2%); «нищета и прозябание народа» (8,9%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: