double arrow

II. Форма государственного (территориально-политического) устройства

Под формой государственного (территориально-политического) устройства понимается внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.

Различают две основные формы территориально-политического устройства:

- унитарную;

- федеративную.

Унитарное государство – единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают политической самостоятельностью.

Федеративное государство – союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.

Этот вид устройства следует отличать от конфедерации – международно-правовое объединение суверенных государств, которые могут преследовать различные цели: военные, политические, экономические и т.п.

Конфедерация может перерасти в федерацию или наоборот члены конфедерации (государства) сохраняют свой суверенитет. Конфедеративный договор определяет власть одного субъекта по отношению к другому.

На форму территориально-политического устройства оказывают влияние условия образования государства, его исторические традиции и национальный состав, наличие противоречий между центром и регионами и др.

Унитарной форме государственного устройства свойственны две основные черты:

1. Правовой статус административно-территориальных образований, составляющих унитарное государство, определяется центральной властью.

2. Центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль, за деятельностью органов государственной власти на местах.

Все унитарные государства можно подразделить на:

1. Централизованные (назначенные чиновники единолично осуществляют управление).

2. Относительно децентрализованные (управление осуществляют назначенные чиновники и выборные организации).

3. Децентрализованные (управление осуществляют выборные органы).

3.1. Территориальная (областная) автономия – конституционно - закрепленное внутреннее самоуправление в части территории государства.

3.2. Политическая автономия – предполагает наличие определенного юридического статуса, который закреплен в специальном законодательном акте.

3.3. Административная автономия – органы не обладают правом издания местных законов, однако, их права в управлении шире, чем обычных административных единиц.

Например: Китай – более ста автономных образований.

Федеративное государство – более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства - субъекты федерации, обладают известной самостоятельностью. Им присущи определенные признаки государства. Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет централизацию государственных функций. Сложность взаимоотношений федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной распространенность федеративной формы государственного устройства.

Часто вместо термина «федеративное государство» употребляется термин «союзное государство».

Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления.

Федеративное государство образуется:

1. В результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации.

2. Путем присоединения к государству новых территорий и наделения их правами субъекта федерации или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства.

3. В результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации.

4. Путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независимых государств в субъекты федерации.

5. На основе конституции (Италия).

Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:

1. Федерацию составляют государственные образования, которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией.

2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации. Субъекты федерации не обладают правом рецессии, т.е. правом выхода из союза. Попытки рецессии могут иметь место и обычно ведут к внутреннему конфликту и даже вооруженному противостоянию. Обычно попытки рецессии оканчивались неудачей.

3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях, либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации.

4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов.

5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации.

6. Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах.

7. В федеративном государстве наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации. Порядок их организации и компетенцию определяют, как правило, конституции субъектов федерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполнительная власть обладает более широкой компетенцией. Она организует исполнение не только местного законодательства, но и федеральных законов на территории соответствующего субъекта. Аналогично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов федерации.

Одним из наиболее сложных вопросов при федеративной форме государственного устройства является разграничение компетенции между союзом и его членами. Компетенция как совокупность законодательно зафиксированных полномочий членов может подразделяться на четыре основных вида:

1. Исключительную компетенцию союза.

2. Исключительную компетенцию субъекта федерации.

3. Совместную (конкурирующую) компетенцию союза и его членов.

4. Остаточную компетенцию.

Исключительная компетенция федерации означает, что только органы союза обладают властными полномочиями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения. К исключительной компетенции федерации обычно относятся важнейшие вопросы государственной жизни, касающиеся всего государства как целого: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешние сношения, денежное обращение, сбор важнейших налогов и сборов, организация федеральных государственных органов, регулирование отношений федерации со своими субъектами и др.

Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и ее субъектов означает, что властные полномочия в отношении отнесенных к этой компетенции предметов ведения принадлежат и федеральным органам, и органам субъектов федерации. При этом совместная компетенция предполагает издание рамочного закона союзом и последующее детальное правовое регулирование со стороны субъекта федерации. Конкурирующая компетенция означает, что свои полномочия в сфере совместной компетенции субъект федерации осуществляет тогда, когда союз не воспользовался своими правами в этой сфере.

Наконец остаточная компетенция – это компетенция по вопросам, не относящимся к первым трем видам компетенции и не нашедшая отражения в конституции.

III. Государственный режим – это определенный, основанный на нормах права порядок деятельности (функционирования) государства, который складывается как результат использования разнообразных приемов, форм и методов осуществления государственной власти.

Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обоснование, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т.е. законен в глазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функционирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовыми, а иными доводами (политическими, идеологическими, религиозными и т.п.). Нелегитимным следует признать и такой государственный режим, при котором деятельность государства противоречит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный государственный режим – это всегда правовой режим, поскольку государство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности. Поэтому легитимный государственный режим предполагает наличие правовой государственности.

Нелегитимный государственный режим – это, прежде всего, не правовой режим. На практике это означает ничем не стесненный произвол государства и его агентов. Нелегитимный государственный режим часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти (путем заговора, восстания, мятежа, военного переворота и т.п.), так и противозаконное ее осуществление (диктаторские режимы в любой форме). Легитимный государственный режим может трансформироваться в нелегитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий должностными лицами (органами) или превышение этих полномочий.

Уровень легитимности государственного режима определяется степенью народной поддержки. Поэтому решающим для характеристики того или иного государственного режима является определение источника (основы) власти, принадлежит ли государственная власть народу (юридически и фактически), определенному социальному слою (классу) или одному лицу (монарху, диктатору) и т.п. Наибольшей легитимностью обладает тот государственный режим, в котором наиболее полно реализован принцип народного суверенитета. В зависимости от того, насколько полно реализован этот принцип, все государственные режимы подразделяются на:

· демократические и авторитарные.

Первый характеризуется высоким уровнем политической свободы в обществе, политическим плюрализмом, идеологическим многообразием, уважением основных прав и свобод человека и гражданина.

Второй – ограничением или полной ликвидацией политических (а нередко и всех иных) прав и свобод, утверждением господства одной партии и одной идеологии, широким применением карательных мер против инакомыслящих.

Важнейшим признаком демократического государственного режима является многопартийность, наличие партий, придерживающихся различной политической и идеологической ориентации, однако имеющих равные права в борьбе за участие в управлении делами государства.

К числу других признаков демократического государственного режима можно отнести следующие:

· построение государственного механизма и его функционирование на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· существенную роль представительных учреждений, формируемых на основе всеобщих выборов и наделенных реальными полномочиями в осуществлении государственной власти;

· признание и последовательное проведение в работе государственного аппарата принципов конституционности и законности при соблюдении верховенства конституции.

Демократический государственный режим может сочетаться с различными формами правления: президентской или парламентской республикой, а также с парламентарной монархией. Предпочтительной с точки зрения демократической организации власти является федеративная форма государственного устройства.

Исторически сложились две разновидности демократического государственного режима:

- режим либеральной демократии;

- режим социальной демократии.

Различия между ними кроются в характере взаимоотношений государства с обществом.

Либеральный государственный режим. Для него характерно: ограничение роли государства административно – полицейскими функциями, невмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.

Государственный режим социальной демократии означает, что государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества, стремится повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, обеспечив каждому человеку достойное существование. Социально ориентированное государство пользуется поддержкой со стороны общества.

Авторитарный государственный режим характеризуется, прежде всего, ликвидацией или резким ограничением прав и свобод граждан, в том числе связанных с их участием в делах государства, отказом от демократических принципов и процедур деятельности государства, опорой на силовые методы решения задач государственного управления. Формирование политической воли, лежащей на основе государственных решений, идет «сверху – вниз», что практически исключает учет мнения народа.

К признакам авторитарного государственного режима можно также отнести следующие:

· ликвидацию центральных и местных представительных органов или превращение их в марионеточные учреждения;

· отказ от принципа «разделения властей»;

· резкое усилие роли исполнительной власти, сосредоточение полномочий по управлению государством в руках формально легитимного главы государства или правительства, или нелегитимного органа (хунты, военного комитета и т.п.) и его главы, или вовсе не занимающего никаких государственных должностей главы правящей партии;

· отказ от принципов конституционности и законности (формально действующая конституция приобретает при этом чисто демократический характер);

· широкое применение карательных мер (в том числе и вне судебной процедуры) против всякого не совпадающего с официальной точкой зрения инакомыслия, что предполагает резкое возрастание репрессивного аппарата.

Авторитарный государственный режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления.

Авторитарные режимы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, усилием влияния гипертрофированного военно-промышленного комплекса на формирование и проведение внутренней и внешней политики государства, что объясняется природой этого режима, условием выживания которого является миф о враждебном внешнем окружении. Крайней формой авторитарного режима являются тоталитарные режимы фашистского или коммунистического толка.

Тоталитарный государственный режим означает: полное запрещение любых оппозиционных существующему режиму партий и организаций; превращение правящей партии по существу в составную часть государственного механизма власти, сращивание партийного и государственного аппаратов; общую не гарантированность формально провозглашенных прав и свобод; широкое применение политического террора против инакомыслящих; приниженное положение суда в государственном механизме.

Другой разновидностью авторитарного государственного режима является военно-диктаторский режим, который опирается на армию. Военно-диктаторские режимы характеризуются отменой или приостановлением действия конституции и конституционных гарантий (включая политические права и свободы). Как правило, запрещается деятельность политических партий, вводится жесткая цензура и ограничения на все виды информации. При военно-диктаторских режимах гражданская бюрократия сохраняет свои позиции.

В ряде стран Азии и Африки получил распространение монократический режим.

Он характеризуется наличием конституции, носящей в основном декоративный характер, формальным провозглашением определенного минимума конституционных прав и свобод при их постоянном и безнаказанном нарушении, явным превалированием исполнительной власти над законодательной, огромной ролью бюрократии, а также неограниченной по существу властью политического лидера, объединяющего функции партийного и государственного руководителя и главного идеолога режима.

Разновидностью авторитарного режима является также клерикальный режим, обеспечивающий фактическое господство религиозной части населения, ее решающие влияние на политическую жизнь в стране. Весьма отчетливо черты этого режима проявляются в современном Иране, где не президент, а так называемый руководитель нации – факир – является первым лицом в государстве, соединяя в своих руках верховную государственную и религиозную власть.

Определенной спецификой обладает авторитарный режим личной власти (Ливия). Последний утверждается в результате безграничного расширения полномочий главы государства, приобретающих гипертрофированный характер и не знающих никаких ограничений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: