Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь – это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.
Мых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь
Система программных и прогнозных документов, используе-
Государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ (рис. 4.2), которая включает:
Национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет);
прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет);
программу социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу (5 лет);
прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).
Первые два документа охватывают долгосрочную перспективу развития экономики республики. Их разработку, методическое руководство и координацию работ осуществляет межведомственная рабочая группа под руководством министра экономики, которая создается Советом Министров Республики Беларусь.
Отправным началом в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР), которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.
Рис. 4.2. Система прогнозных и программных
документов Республики Беларусь, порядок их
разработки и представления
Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь – динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Стратегия предусматривает с учетом национальных особенностей поэтапное движение к обществу постиндустриального типа и достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
Разработка НСУР осуществляется в несколько этапов. На первых этапах формируется и обобщается необходимая для разработки прогноза информация, производится комплексный анализ и дается оценка уровня и состояния развития экономики, ее важнейших сфер и видов деятельности.
Эти данные позволяют судить об особенностях, стартовых условиях и предпосылках дальнейшего социально-экономического развития республики с учетом внешних и внутренних факторов, тенденций мирового развития и служат исходным материалом для разработки НСУР.
НСУР вместе с необходимым исходным материалом Министерство экономики направляет в органы государственного управления (министерства, комитеты, другие органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком) в качестве ориентира для разработки ими вариантов прогнозов развития народнохозяйственных комплексов, отраслей, административно-территориальных единиц на 15-летний период.
На основе предусмотренных вариантов прогнозов разрабатывается проект НСУР, который Министерство экономики
представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения.
После одобрения Правительством НСУР подлежит опубликованию.
Учитывая долгосрочный характер, НСУР дается с разбивкой по пятилеткам, с четкой ориентацией социально-экономического развития республики в каждой пятилетке.
В НСУР до 2015 года были выделены этапы:
2006-2010 гг. – этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста;
2006-2010 гг. – этап активной структурной перестройки экономики, приоритетными направлениями которого должны стать технологическое перевооружение производства путем внедрения новейших технологий, стимулирование ресурсосберегающих инноваций и фундаментальных разработок, динамичное развитие инвестиционного процесса;
2011 – 2015 гг. – начальный период устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.
Для второго и третьего этапов предусматривались два сценария социально-экономического развития республики:
инерционный, основан на сформировавшихся в 1996 – 2000 гг. тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста, несколько улучшенном использовании производственных мощностей, медленном обновлении основного капитала, жесткой бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политике;
целевой, предусматривает более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста, достижение рациональных норм потребления, обеспечение нормального воспроизводства основных фондов, стимулирующую производство благ и услуг бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, высокий уровень государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены два этапа.
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:
• развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
• инновационное развитие национальной экономики;
• наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;
• развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.
Второй этап (2011 – 2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР – 2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической сферах деятельности.
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации – благосостояние».
На основе Национальной стратегии устойчивого развития республики разрабатывается прогноз – основные направления социально-экономического развития на десятилетний период. Он разрабатывается раз в пять лет, за два года до начала прогнозируемого периода, с разбивкой по пятилетиям. Первые пять лет даются с разбивкой по годам. В этом прогнозе конкретизируются цели и альтернативные варианты социально-экономического развития республики и средства их достижения. Порядок разработки и рассмотрения прогноза аналогичен НСУР.
Среднесрочная перспектива развития республики отражается в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, которая разрабатывается Министерством экономики совместно с другими органами государственного управления на пятилетний период за год до его начала. Основой для разработки программы является прогноз социально-экономического развития на 10 лет. Порядок ее разработки определяет Совет Министров Республики Беларусь.
В программе должны быть отражены цели, задачи, сценарии социально-экономического развития. Она должна включать:
оценку итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристику состояния экономики республики;
· концепцию программы, которая представляет собой систему целе-
вых параметров развития экономики, основных решений и мер в области финансовой, экономической и инновационной политики;
· макроэкономическую политику, включая бюджетно-налоговую,
кредитно-денежную и валютную политику;
· институциональные преобразования;
· инвестиционную и структурную политику;
· внешнеэкономическую деятельность;
· развитие реального сектора экономики;
· социальную политику;
· проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Проект среднесрочной программы рассматривается Советом Министров и представляется для утверждения Президенту Республики Беларусь.
Программа социально-экономического развития Республики Бeлapvcь на 2001 – 2005 гг. первые пять лет XXI в. стала важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышения благосостояния народа и приближения его к уровню экономически развитых европейских государств.
Главная идея сегодняшнего пятилетия (2006 – 2010 гг.) – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз – «человек – инновации – благосостояние».
Главная цел ь социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
Рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
Работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
Благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
Опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры, – основы совершенствования человеческого капитала;
Внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
Осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
Повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
Инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производства;
Расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
Национальную безопасность страны.
В качестве основных приоритетов на 2001 – 2005 гг. выделены:
· всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эф-
фективной системы здравоохранения;
· инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбере-
жения;
· наращивание экспортного потенциала страны;
· развитие агропромышленного комплекса и сопряжение отраслей,
социальной сферы села;
· развитие малых и средних городов;
· жилищное строительство.
Утвержденная Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития республики на пять лет служит основой для годового прогноза социально-экономического развития, который разрабатывается ежегодно. Годовой прогноз разрабатывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних факторов и включает:
перечень основных показателей социально-экономического развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства;
перечень и характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, намеченных к финансированию из республиканского бюджета;
перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;
государственную инвестиционную программу;
комплекс мероприятий, необходимых для реализации данного прогноза;
целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития и государственного бюджета согласуются. Годовой прогноз служит исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.
Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития республики утверждаются Президентом Республики Беларусь.
Система прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь имеет единую методологическую базу, обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов. Система прогнозных и программных документов, их цели и задачи, содержание, порядок разработки и сопряжения между собой, представление и утверждение регламентируются Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятым в 1998 г., и другими нормативными актами. Государственные прогнозы и программы основываются на системе частных прогнозов и программ демографического, экологического, научно-технического, социального, экономического и внешнеэкономического развития, а также отраслевых, региональных и других прогнозах.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение планированию и покажите его роль в системе государственного регулирования экономики.
2. Какие выделяют виды планирования по форме проявления и по содержанию?
3. Дайте характеристику, назовите направления применения и примеры использования директивного планирования.
4. Что представляет собой и какую роль играет индикативное планирование, каково его содержание?
5. Что следует понимать под стратегическим планированием? Каковы его цели и отличительные особенности?
6. Какие выделяют планы по периоду действия, существует ли между ними связь?
7. Дайте определение и укажите направления применения программирования в системе государственного регулирования.
8. Что представляет собой программа как плановый документ? Какие виды программ можно выделить?
9. Дайте понятие прогнозирования и покажите направления его применения в системе государственного регулирования.
10. Назовите основные виды прогнозов и дайте им характеристику.
11. Что представляет собой система плановых и прогнозных документов, используемых в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь?
12.Покажите цели, задачи и дайте краткую характеристику Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.
13. В каком документе отражена среднесрочная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь? Кратко охарактеризуйте его.
14. Каковы цели, задачи и содержание годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь?
15. Какие законодательные и нормативно-правовые акты регламентируют порядок, сроки подготовки взаимосвязи и взаимозависимость плановых и прогнозных документов в Республике Беларусь?