Философы, критиковавшие разум и рационализм, стали больше уделять внимания свободе человеческого духовного опыта Такое направление в философии называют ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Главные ее представители: В.Дильтей, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.
Первым, кто выступил против философии Гегеля, был А.Шопегауэр (1788-1860). Свои основные идеи он изложил в сочинении «Мир как воля и представление». Согласно Шопенгауэру, разум не играет главной роли в деятельности человеческого сознания, так как он не действует по своему собственному плану, а по указаниям воли. То есть выше разума, над разумом он ставит волю. Если рассматривать мир в целом, то он как бы раскалывается на два мира: настоящий, но не воспринимаемый мир (некая «Мировая воля») и иллюзорный, данный нам в ощущениях мир (наши представления о нем). МИРОВАЯ ВОЛЯ - это абсолютное начало всего, а представление всего лишь проявление (объективация) этой воли. Сам мир нелеп, неразумен, так как первопричина его – Мировая воля есть нечто неразумное, ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв этой воли. Бессмысленна и воля к жизни, также как и сама жизнь, в том числе, и человеческая, поскольку человек не хозяин этой жизни, а всего лишь заложник воли, исполнитель ее желаний и хотений.
|
|
Ярким представителем «философии жизни» был немецкий философ Ф.Ницше (1884-1900). В основании философской системы Ницше лежит понятие воли к власти. ВОЛЯ К ВЛАСТИ – это то, что составляет основу жизни, дает ей существование, определяет ее содержание, задает смысл и конечную цель.
Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, как впрочем, и всю классическую, основанную на разуме, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом. ИММОРАЛИЗМ – отрицание морали. Иудейско-христианская мораль, по мнения Ницше, мораль рабов. Она препятствует полному самовыражению человека, поэтому нужно произвести переоценку всех ценностей. Из воли к власти Ницше выводит новые основания морали: мораль господ.
В ее основе должны лежать следующие принципы:
1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность;
2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и «воли к власти»;
3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан ни какими моральными нормами.
Этим требованиям, согласно Ницше, удовлетворяет сверхчеловек. СВЕРХЧЕЛОВЕК – в философии Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими условностями и моральными предрассудками. Вырастить такого сверхчеловека основная цель человеческой истории.