Вопрос 44. Политически-правовые взгляды Аруэ Франсуа Мари Вольтера
Аруэ Франсуа Мари Вольтер (1694-1776).Блистательный мыслитель эпохи просвещения. Его незаурядность:
1.Учение о свободе
2. Идея гуманистического развития мира
3. Антикатолицизм
Специальных политических произведений нет, в основном пьесы, статьи, памфлеты.
1. Релипия. Был проклят римской католической церковью. «Если бы бога не было, его следовало бы придумать» Он не видел в мире лучшего экономического правительства, нежели религия. Она производит свой товар не отвечая не за что. Церковь необходима как узда для народа. Ненавидел народовластие и демократию: «чернь должна быть там, где она есть».
2. Свобода и равенство. Свобода личности превыше всего, даже свободы общества в целом. Свобода может зависеть только от закона. Там где нет законов, нет и свободы,
1. Свобода слова
2. Свобода совести
3. Свобода печати
4. Право на труд,
Он воспринимал равенство только в юридическом смысле: все должны быть одинаково равны перед законом, одинаково зависимы и одинаково защищены законом. С точки зрения равенства предполагал зависимость от имущественного положения. Выступал за ликвидацию сословных привилегий, ликвидацию церковных судов, замену аристократии бюрократией, за допущение адвокатов в судебный процесс, за отмену пыток.
|
|
3. Государство. Сторонник просвещенного абсолютизма. Переписывался со многими монархами. Не отдавал предпочтения форме, организации власти, процедуре ее формирования.
Шарль Луи Монтескье (1689-1775). «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов». Является одним из основоположников 4 мировых политическо-правовых теорий.
1. Теория социального равновесия (последователи: Дюги, Ареу)
2. Теория географического климата (климат влияет на формирование государства)
3. Теория разделения властей как системы сдержек и противовесов.
4. Системные исследования права.
Главная идея: в учении о государстве и праве миром правит не фортуна, а объективные причины морального и физического порядка, определяющие дух народа, а также формы и нормы государственной и правовой жизни народа.
1. Система права
а. Система отраслей (дал развернутую систему)
Ь. Система законов \ отраслей права.
Отрасли
1.Естественное право:
- божественное право или право религии
- церковное \ каноническое право
- международное право
- общегосударственное право для всех обществ (право народов)
- частно-государственное право для отдельные обществ
- право завоеваний
- гражданское право отдельных обществ
- семейное право
2. Законы;
- регулирование отношений между народами - международное право.
|
|
- между управляемыми и управленцами - политическое право
Закон принятый для одного народа не' пригоден для другого.
2. Теория географического климата
Географические параметры страны предопределяют дух закона, форму правления, саму организацию власти. Северные народы более тяготеют к демократии, т.к. высокий элемент взаимозависимости. В более южных смешанные формы. Наиболее жаркие страны тяготеют от деспотии до монархии.
3. Три освовнме формы правления
1. Республиканская
- власть народа - демократия;
- власть части народа - аристократия.
2. Монархия - власть одного человека
3. Деспотия - власть вне закона, вне правил, культ деспота.
Для демократической формы правления законы регулируют вопросы выбора, законы утверждают власть народа и законы устанавливают право утверждать. В Аристократии законы закрепляют право части народа на принятие законов и осуществление контроля за их реализацией. Монархическая форма правления - свойственны законы, которые посредствуют участию дворянства, духовенства, населения городов в обеспечении власти монарха. Деспотия на традициях, обычаям и культах. Правление с позиции масс
Выделял два вида законов о политической свободе:
1. Определяющие политическую свободу в отношении государственного устройства
2. Определяющие политическую свободу в отношении гражданина.
Разделение власти.
Две центральные идеи:
1. Наличие системы сдержек и противовесов;
2. Ведущая роль законодательной власти.