double arrow

Тема 1. Предмет психологии, ее методы и этапы развития как науки

Психология

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Конспект лекций, разработанный к.с.н., доцентом Смехновой Г.П. для студентов, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика» (бакалавр) и

080200 «Менеджмент» (бакалавр)

(первое высшее образование)

Темы конспекта лекций:

1. Предмет психологии, ее методы и этапы развития как науки.

2. Тема 2. Деятельность и деятельностный подход в психологии

3. Психика и организм

4. Познавательные процессы

5. Психология личности

6. Психология деятельности

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры

от 07 сентября 2012 г., протокол № 1

Барнаул – 2012

В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его разви­тия и формирования в человеческом обществе, осо­бенностям отношений человека с другими людьми. Само название предмета в переводе с древнегречес­кого означает- наука о душе (по-гречески psyche - душа, logos - наука).

Предметом научного изучения в психологии яв­ляются конкретные факты психической жизни, кото­рые характеризуются качественно и количественно. Но научная психология не ограничивается описанием психологического факта, она требует перехода от | описания явлений к их объяснению. Это предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти яв­ления. Следовательно, предметом изучения в психологии являются психологические законы.

Основная задача психологии - изучение зако­нов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией - различные процессы состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности. Теоретическая работа включает сопоставление и соединение накапливаемых знаний, их систематизацию. Ее главная цель - раскрыть сущность изучаемых явлений. Поэтому возникают методологические проблемы. Б.Ф. Ломо­вым были выдвинуты главные категории психологии: отражение, деятельность, личность, общение, поня­тия «социальное» и «биологическое». Выявление свя­зей социальных и природных свойств человека - еще одна задача психологии.

Исследование системы психических явлений, на­правленных на раскрытие объективных законов, кото­рым они подчиняются, имеет важное значение для создания научной базы психологии, решения обще­ственных задач и т.д.

Во все времена предметом психологии была душа человека. В разное время в это понятие вкла­дывался разный смысл. В эпоху античности душа по­нималась как первооснова тела, т.е. душа - это ос­нова мира, из которой состоит все живое. Главная задача души -придание телу активности, так как тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

В эпоху Средневековья душа стала предметом бо­гословия. Поэтому в область исследования входило изучение видов активности тела и всего чувственного познания мира. Волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

В Новое время психология стремилась стать объек­тивной, рациональной, т.е. основанной на доказа­тельствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предме­том психологии становится сознание. Это привело к тому, что уже к XVIII в. предметом психологии стало изучение познавательных процессов. Но поведение человека, эмоциональные процессы, личность не вошли в этот предмет.

Благодаря развитию биологии, а также теории эво­люции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других ис­следователей психология отошла от философии. Те­перь, кроме познавательных процессов, в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы.

С учетом сказанного психологию можно определить как науку о человеке, его духовной сущности психике в их развитии и во всем многообразии форм.

Основные исторические этапы развития психологической науки

Психологические знания в античности

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. Общим для воззрений большинства древних ученых было использование вместо слова «психология» понятия «душа» и рассмотрение ее как особой сущности, первопричины разнообразных движений, совершаемых в мире, причем не только среди животных, но и среди неживых тел. В понимании самой души древние выделяли две линии: материалистическую и идеалистическую. Первая, в основном, представлялась работами Демокрита, Эпикура, Лукреция, а вторая - трудами Платона и, отчасти, Аристотеля. Последний занимал двойственную позицию: в одних случаях, выступая как материалист, а в других - становясь на идеалистические позиции. Демокрит, придерживаясь атомистической картины мира, рассматривал душу как особый вид материи, представляющей собой наиболее мелкие и подвижные атомы. Идеалист-философ Платон пони­мал душу человека как что-то божественное, отличающе­еся от тела. По Платону, душа находится между идеями и материальными телами, соединяя их друг с другом, но сама она - порождение и продукт не мира вещей, а мира идей. Она представляет собой ту часть мирового духа, кото­рая живет и существует в живой материи.

Воззрения Аристотеля стали вершиной античного учения о душе. В трактате «О душе» он сделал первую попыт­ку систематизации знаний о психике. По Аристотелю, душа - не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и его поведения. Заслуга Аристотеля состоит в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Ему же принадлежит заслуга этико-психологического объяснения чело­веческих поступков и описания характеров людей. Учение Аристотеля заложило основы нового психологического мировоззрения - душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живых орга­низмов. Идеи Аристотеля о душе стали фундаментом раз­вития научной психологии.

Психология в средние века

Научные знания о душе, накопленные в античности и впервые систематически изложенные в трудах Аристотеля, в средние века были частично утрачены и в основном заме­нены религиозно-мистическим мировоззрением, схоласти­кой и философией духа. В этот период душа трактовалась как божественное, сверхъестественное начало и считалось, что величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте. Тем не менее в христианской аскетике были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IХ-ХII вв. Авиценны и Аверроэса. Этими учеными утверждалось важнейшее основоположение: состояние души обусловлено деятельностью тела. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые использовали термин «психология (1590).

Формирование психологических концепций в XVII-XVIII вв.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психоло­гического знания. Именно в это время, в связи с коренными сдвигами в социально-экономическом развитии европейского общества, в работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, то есть на основе разума, сформулировать представления о мире и человеке. Становление психологии в этот период связано с именами европейских ученых: Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Локка и ряда других. Декарт (1596-1650) одним из первых с научных позиций попытался решить проблему связи души с органическими процессами, происходящими в мозге человека. Душа, по Декарту, определяется не собственной изначально данной активностью, а воздействием внешних явлений на «машину тела». Этот революционный сдвиг в трактовке психики как внешне детерминированном регуляционном механизме и стал базой последующего развития научных представлений о психике человека. Декарт ввел одновременно два понятия: «рефлекс» и «сознание». Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Декарт определил самонаблю­дение (интроспекцию) как основной метод психологии, пользуясь которым ученые в XVII-XIX вв. стали исследо­вать внутренний феноменальный мир человека.

Значительную роль в развитии психологии сыграл голландский философ Б. Спиноза. Он был монистом, т.е. утверждал наличие единой субстанции: в его системе таковой представала природа вездесущая и вечная.

Спиноза в какой-то мере попытался преодолеть дуализм Декарта, т.е. представление о независимом существовании души и тела. Согласно взглядам Спинозы душа тесно связана с телом и без него не существует. Точно так же и тело не может жить и развиваться без души. Человек, по Спинозе, - целостное телесно-духовное существо.

К концу XVII в. в психологии выделилось и обособилось -материалистическое учение о низших формах движений человека и животных, связанных с психикой. Вместе с тем продолжало существовать и развиваться философско-теологическое учение о душе, где затрагивались вопросы ее природы и преобразований в различных состояниях у человека. Вместе с этими двумя направлениями научных исследований выделилось третье - эмпирическая, или опытная, психология, главной задачей которой стало не философствование о душе, а сбор и анализ объективных научных фактов. Английский ученый Д. Локк (1632-1704), привел в систему эмпирические объяснения и описания психологических явлений и считается основоположником эмпирической психологии. В противовес априоризму Локк провозгласил, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов с тем, что в это время испытывает душа. Сознание, по Локку - это восприятие человеком происходящего в его уме. Это понятие стало краеугольным камнем психоло­гии, названной интроспективной. Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдателя. Из этого положения Локка, возникло в дальнейшем понимание предмета психологии. На место этого предмета претендовали явления сознания. Их порождают два опыта - внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида. Локком был введен в язык психологии термин «ассоциация», понимаемый как сочетание идей.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и созна­ния, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим в человеке не как взаимодейс­твие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии». Таким образом, он утверждал, что душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически и одно на другое влиять не могут. Это положение получило название психофизического параллелизма и имело многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психике. Его понятия о бессознательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в научное знание о предмете психологии.

XVII век ознаменовал новый этап в развитии психологических знаний. К этому времени механическая модель мира была сконструирована Ньютоном, а внутренняя модель сознания - Локком. Машинообразное сочетание телесных процессов постулировал Декарт. Сложилась предпосылка для возникновения концептуального, всеобщего объяснительного принципа человеческой психики. Таким всеобщим объяснительным принципом стал ассоцианизм, который на протяжении двух последних веков оставался в качестве основного объяснительного принципа психологии. XVII век в истории научной психологии тесно связан с развитием ассоциативного учения. Ассоциации могут быть по времени, по пространственной близости, по сходству и по контрасту. Сложные психические явления формируются из элементарных путем их ассоциирования друг с другом. Понятие ассоциации в качестве универсаль­ной объяснительной категории в психологии было разрабо­тано английским врачом Д. Гартли (1705-1757).

По Гартли, психический мир человека складывается пос­тепенно, в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Установленные Гартли закономерности образования ассоциаций - смеж­ность воздействия и частота их повторения - стали, по существу, первыми закономерностями психологии. Гартли обогатил психологию многими основоположениями. Так, он отделил память от всех других познавательных процессов, считая ее общим свойством нервной системы, на основе которого совершаются все психические явления. Он прозорливо увидел в волевом акте взаимодействие сенсомоторных и речевых процессов. Гартли первым понял, что волевое действие ребенка - это его самокоманда, кото­рой он овладевает в общении со взрослыми. Исходными побуждениями человеческого поведения Гартли считал чувство удовольствия и чувство страдания. Формирование человека зависит от того, с какими социально значимыми воздействиями сочетаются эти базовые чувства человека. Гартли полагал, что вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие реакции в органах чувств, в мышцах и в мозге. Внутренний порядок при этом создается парал­лельно внешнему порядку. В модифицированном виде эта идея выступала объяснительным принципом психологии вплоть до начала XX века. Благодаря исследованиям Гартли мы считаем XVIII век - веком зарождения совре­менной научной психологии.

В XVIII веке немецкий ученый X. Вольф (1679-1754) впервые ввел в научный обиход термин «психология». Он издал первые крупные научно-психологические труды: «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). В качестве объяснительной основы психологических явлений X. Вольф предложил понятие способности. Активность души Вольф связывал со способностью человека иметь представления. Осуществив клас­сификацию психических явлений на различные группы, Вольф усматривал в основании каждой из них определен­ные способности.

Крупные достижения в развитии психологии неразрыв­но связаны с достижениями в естествознании, кардиналь­ными сдвигами в мировоззрении, философском осмысле­нии бытия. До XVIII века философы представляли мир как конгломерат отдельных личностей, взаимодействующих в соответствии со своими индивидуальными потребностями и интересами. В XVIII веке возникают концепции историз­ма - жизнь людей соотносится с жизнью общества, а жизнедеятельность общества осознается как закономерный исторический процесс. Возникают первые ростки понима­ния культурно-исторической детерминированности инди­видуальной психики. Психика человека соотносилась уже не только с телом и мозгом и не только с окружающей его средой, но и с культурно-историческими факторами формирования общества. Бытовавший до тех пор структур­ный, поэлементный, по существу, механический анализ сознания человека был переведен на более адекватный структурно-функционально-генетический путь исследова­ния. Возникла теория «естественной истории» человека. Усилился интерес и к физиологии человека.

Кардинальное значение имели исследования чешского физиолога Прохазки. Он впервые дал классическое определение рефлекса. Прохазка отметил, что рефлекс возни­кает в ответ лишь на определенные раздражители - на те, которые имеют для организма приспособительную значимость. Он предвосхитил в общем виде и концепцию И.П. Павлова об аналитико-синтетической деятельности мозга. Прохазка установил, что по рефлекторному принципу функционируют не только низшие, но и высшие отделы нервной системы, что все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Уже в XVIII веке человечество в лице Прохазки вплотную подошло к пониманию сущности психики - психика понималась Им как способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия.

Развитие психологии в XIX веке

В XIX веке психология выделилась как самостоятельная наука. Основателем научной психологии принято считать немецкого исследователя В. Вундта, открывшего в 1879 году первую в мире экспериментальную психоло­гическую лабораторию в Лейпциге. Соответственно, этот год считается годом рождения психологии как науки - Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания. Не стоит считать Вундта революцио­нером в плане создания новой психологической системы. В целом он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания (таких, как ощущение и «простые чувствования типа удовольствия - неудовольствия, покоя - беспокойства и т.д.) и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала струк­тура сознания, в связи с чем это направление называется «структурализм», а теория В. Вундта - «теорией элемен­тов сознания». Основной метод изучения структуры созна­ния для Вундта также оставался традиционным - инт­роспективным, эксперимент выступал вспомогательным методом. Тем не менее, широкое его использование было несомненно, новаторством.

Другим крупным психологом того времени - и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, уникален - был американский ученый У. Джеймс, создатель теории «потока сознания». Он создал особый подход к сознанию и собственную теорию; его ряд идей послужил основой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна. Джеймс полагал, что помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам, и т.д., не менее - а, возможно, и более - важен вопрос о том, какую ценность она состав­ляет для человека, чему она служит (это направление полу­чило название «функционализма»). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспосо­биться к миру, по возможности комфортно себя в нем чув­ствуя.

Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта, из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса глав­ное не то, каков объективный мир сам по себе, а то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее - каким он себе его выстраивает во внутреннем плане. Итак, главная задача души - «приспособить» человека к миру за счет того, что из ощущений выстраивается мир, удобный для субъекта, хотя, быть может, и не соответствующий объективному. Из этого следует, что субъективные миры уникальны и неповторимы. В особенности это относится к человеческому «Я», к самосознанию. Именно к Джеймсу восходят первые исследования самосознания и самооценки.

Конец XIX века в истории психологии ознаменовался рядом существенных событий. Главными из них стали следующие два: успешная научная экспериментальная разработка проблем, связанных с изучением познавательных процессов - ощущений, восприятия, памяти, мышления, - и общий кризис психологической науки. Этот кризис выразился в том, что психология как наука, использующая интроспекцию и ориентирующаяся на физиологию организма, оказалась неспособной решить многие проблемы, связанные с сознанием, личностью и межличностными отношениями людей.

Кроме того, ее знания в целом были малопригодными для практики, а методы, с помощью которых они добы­вались, - недостаточно надежными. Выход из этой ситу­ации психологи искали в разных направлениях. С одной стороны, потерпев неудачу в решении наиболее сложных научных проблем, некоторые психологи предпочли их неразрешимыми и обратились к менее сложным вопросам. Так поступили, например, американские ученые, исключив из области психологических исследова­ний сознание, мышление и связанную с ними терминоло­гию, и занялись изучением элементарных форм поведения человека и животных (бихевиоризм в лице Дж. Уотсона и Э. Торндайка). С другой стороны, выход из кризиса видели в отказе от ассоциации и обращения к иным принципам построения психологических знаний, например, к пред­ставлению о целостности психических явлений, их несводимости к элементарным (гештальтпсихология немецких ученых М. Вертгеймера, К. Коффки, В. Келера, К. Левина). В психологию наряду с сознанием пытались внести кате­горию бессознательного, чтобы с её помощью объяснить наиболее сложные поступки людей. В новой психологии (глубинная психология 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера) сознание уже не играло столь существенной роли, какая ему отводилась в старой эмпирической психологии XIX века.

Психология XX века

Три обозначенных новых направления в психологии начала XX века продолжали разрабатываться наряду с традиционными. В первой половине XX века возникли многочисленные специальные отрасли прикладной психологии, которая с тех пор перестала быть «чистой наукой и нашла широкое применение в практике.

Это - психология труда, педагогическая психология, медицинская психология и другие. Наряду с прикладными отраслями выделились и многие специальные области научной психологии. К ним относятся психофизиология, социальная, возрастная, дифференциальная психология и ряд других. Научная и прикладная психология развивались по самым разным направлениям, кризис в некоторой степени был преодолен, хотя многие вопросы оставались не разрешенными.

Во второй половине XX века сильное воздействие на психологию оказывает научно-техническая революция. В ней все шире начинают применяться методы математики, кибернетики, теории информации, а также элект­ронновычислительная техника. Психология активно вби­рает новейшие данные из области медицины и биологии. В заключение следует отметить, что, прослеживая исторический путь развития психологии можно выделить (по Л.Д. Столяренко) следующие основные этапы формирова­ния предмета психологии:

- 1-й этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека;

- 2-й этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фак­тов;

- 3-й этап - психология как наука о поведении возникает в XX веке. Задача психологии - ставить экс­перименты и наблюдать за тем, что можно непосредс­твенно увидеть, а именно: поведение, поступки, реак­ции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учи­тывались);

- 4-й этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Возникновение и развитие отечественной психологии

Формирование научной психологии в России связано со становлением русской нейрофизиологической школы. Основоположником отечественной психологии считается физиолог И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлек­сы головного мозгам (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной дея­тельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недо­оценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Развивая концепцию И.М. Сеченова, выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) создал целостное учение о высшей нервной деятельности, использовав рефлекс не только как концептуальную позицию, но и как метод нейрофизиологического исследования. И.П. Пав­лов открыл основные закономерности высшей нервной деятельности. Высшую нервную деятельность он рассмат­ривал как психическую деятельность. Все акты поведения Павлов интерпретировал как систему условных рефлексов, благодаря которым организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безуслов­ных рефлексов. Традиционное учение об органах чувств Павлов преобразовал в учение об анализаторах, указав на связь органов чувств с соответствующими корковыми центрами, производящими высший анализ и синтез. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов создал учение о двух сигнальных системах; сенсорные сигналы - первая сигнальная система, речевые сигналы, основанные на первой, - вторая сигнальная система. Слово - «сигнал сигналов» - отражает действительность в обобщен­ном виде. И.П. Павлов разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители. По мнению ученого, ломка динамического стереотипа вызывает отрицательные эмоции, в то время как его поддержа­ние ощущается как положительная эмоция. Раскрытие физиологических механизмов психической деятельности Сеченовым, Павловым, Введенским, Ухтомским дали мощный импульс развитию психологии в России.

К концу XIX века в Москве, Петербурге, Казани, Юрьеве, Харькове были организованы экспериментальные психологические лаборатории, созывались обще­российские съезды психологов, издавались психологи­ческие журналы. Благодаря усилиям видного психолога Г.И. Челпанова в Москве в 1912 году был открыт институт Психологии.

В первые послереволюционные годы началась перестройка психологии под флагом марксизма. Особые уси­лия были направлены на критику идеалистических пози­ций Челпанова и теоретических «ошибок» тех, кто не про­являл поспешности в пересмотре своих взглядов. Однако внимание к физиологическим основам психологии в бли­жайшие после революции годы еще более усилилось, воз­рос интерес и к трудам биологов-дарвинистов.

Физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942) выступил с концепцией при­способления организмов к изменяющимся условиям среды благодаря преобразованию системы регуляции под влия­нием доминанты - устойчивого возбуждения функцио­нально объединенных нервных механизмов. Ухтомский отверг идею жесткой привязанности функции лишь к определенному нервному центру. Он установил, что возбуждение от значимого воздействия приходит не только в определенный мозговой центр, но и распространяется по нервной системе в виде диффузной волны. Согласно мнению Ухтомского доминанта господствует и организует регу­ляционные процессы до тех пор, пока поведение не завер­шится необходимым приспособительным результатом.

Существенный вклад в развитие отечественной и мировой психологии внес В.М. Бехтерев (1857-1927), невро-анатом, нейрофизиолог, невропатолог, психиатр и психо­лог. Он был основателем первой в России психофизиоло­гической лаборатории (Казань, 1885), первой психологи­ческой лаборатории в Петербурге, Психоневрологического института - первого человековедческого института в мире (1908), ряда научных обществ и научных журналов. Развивая концепцию доминанты Ухтомского, Бехтерев раскрыл оценочную сущность восприятия, социальную обусловленность волевой сферы личности, исследовал ряд аспектов развития психики, дал свою интерпретацию проблемы сознания, выступил как основатель ряда основных прикладных отраслей психологии (производственного и умственного труда, художественной, педагогической и врачебной деятельности). В своем фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» (1922) В.М. Бехтерев ис­следовал кардинальные проблемы социальной психоло­гии. Опираясь на выдвинутую И.М. Сеченовым рефлектор­ную концепцию психической деятельности, он разработал естественнонаучную теорию поведения.

В противовес субъективно-идеалистической психологии Бехтерев выступил как основатель объективной пси­хологии, которую он назвал рефлексологией, подчеркивая этим термином биосоциальную сущность человека и необ­ходимость исследования этой сущности в естественнона­учных категориях. Наибольшей популярности рефлексо­логия достигла в середине 20-х годов XX столетия после опубликования работы В.М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923—1926). В отношении отечественной психологии рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания», вместе с тем, в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом физиологических и поведенческих процессов, получалось, что «объек­тивная психология» отбрасывала «субъективную».

Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30-е годы, стала «культурно-историче­ская теория», разработанная Л.С. Выготским (1896-1934). Выготский стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику пси­хического мира человека и определить механизмы его формирования. Он разработал, опираясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами ко­торого являются значения (обобщения, когнитивные ком­поненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Речевой знак, согласно Выготскому, - это своего рода орудие. Но особое орудие. Оно направлено не на внешний мир, а на внутренний мир человека. Оно преобразует его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание.

Этому «материалу», полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое стро­ение. И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного раз­вития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается, например у животных). Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы - продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух пла­нах, - сперва в социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание.

Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой & развитие? Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Он подчеркивает, что действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

Во второй половине 30-х годов в отечественной психологии намечается тенденция теоретической консолидации. Психологи различных направлений все более объединя­ются деятельностной концепцией психики. Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был А.Н. Леонтьев (1903-1979), который разра­батывал деятельностный подход к психике, исследуя ее развитие в фило- и онтогенезе. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А.Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции («сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание,) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, пока­зал специфику общественно-исторически обусловленного развития психики человека (переход к сознанию). С точки зрения А.Н. Леонтьева, деятельность выступает исходным моментом формирования психики на различных уровнях. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность - действие - операция - психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив - цель - условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышле­ние, память, внимание и др.), среди которых особое вни­мание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его ком­понентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).

Существенная концептуализация и систематизация психологических категорий была произведена С.Л. Рубин­штейном (1889-1960) в его труде «Основы общей психологии». Основной исходный постулат С.Л. Рубинштейна - отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. Психика и деятельность едины- психика формируется и проявляется только в деятельности. Но внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы - цели, мотивы. Всеобщим проявлением психологического детерминизма является то, что внешние причины действуют через внутренние условия. Все психи­ческие проявления следует понимать как процессы - саморазвивающиеся динамические явления, порождающие соответствующие результаты, - психические образы, понятия, принятие решений, регуляционные акты Психические процессы (в том числе и мышление) развиваются как деятельность субъекта с объектом, как система операций, обусловленная личностной мотивацией и спо­собностью индивида.

Исследования Выготского, Рубинштейна и Леонтьева оказали значительное влияние на развитие общей, детской и педагогической психологии. Однако в середине 30-х годов развитие советской психологии затормозилось. Тоталитаризм, низведший человека до роли 4 винтика», не нуждается в психологической науке. В результате принятого в 1936 году постановления ЦК ВКП(б) «О педологиче­ских извращениях в системе наркомпросов» запрету под­верглись все диагностические методы психологии. Была разгромлена и запрещена психотехника, прекращено раз­витие психологии труда и инженерной психологии. Был закрыт единственный в стране психологический журнал «Психотехника». Были свернуты все прикладные отрасли психологии. В теории психологии резко сократились исследования по психологии личности и поведения, пре­кратились исследования генетических предпосылок пси­хики. Влияние социальной среды на формирование психических качеств личности также не изучалось. Совершенно не исследовались такие человеческие качества, как агрес­сивность, конформность, внутриличностная и межлич­ностная конфликтность. Под запрет попала вся проблема половых психических различий. Были разорваны связи с дореволюционной и мировой психологической наукой. Но и в этот период ведущие советские психологи (Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и т.д.) создали отдельные фундаментальные труды, не утратившие своего значения и в наши дни.

Лишь в 60-х годах XX века начался новый этап разви­тия психологии. Пусковым моментом движения отечес­твенной психологии на качественно новый уровень стали резко возросшие потребности практики в данных о пси­хике человека (характеристиках психики, психической деятельности, психической регуляции поведения), кото­рые могли бы учитываться как человеческий фактор в организации деятельностной сферы общества.

Естественно, что наиболее остро эти потребности про­явились в сфере производства, где процесс автоматизации и комплексной механизации мог успешно осуществляться лишь при всестороннем учете человеческого фактора не только на этапе эксплуатации, но и на этапе проектирова­ния технических устройств.

В 1959 г. Б.Ф. Ломовым была образована первая в стра­не лаборатория инженерной психологии. Она проделала большую работу по становлению инженерной психоло­гии как психологической дисциплины. Были проведены фундаментальные исследования по проблемам обработки информации человеком-оператором, надежности деятельности, разработаны принципы учета человеческого фактора при проектировании различных автоматизированных сис­тем управления и многие другие. В стране началась подго­товка специалистов по инженерной психологии, стала фор­мироваться инженерно-психологическая служба. В целом роль лаборатории Б.Ф. Ломова для развития отечествен­ной психологии сравнима, наверное, только с той ролью, которую сыграла в свое время лаборатория В. Вундта.

Активизация психологической мысли и деятельности, вызванная инженерной психологией, имела резонанс во всех психологических направлениях. В этом отношении наиболее восприимчивым оказалось социально-психологическое направление, которое в отечественной психоло­гии лишь еще намечалось. Социальная психология быстро сформировала широкое поле практической деятельности, что было ознаменовано созданием в Ленинградском госу­дарственном университете под руководством Е.С. Кузьми­на первой в стране лаборатории социальной психологии.

Е.С. Кузьмин считается одним из основателей отечественной социальной психологии. Становление инженерной и социальной психологии, расширение поля практического приложения и повышение уровня психологических исследований показали значимость психологической науки для жизни и деятельности общества. Естественно, должна была возникнуть и возникла проблема психологических кадров, без решения которой психология не могла выйти на качественно новый уровень.

Открытие в 1966 г. факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах со­здавало реальные предпосылки для развития психологии как самостоятельной науки. Далее последовало включение психологии в официальный классификатор наук, создание в 1971 г. Института психологии АН СССР, расширение системы подготовки психологических кадров, расширение психологической подготовки специалистов разных специальностей и т.п. В 60-80-х годах активизируются исследо­вания в области теории сознания и прикладных отраслей психологии, начинает формироваться психологическая служба в сфере народного образования, производства, транспорта, здравоохранения, семьи и брака. Следующее знаменательное событие для развития отечественной психологии - это освобождение в 90-х годах от идеологиче­ских догм и необоснованных запретов как следствие преоб­разований общественно-экономического уклада.

Отечественная психология получила возможность развиваться в системе мировой психологии и использовать ее потенциал для решения практических проблем психологи­ческой помощи человеку, обеспечения его деятельности и взаимодействия.

Методы психологического исследования

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций. При помощи методов научных исследований ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки прак­тических рекомендаций.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические методы; 3) методы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К пер­вой группе относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Эмпирические способы добывания данных включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, беседа, интервью), ана­лиз продуктов деятельности (хронометрия, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы. Методы обработки данных включают в себя количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы. К интерпретационным методам относятся различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками пси­хики) методов.

Рассмотрим основные методы, относящиеся к организационным и эмпирическим способам добывания научных данных.

1. Организационные методы

Сравнительный метод - (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по воз­расту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

И сравнительный и лонгитюдный методы имеют свои преимущества. Метод срезов позволяет охватить иссле­дованием больше людей (а, следовательно, получить более надежные обобщенные данные), он позволяет совершить исследование в более короткие сроки. Лонгитюдный метод позволяет зафиксировать оттенки индивидуального разви­тия, ускользающие от метода срезов. На практике эти два метода выступают как взаимодополняющие.

Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

2. Эмпирические методы

а) Обсервационные методы

Наблюдение внешнее - метод, состоящий в преднаме­ренном, систематическом, целенаправленном и фиксируе­мом восприятии внешних проявлений психики. Основным условием научности наблюдения является его объектив­ность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследо­вания (например, эксперименты). Наблюдение бывает нескольких видов: стандартизированное (проведенное строго в соответствии с намеченной программой), (не имеющее заранее установленных рамок), (исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение), скрытое.

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Основным методом психологии является эксперимент. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осущест­вляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого. Назовем наиболее рас­пространенные методы экспериментов.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специ­альной аппаратуры, со строгим контролем всех влияю­щих факторов. Пример: изучение особенностей мышле­ния человека. Испытуемый получает серию умственных заданий, которые он должен решить за отведенное время. Выполнение каждого из заданий оценивается определен­ным количеством баллов, а сумма баллов становится пока­зателем уровня интеллектуального развития.

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение неза­метно для испытуемого. Естественный эксперимент ставит сама жизнь, а ситуация его складывается без вмешатель­ства исследователя. Пример: человек неожиданно заболел, причем известно, что его болезнь должна будет как-то повлиять на его психику и поведение. Как? На этот вопрос и должен ответить эксперимент, который заключается в том, что во время болезни за пациентом ведет наблюдение психолог и сравнивает, каким он был до болезни и каким стал в результате болезни.

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности. Пример: сформировать у детей способность решать задачи определенного класса. Испытуемых знакомят с соответствующими задачами и показывают, как их нужно решать. Далее им помогают выработать необходимые умения и навыки. В заключение оценивают полученные результаты.

Полевой эксперимент чем-то похож на лабораторный с той лишь разницей, что он проводится в реальных жизненных условиях человека. Пример: в вузе ставится экспери­мент по введению новой программы обучения, причем она в экспериментальном порядке реально вводится в учебный процесс. Экспериментаторов интересует, улучшатся ли в результате знания студентов или останутся прежними. Для этого они оценивают знания до и после эксперимента, делая вывод о том, насколько он оказался удачным.

Констатирующим называется такой эксперимент, задача которого состоит в простой фиксации и описании фактов, т.е. в констатации того, что в действительности происходит без активного вмешательства в процесс со стороны экспериментатора. От естественного констатирую­щий эксперимент отличается тем, что при нем просто фиксируется реальное состояние дел и не сравниваются между собой результаты до и после эксперимента. Пример: определение уровня развития памяти у детей. Испытуемым предлагается серия заданий на запоминание и воспроизве­дение материала. По результатам их выполнения опреде­ляется степень развития памяти.

Важным преимуществом метода эксперимента является то, что исследователь не должен здесь занимать пассивную позицию и ждать появления интересующего его психического явления. Поскольку при эксперименте исследова­тель сам создает условия, появляется возможность значи­тельно более полно учитывать эти условия, а также и то влияние, которое они оказывают на испытуемого. Создание условий самим исследователем позволяет многократно их повторять. Такое многократное повторение, с одной сто­роны, выступает подтверждением объективности получа­емых результатов, а с другой — открывает возможности для накопления фактов, а следовательно, и возможности для их количественной оценки. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предва­рительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив.

В то же время отрицательным в методе эксперимента является то, что при его использовании специально создаваемые условия могут нарушить естественное протекание изучаемого психического явления (экспериментальные условия могут вызвать волнение, страх, стремление пока­зать себя с лучшей стороны и т.д.), что, в свою очередь, приведет к искажению получаемых фактов.

3. Психодиагностические методы

Особое место среди других методов психологии занимает метод тестов. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают стандартизированную, выверенную процедуру сбора и обработки дан­ных, а также их интерпретации. Все вышерассмотренные методы имеют в конечном счете своей целью исследование собственно психических явлений для получения каких-то новых данных, обогащающих психологическую науку. Тесты выполняют другую функцию. Они предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других испытуемых. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценку их психологии и поведения. Тест - система заданий, позволяю­щих измерить уровень развития определенного качества (свойства) личности. Тесты бывают весьма разнообразными. Назовем некоторые из них. Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Tecты интеллекта - методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы.

Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем рече­вого общения. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, установках и мотивах его действий, психических состояниях и т.д. Специфическим методом беседы является беседа как «введение в экспери­мента, т.е. привлечение к сотрудничеству, а также «экспе­риментальная беседа», в ходе которой проверяются рабо­чие гипотезы. Одной из разновидностей беседы - служит интервью-беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для науч­ных обобщений.

Анкета - методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную сис­тему вопросов.

Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: