Высшее и среднее специальное образование, формирование интеллигенции Казахстана

Народное образование.

Ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Всенародная помощь фронту и освобожденным от оккупации районам.

Еще в дни тяжелых боев под Москвой комсомольцы Чимкентского железнодорожного узла начали сбор средств на танковую колонну "Комсомолец Казахстана". Эта инициатива была подхвачена по всей республике.

На завершающем этапе войны в разгроме врага уже участвовала танковая колонна "Пионер Казахстана". По инициативе студентов Казахского государственного университета им. СМ. Кирова студенты высших учебных заведений внесли около 600 тыс. руб. на постройку танковой колонны "Советский студент". Сельская молодежь Южного Казахстана выступила с инициативой строительства подводной лодки "Комсомолец Казахстана". Почин был подхвачен, в движение включились учащиеся и начали сбор средств на строительство торпедного катера "Пионер Казахстана". Три миллиона рублей, собранных молодежью республики, поступили на строительство эскадрильи истребителей "Комсомолец Казахстана".

В декабре 1943 г. Алма-Атинский городской актив на заседании, посвященном встрече с С. Луганским, вынес решение о постройке для знаменитого земляка нового самолета.

Комсомол Казахстана установил шефство над Сталинградским тракторным заводом и заводом «Красный Октябрь».

В 1924 г. было образовано общество "Долой неграмотность", которое вело работу на основе добровольного членства при поддержке трудящихся. В декабре 1931 г. было введено всеобщее обязательное обучение трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет.

К началу войны задачу ликвидации неграмотности (ликбез) среди взрослого населения в основном удалось выполнить.

В мае 1926 г. Совет Народных Комиссаров республики принял "Устав единой трудовой школы Казахской АССР". В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса "трехлеток" и "четырехлеток".

Однако школьное строительство в Казахстане натолкнулось на серьезные трудности. В результате голода 1931— 1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот. Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей. Значительно расширилась сеть интернатов.

В 1928 г. в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая. В 1929— 1931 гг. в Алма-Ате открылись ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский институты. В 1931—1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл-Ординский пединституты. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 г. Казахского государственного университета им. С. М. Кирова.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовали 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучались около 40 тыс. человек.

20—30-е годы стали периодом становления науки в Казахстане. Появились крупные центры по изучению истории, этнографии, экономики края и естественных наук. Возникло Общество по изучению Казахстана. В работе секций этого Общества активное участие принимали С. Асфендиаров, А. В. Затаевич, и др.

В 1926 г. М. Е. Массон производил раскопки на месте древнего города Тараза.

Так были подготовлены условия для создания в 1932 г. базы Академии наук СССР в Казахстане, которая первоначально имела в своем составе секторы — зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате. В 1935 г. созданы секторы геологии и истории.

В 1935 г. была издана первая часть "Истории Казахстана с древнейших времен", написанная профессором С. Асфендиаровым.

20—30-е годы стали периодом становления науки в Казахстане. Появились крупные центры по изучению истории, этнографии, экономики края и естественных наук. Возникло Общество по изучению Казахстана. В работе секций этого Общества активное участие принимали С. Асфендиаров, А. В. Затаевич, К. Жубанов, А. Байтурсынов и др.

Так были подготовлены условия для создания в 1932 г. базы Академии наук СССР в Казахстане, которая первоначально имела в своем составе секторы — зоологический, ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате. В 1935 г. созданы секторы геологии и истории.

В 1935 г. была издана первая часть "Истории Казахстана с древнейших времен", написанная профессором С. Асфендиаровым. В 20—30-е годы С. Сейфуллиным, С. Мукановым, А. Байтурсыновым, К. Жубановым были написаны обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения. Накануне войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: