double arrow

Развитие экономической мысли до меркантилистов (древний мир и средневековье)

Экономическая мысль возникла в глубокой древности с возникновением человека. Вполне вероятно, что уже первобытные люди обладали какими-то зачатками хозяйственных знаний. Однако достоверно судить об экономических взглядах в древнем обществе можно лишь по дошедшим до нас письменным источникам.

Даже самые ранние из них свидетельствуют о наличии у государственных деятелей и философов, у образованных владельцев поместий и крупных торговцев определенных теоретических представлений о том, как должно быть устроено частное и государственное хозяйство и каким образом им следует управлять. Однако они носили не аналитический, а нормативный характер: т.е. не объясняли причин существующих явлений, а предписывали, какой должна быть экономика, каким нормам она должна соответствовать с точки зрения справедливости, божественных установлений, интересов государя и т.п. Экономические взгляды не образовывали цельной системы и касались лишь отдельных сторон хозяйствования.

Климатические условия в районах ранних цивилизаций требовали активного участия государства в создании ирригационных систем. Организация общественных работ и контроль за использованием воды привели к возвышению знати и имущественному расслоению сельской общины. Зажиточные семьи получили возможность эксплуатировать сограждан путём установления непомерной платы за арендуемые участки и ссуды. В неурожайные годы это выливалось в народные выступления, подрывающие мощь государства, после чего оно становилось лёгкой добычей соперников. Поэтому дальновидные правители были вынуждены заботиться не только об укреплении власти, но и регламентировать ссудные операции, долговую кабалу, торговую прибыль, создавать государственные запасы продовольствия и иных благ, совершенствовать налоговую систему, заботиться о защите частной собственности и т.д. Все эти проблемы отражались в рекомендациях по управлению государством, в законах, а в дальнейшем и в философских трактатах.

Самым ранним источником экономической мыслиДревнего мира считается «Поучение гераклеопольского царя своему сыну», в котором речь идет по существу о правилах государственного управления и хозяйствования (Древний Египет, XXII в. до н.э.).

Наиболее известным памятником древневосточной экономической мысли является кодекс законов Месопотамии, принятый в XVIII в. до н.э. вавилонским царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось разорением рядовых общинников и резким сокращением поступлений налогов в казну. Это ослабляло государство, но особенно пагубно отражалось на армии, поэтому Хаммурапи разработал свод законов управления государством (282 закона) для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения[1]. Законы царя Хаммурапи были направлен на то, чтобы сильные меньше притесняли слабых. Правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязывали действия людей с экономической ответственностью за их последствия.

Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство, либо смертная казнь. Граждане впредь не лишались своих земельных наделов за долги. Закон гарантировал отцу семейства, отдавшего (или продавшего) за долги в рабство жену, сына или дочь, что по истечении трех лет члены его семьи будут освобождены, а долг аннулирован. Масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что за денежные ссуды запрещалось брать плату, превышающую 20 % годовых, а за натуральные ссуды её предел был равен 33 % первоначальной суммы.

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций (551–479 гг. до н.э.)[2] – автор записанного его учениками сборника «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). Им обосновывалась необходимость государственной защиты родовой знати. Утверждалось, что труд приумножает богатство и народа, и государя, и что оправдано существование как «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины на землю), так и частного владения крупными земельными наделами аристократией. Образованный правитель, по Конфуцию – это «отец народа», гарант «правильного действия» и более равномерного распределения национального богатства. Он утверждал, что общество распределено на сословия Богом и природой. В соответствии с учением Конфуция «у народа будет достаток», если умело хозяйствовать при регламентированных патриархальных отношениях. Конфуцием проводилось различение умственного и физи­ческого труда, причем первый объявлялся монополией «высших» слоев, а второй – уделом «простолюдинов», основную массу кото­рых составляли рабы.

В коллективном экономическом трактате «Гуан-цзы» (IV–III вв. до н.э.) авторы в качестве богатства рассматривают не только золото и жемчуг, но и иные материальные блага (товары). Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, ввести льготные кредиты земледельцам, активно использовать налоговую систему. В трактате отчетливо проводится мысль о необходимости обеспечения стабильного развития экономики и утверждается, что только там «в селениях царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются». Сословное деление общества на знатных и простолюдинов предопределено Богом: не будь знатных, страна осталась бы без доходов, но не может, чтобы «все были знатны», ибо «некому было бы трудиться».

Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н.э.) высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что «накопленным богатством» должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Древнеиндийскую экономическую мысль представляет трактат «Артхашастра» (IV–III вв. до н.э.). Его название образовано из слов «артха» (польза, выгода, доход) и «шастра» (наука, научное произведение, учение).

В данном трактате особо выделена роль государя в выработке и реализации «правильной» экономической политики. Рабство признается природным явлением для «накопления богатства» и только «для ариев не должно быть рабства». Государственное богатство складывается из результатов труда населения. Для более равномерного распределения богатства предлагается ограничить долю торговой прибыли в цене товара 5-ю процентами на местные товары и 10-ю процентами – на иностранные.

Древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции в V–IV вв. до н.э. в трудах греческих философовКсенофонта, Платона и Аристотеля.

Взгляды древнегреческих мыслителей – Ксенофонта (430– 354 гг. до н.э.), Платона (427–347 гг. до н.э.), Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), можно охарактеризовать как теоретические исход­ные пункты современной экономической науки.

Счита­ется, что термин «экономия» изобрел еще в VI в. до н.э. греческий поэт Гесиод, соединив два слова: «эйкос» (дом, хозяйство) и «номос» (правило, закон), что дословно означает искусство, правило, ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом и Аристотелем. Последний подразделял «экономи­ку» (естественная хозяйственная деятельность, связанная с произ­водством продуктов) и «хрематистику» (искусство наживать богат­ство, делать деньги).

Ксенофонт – автор трактатов «Домострой», «Экономикос», «О земледелии» и др.

Считал что сельское хозяйство – наиболее ценимая сфера деятельности. Ксенофонт считает, что «земледелие – мать и кормилица всех профессий», «если земледелие процветает, то и все другие профессии идут успешно».

В отличие от земледелия ремесло не является достойным занятием. Оно не способствует гармоничному развитию тела; обрекает занимающегося ремеслом на сидячий образ жизни, лишает его солнца. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что ценность зависит от полезности вещей. Ценность представляют те предметы, которые потребны в хозяйстве, которыми человек умеет пользоваться. Флейта для того, кто не умеет на ней играть, не представляет ценности, как и земля, которую хозяин не способен обрабатывать. И деньги не являются ценностью для человека, который не умеет ими пользоваться.

Ксенофонт одним из первых начал изучение проблемы разделения труда в обществе. Он выделял две стороны товара – его полезные свойства и способность обмениваться. Будучи сторонником натурального хозяйства и противником ростовщичества, Ксенофонт все же признавал необходимость и полезность денег, указывая на присущие им в обиходе функции средства обращения и средства накопления.

Платон (427–347 гг. до н. э.), великий философ античности, высказывал много замечательных экономических идей. В частности, он первым дал классификацию благ, проанализировал причины порчи монет и ее экономические последствия, разделил торговлю на оптовую и розничную, ввел понятие колониальной экономики и даже обосновал необходимость государственного контроля над ценами.

Основные его сочинения «Государство» и «Законы». В первом из них сформулирован проект идеального государственного устройства, во втором – государства, более близкого к реальной действительности. Государство у Платона выступает как форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей.

Управлять государством призвана аристократия, включающая философов и воинов. Она не должна обладать никакой собственностью, её материальное обеспечение по уравнительному принципу возьмет на себя государство. Все хозяйственные заботы возлагаются на чернь – третье сословие общества, включающее земледельцев, купцов, ремесленников. Рабы же – собственность свободных граждан, и поэтому, ни к какому сословию не относятся. Как и Ксенофонт, Платон важнейшей отраслью экономики считает земледелие, относя ремесло и торговлю к менее престижным занятиям.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – ученик Платона, учитель Алек­сандра Македонского. Наиболее известны его две работы «Этика» и «Политика». Его заслуги заключаются в том, что он заинтересовался двумя ключевыми проблемами экономической науки того времени:

1) эффективным использованием имущества в рабовладельческой латифундии;

2) справедливым (эквивалентным) обменом.

Аристотель делает удивительные для своего времени открытия и ставит проблему рационального использования богатства, впервые формулирует понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена и даже меновой стоимости, а также потребностей. «Общественные взаимоотношения возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще, разные и неравные стороны, а их-то и нужно приравнять. Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо все ею измеряется... Все должно измеряться чем-то одним... Такой мерой является потребность, которая все связывает»[3].

Но самым удивительным, с точки зрения современной экономической науки, открытием Аристотеля, была характеристика трудовой теории стоимости, говоря, конечно, совре­менным языком. «Расплата будет иметь место, когда справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца»[4].

Производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономикой». В противоположность ей деятельность, направленная на обогащение, «искусство наживать состояние», заслуживает осуждения. Аристотель именует ее «хрематистикой» (от греч. chremataимущество, богатство).

Экономика в суждениях Аристотеля представлена важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, ремесле и мелкой торговле. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. К объекту хрематистики Аристотель относит крупную торговлю, цель которой – денежная нажива, и ростовщичество. Последнее Аристотель считает наиболее противным природе.

Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима Марк ТеренцийВаррона (116–27 гг. до н.э.), Катона Старшего (234–149 гг. до н.э.), Калумеллы (I в. н.э.), Сенеки (4–65 гг. н.э.), Лукреция Кара (99–55 гг. до н.э.) являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции.

В центре экономической мысли Древнего Рима были вопросы организации частного рабовладельческого хозяйства и управления им. Успехи Римав умножении материального богатства основывались на рабском труде. Источником пополнения рабов были войны. Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным.

Так, Марк Порций Катон, военачальник, консул в трактатах «О земледе­лии» и «Системе уроков» утверждает, что рабы должны трудиться постоянно – и в дождь, и по праздникам, и дает рекомендации по нормированию их труда, а также по сезонным нормам натурально­го довольствия. Римский писатель и учёный Марк Теренций Варрон – сторонник мягкого при­нуждения к труду (его работа «Сельское хозяйство»), а римский писатель и агроном Юний Модерат Калумелла (его работа «О сельском хозяйстве») признавал правильными все методы принуждения негодных работников, т.е. ставит проблему качества труда. Он признавал ограниченные воз­можности рабского труда.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий (163–132 гг. до н.э.) и Гай Гракхи (153–121 гг. до н.э.). Требуя ограничения круглого землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путём укрепить его.

Римский государственный деятель, драматург Луций Анней Сенека утверждал, что все люди по при­роде равны, поэтому осуждал рабство. Он писал: «Они рабы. Но они люди». Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам че­рез вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат.

Таким образом, основная форма экономического мышления древних римлян и греков – это система взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. Мыслители античного Рима оказали влияние на развитие возникшей в дальнейшем экономической науки тем, что заложили основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность, важнейшим из которых было право собственности. У греков, в отличие от римлян, больше внимания уделялось вопросам хозяйственной этики.

Экономическая мысль средневековья [5] тесно связана с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию.

В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.

Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225–1275), ХIII век, создавший обширное сочинение «Сумма богословий» («Сумма теологии»). Прин­цип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов, собственность, богатство и многие другие экономические проблемы затронуты в той или иной степени в данном сочинении. Впервые рассматривается понятие прибыли как вознаграждение за риск предпринимателя.

Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся француз Никола Орем (Оресм) (1323–1382). В своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом обосновании и изменении денег» он высказал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Таким образом, Н.Орему принадлежит одна из первых попыток обоснования количественной теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу денег (монет), указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов

Наиболее видным представителем экономической мысли арабского Востока является Ибн-Хальдун (1332-1406). Разработал теорию общественного прогресса, считал незыблемой сословную дифференциацию общества, в товарах заключён труд, отличал рыночную цену от стоимости.

Но все эти взгляды и высказывания даже в совокупности не представ­ляли собой систематизированное учение об экономике.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI–XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, рас­ширения внутренних и внешних рынков, интенсификации денеж­ного обращения. На эти процессы экономическая наука откликает­ся появлением меркантилизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: