double arrow

Понятие и особенности делового общения

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

ЛЕКЦИЯ № 3

Разбор свидетельских показаний

Критерии достоверности свидетельских показаний

1. Свидетель говорит правду, когда передает то, чего не мог выдумать.

2. Незначительные подробности в рассказе свидетеля могут подкреплять его показания о важных обстоятельствах.

3. Если свидетель удостоверяет факт, сам по себе безразличный, не подозревая о его значении для дела, показания заслуживают доверия.

4. Неопределенность фактов, передаваемых свидетелем, не есть доказательство недостоверности его показаний.

5. Косвенное указание на факт может быть более убедительным, чем прямое его удостоверение.

6. Ненамеренное не может быть лживым.

7. Совпадения в показаниях нескольких свидетелей, особенно если между ними есть враги и друзья обвиняемого, создают полную нравственную достоверность факта.

1. Основное правило в отношении оратора к свидетельским показаниям заключается в том, чтобы как можно реже спорить против них. Если же оратор признает необходимость оспаривать свидетельские показания, его возражения должны быть неотразимы.

2. При разборе свидетельских показаний необходимо помнить афоризм генерала М.И.Драгомилова: «род занятий определяет склад понятий и характер отношений».

3. В словах свидетелей следует различать удостоверение фактов и их оценку.

4. Судебному оратору желательно сделать каждого свидетеля противника, своим свидетелем. Почти в каждом показании можно найти что-нибудь пригодное для обеих сторон.

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, это межличностное общение с целью организации того или иного вида предметной деятельности: производственной, управленческой, коммерческой и т.д. Его участники, как правило, официальные, должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют принятые стандарты поведения, которые определяются должностными правами и обязанностями работника, традициями данного коллектива, видом делового общения, степенью его официальности, целями и задачами конкретной встречи, национальными и культурными обычаями.

Регламентированность предполагает соблюдение делового этикета, отражающего накопленный опыт, нравственные установки и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет включает в себя правила приветствия и представления, регламентирует поведение во время беседы, переговоров, на приеме, за столом; предписывает, как пользоваться визитными карточками, вести деловую переписку и т.д. Большое внимание в этикете уделяется внешнему виду деловых людей, их одежде, умению управлять отрицательными и положительными эмоциями, манере разговаривать. Деловой этикет включает в себя две группы правил: 1) нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); 2) установления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные). Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Регламентированность включает в себя также правила речевого этикета. Обязательно использование речевого этикета – разработанных обществом норм языкового поведения, типовых этикетных речевых оборотов, помогающих собеседниками установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку.

Регламентированность делового общения означает и ограниченность его определенными временными рамками. Как правило, деловые встречи имеют строгий регламент, а чтобы отведенное время было использовано эффективно, важно четко определить круг обсуждаемых проблем и тщательно подготовиться к встрече.

Важная особенность делового общения – это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и частным лицом и т.п. Необходимо учитывать это и вести себя в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретной обстановкой и принятой ролью. Порой люди, связанные между собой родственными, дружескими, интимными отношениями, забывают об этом. В присутствии других сотрудников, посторонних лиц они ведут себя фамильярно, переходят на ты-общение, используют неуместные в официальной обстановке выражения, что ставит должностное лицо в неловкое положение, наносит ущерб его репутации.

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела, а его участников ожидает удел неудачников (увольнение с работы, финансовые убытки и т.п.). Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей как обязательность, верность слову, организованность, соблюдение нравственно-этических норм и принципов, адекватное поведение.

Деловое общение требует и более строгого отношения к использованию его участниками речевых средств. В деловом общении не допускаются бранные слова и нецензурные выражения, просторечие, нежелательным является использование слов ограниченной сферы употребления (жаргонизмов, диалектизмов). Поскольку деловое общение связано с определенной профессиональной деятельностью людей в конкретной области, от его участников требуется хорошее знание языка своей специальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: