Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального

Как возникновение сознания вообще, так и у отдельного человека, как правило, осуществляется на основе его активной «включенности» в существующую совместную деятельность и в конкретные формы общения в ходе этой деятельности. Другими словами, сознание по своей сущности – это не простая функция человека как существа общественного или как сегодня сказали бы философы – социумного.

Практика показывает, что дети, оказавшиеся в животной среде, т.е. вне общества, не приобретают, а даже теряют черты, свойственные человеку. И фактически людьми не становятся, превращаясь в своеобразных животных – мутантов.

Человек мыслит с помощью мозга, который ему достается по своей природе, но активно он «включается» в социальную жизнь с помощью различных форм бытия, таких как, прежде всего, трудовая деятельность, различные формы языкового общения, конкретно – исторические системы общественных отношений.

Сознание обладает статусом особого рода бытия, особого рода субъективной реальности, т.е. существования, но проявляется на практике, прежде всего, через различные формы целеполагающей деятельности.

Как в философии, так и в науке сложились различные концепции происхождения сознания, среди которых можно выделить некоторые из них:

а) теория взрыва;

б) теория привнесения жизни, а значит – сознания извне, из–за пределов внеземной цивилизации;

в) теория божественного происхождения сознания;

г) теория Ч. Дарвина и его работа «Происхождение человека»;

д) теория антропосоциогенеза, разработанная Ф. Энгельсом в известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и ряд других концепций.

Какая из них является более приемлемой для адекватного понимания происхождения и сущности сознания? Очевидно, что та, в которой, в полном объеме, и главное философско – сущностно раскрывается как происхождение и сущность сознания, так и ее форма и содержание.

Представляет несомненный интерес статья, опубликованная в журнале «Вопросы философии» за 1989г № 7, написанная М.К. Мамардашвили «Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Она и сегодня, вернее, то, что изложено в ней представляет философский интерес.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, заслуживают рассмотрения теория антропосоциогенеза (теория общественного происхождения человека). В этой теории, на мой взгляд,достаточно убедительно раскрыты как биологические, так и социальные причины (факторы) возникновения сознания.

К биологическим предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. Прямохождение. Очевидно, что изменение природных условий послужило одной из причин, которая «заставила» предчеловека встать на задние конечности.

2. Высвобождение руки для проведения тех или иных операций. Оно произошло, на мой взгляд, из-за усложнения потребностей предчеловека и необходимости их удовлетворения в сложных условиях бытия.

3. Постепенное усложнение и развитие нервной системы, и прежде всего, мозга в результате перехода от стадного (коллективного) образа жизни к отдельному, сугубо индивидуальному.

В конечном счете, даже на уровне биологического бытия, человек как бы сознательно-биологически изменяет среду своего бытия, и активно вносит, соответственно, изменения в природный мир в соответствии со своими целями, потребностями и интересами.

Если поведение животных носит инстинктивный характер, то поведение человека как homo sapiens отличается сознательным вмешательством в конструктивное преобразование окружающей среды в соответствии с человеческими потребностями и интересами.

Одним словом, в биологическом становлении человека, а значит и сознания, основную роль сыграли главным образом, внешние факторы.

К социальным предпосылкам возникновения сознания относятся:

1. труд как целесообразная деятельность, направленная на изготовление и использование предметов и орудий труда. В этом процессе человек научается мысленно (абстрактно) воспроизводить и отражать мир согласно основному способу своей деятельности. В этой ситуации сыграла огромную роль

2. членораздельная речь и язык. Уже в процессе стадного образа жизни у пред - людей возникла потребность в общении между собой и передачи информации сначала в гортанной и нечленораздельной форме, а затем трудовая деятельность потребовала с необходимостью уяснения ее основных целей и задач, и передачи информации через членораздельную, понятийную и языковую речь, в которой бы фиксировались существенно необходимые и повторяющиеся связи, имеющие место в самом мире.

3. система общественных отношений. Сам процесс становления членораздельной речи и языка носил порой сложный и противоречивый характер в рамках существовавших тогда форм общения, которые и заложили основу для возникновения особой формы общественных отношений, где человек становится и превращается в относительно самостоятельное существо типа homo sapiens (человек разумный).

Таким образом, по своему происхождению сознание есть естественно – исторический и закономерный продукт развития природы и общества, а по сущности сознание есть свойство высокоорганизованной материи, свойство человеческого мозга отражать действительный мир в форме идеальных образов.

Какие же основные свойства можно выделить в сознании и какие оно функции выполняет?

Как уже было сказано, формирование сознания у каждого человека невозможно без его активнейшего включения в совместную деятельность и различные формы общения в ходе этой предметно – практической деятельности. По сути дела, речь идет о том, что сознание возникает в определенной системе общественных отношений, а поэтому оно, сознание, являет собой основную функцию человека как существа социального, общественного.

Как подчеркивают отечественные и западные психологи, становление и проявление в homo sapiens человеческо – сущностного бытия носит достаточно сложный характер. Известно немало случаев, когда малолетние дети, попав в животную среду, не только не приобретали, но даже теряли человеческие характеристики. Да, человек мыслит с помощью мозга, который «дается» ему от рождения, но «сделать» его человеческим возможно лишь в определенной системе общественных отношений, трудовой целеполагающей деятельности с помощью языка как средства коммуникативного общения.

К основным свойствам сознания относятся:

1. целеполагание;

2. планирование действий для достижения определенных результатов;

3. предвидение, с помощью которого осмысливается и осознается будущее;

4. абстрактное или понятийно – логическое мышление, позволяющее понять внутренние сущностные параметры бытия;

5. предметное сознание, которое нацелено на осмысление и фиксирование предметного содержания познаваемого мира;

6. самосознание как осознание человеком самого себя как высшей общественной сущности и осознание того, что происходит не только в самом сознании, но в психике в цело;.

7. рефлексивность сознания.

1. Целеполагающая деятельность человека принципиально отличается от всех видов деятельности тем, что человек ментально (мысленно) как бы представляет себе результат своего труда. К. Маркс заметил по этому случаю, что «паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить дом, он уже построил его в голове». В конце процесса труда получается результат, который уже, в начале этого процесса, имелся в представлении человека, т.е. идеально.

2. Планирование действий для достижения конкретных результатов и предвидение будущего у человека базируется не только на основе его потребностей и интересов, но и детерминированы биосоциальной сущностью и природой самого человека.

3. Когда мы говорим о сознании, то нельзя думать, будто сознание является неким абстрактным феноменом, не связанным с чувственным, и эмоционально – волевыми формами отражения мира. Связь, безусловно, есть, но все же стержнем сознания всегда является наличие в нем абстрактного мышления, которое существовать и проявляться вне языка не может. Язык как бы предстает у человека в качестве материальной формы выражения мыслей. Человеческий язык – это язык понятийного общения, в котором отражаются наиболее общие и существенные признаки вещей.

Сам процесс возникновения человеческого языка и мышления протекал очень медленно. Каждое новое слово или понятие осваивалось в среднем в течение 10 тыс. лет. Но тем не менее, именно труд обеспечил процесс формирования содержания сознания, такого содержания, в котором отразилось, в форме понятий, суждений и умозаключений, целая комплексная система взаимосвязей и взаимозависимостей человека в мире.

7. Возникновение в мире самосознания есть результат окончательного, не только практического, но и теоретического, в определенном смысле, выделения человека из окружающего мира, самооценка и самореализация своих физических и духовных способностей, т.е. возникновение самосознания ─ это показатель рефлексивности сознания.

Таким образом, сознание представляет собой высшую субъективно – объективную, идеальную реальность, присущую только человеку и связанную с абстрактным мышлением и языком, функцию мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении и творчески – практическом преобразовании действительного мира, в предварительном мысленном построении человеческих действий и предвидения их результатов, в разумном регулировании и контроле своих действий.

К основным функциям сознания можно отнести следующие:

1. с помощью сознания человек осуществляет познавательную функцию, т.е. получает все виды первичной информации о мире;

2. конструктивная функция сознания связана с конструктивным и целенаправленным преобразованием мира, созданием так называемой «второй» природы;

3. в регулятивной функции сознания фиксируется тот факт, что сознание как бы направляет человеческую деятельность на обеспечение гармонии поставленных целей и конкретно – реальных условий их достижения.

Короче говоря, по своему содержанию сознание представляет собой субъективный образ объективного мира, и по форме сознание есть высшая форма отражения мира в идеальных образах.

Что же такое «идеальное»?

Эта проблема идеального, его природы и сущности занимает достойное место в истории развития философской мысли. Уже в античной философии Платон поставил перед собой сложную задачу: раскрыть природу и сущность идеального бытия как такового. Он, будучи философом - диалектиком, понял, что раскрыть природу и сущность идеального бытия мира нельзя без уяснения природы и сущности материального бытия мира. С этой целью он и вводит в философский категориальный аппарат понятие «материи» как косной и пассивной субстанции, через которую и раскрывается «подлинная» активность и сущность бытия идеального как такового.

Другое дело, что Платон эту проблему не решил и ее разрешение растянулось на целые столетия, вплоть до XIX в. Да и сегодня, в современной философии, неоднозначно понимается ее природа, сущность и значение.

В XIX в. философы – марксисты К. Маркс и Ф. Энгельс поставили перед собой задачу философски обосновать и раскрыть философскую природу и сущность бытия идеального.

До XIX в. все многообразные формы решения проблемы идеального тяготеют к идеалистическим и материалистическим толкованиям.

Идеалисты полагали, что идеальное – это особая субстанция, противостоящая материальному миру. Домарксовские материалисты (Демокрит, Спиноза, Дидро, Фейербах и др.) полагали, что идеальное – это образ как результат отражения одного материального тела в другом, т.е. идеальное выполняло функцию особым образом организованной материи.

Представители же вульгарного материализма (Фогт, Бюхнер, Молешотт и.др.) отождествили идеальное с материальными, нервно – физиологическими структурами мозга и их отправлениями.

В целом, представители домарксовского материализма исходили из понимания человека как части природы, не доводя понимания человека как продукта труда, преобразующего как внешний мир, так и самого себя, свой внутренний мир. Вот почему идеальное, в силу этого, и не могло быть понято как результат и деятельная функция трудовой, практически – предметной деятельности общественного человека, как образ внешнего мира, возникающий в мыслящим теле не в виде результата пассивного содержания, а как продукт и форма активного преобразования природы трудом многих поколений людей. Это и дало основание К. Марксу сделать вывод, что «идеальное есть нечто иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Философ П.В. Копнин писал, что «идеальное – это то, что отражает свойства материального, но само этими свойствами не обладает». Э.В. Ильенков окончательно ставит точку: «Идеальное есть не что иное, как форма вещи, но существующее вне вещи, а именно в человеке, в форме его активной деятельности. В природе самой по себе, в том числе в природе человека как биологического существа идеального нет».

Какие здесь напрашиваются выводы?

1. Идеальное по своей природе и сущности носит вторичный производный характер, т.е. оно есть инобытие материального.

2. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. оно тесно связано с сознанием человека, с человеческим мозгом, ибо нормальная физиологическая деятельность мозга является необходимой материальной основой идеального, сознания в целом.

3. Основным фундаментом идеального является практика как предметно – материальная деятельность, направленная на познание и преобразование мира.

Другими словами, не случайно ведь Э. Ильенков подчеркнул, что идеальное это форма вещи, но находящаяся вне ее, т.е. в практике. Поэтому результат наших мыслей обнаруживает себя в вещных, материальных образованиях, но истоки их находятся за их пределами. Такова природа и логика становления сущности идеального как всеобщей конструкции бытия.

4. Идеальное всегда носит конструктивный, творческий характер, направленный на поступательное, прогрессивное преобразование мира.

Идеальное бездеятельным быть не может. И все таки: где же истоки мыслей? Где они находятся: в мозгу или за его пределами? Ответ один – в практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: