Вопрос 60. Политико-правовые учения Александра Николаевича Радищева

А.Н. Радищев (1749-1802). Покончил жизнь -самоубийством. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Саратовский дворянин, пажеский корпус в Питере, юридический факультет Лейпцига, начальник питерской таможни. Критика самодержавия и крепостничества; впервые написал: царь - первый вор, убийца и т.д. преобразование абсолютизма в России в трех направлениях: преобразование в просвещенный, конституционно-ограниченный, республиканский. Выступал за доктрину естественного права и концепцию общественного договора; ему не чужды были европейские ценности. Причины образования государства:

1. объективная - природная социальность человека;

2. субъективная - неравенство, возникающее в процессе становления частной собственности;

Итог образования государства: молчаливое согласие как форма общественного договора.

Основные политические позиции;

1. критика крепостного права: отсутствие •юридического статуса крепостного крестьянина - основное место критики;

2. право народа на восстание, основание ~ пожирание естественных прав человека

3. закон не соответствует праву - несправедливая ликвидация всех социальных и дворянских привилегий, отмена Табеля о рангах.

Не являлся сторонником общественной собственности на землю, но в тоже время выступал за ограничение крупных землевладений. Для России необходима свободная совокупность (объединение) городов с правом вечевого правления и столицей в Нижнем Новгороде, т.к. столица на окраине - это опасно. Выступал за такую форму правления как республика, был против разделения властей. Четыре вида судов: гражданский, духовный, совестный, воинский. Выступал против смертной казни, за недопущение пыток, за суд присяжных, право на защиту и обжалование, за мирную политику и осуждение агрессивных войн.

Становление и развитие американской правовой мысли XVII- XIX вв.

1. Общая карактеристика.

2. Политико-правовые идеи Бенджамина Франклина.

3. Политико-правовые воззрения Томаса Пейна.

4. Политико-правовые учения Томаса Джефферсона.

5. Политико-правовые идеи Александра Гамильтона.

6. Политико-правовые идеи Джона Адомса.

7. Политико-правовые идеи Джеймса Мэдисона.

6. Политико-правовые идеи Джона Маршала.

3. Политико-правовые идеи Джона Калхун.

10. Политико-правовые идеи Гудро Вильсона.

11. Учение Оливера Холмса о праве.

Вопрос 1

Общая характеристика: становление и развитие. Этапы:

I. XVII - I половина XVIII вв.: межконфессиональная борьба английской, католической и протестантской конфессий.

II. II половина.XVIII' в.

I: 1. 22.12.1621г. «Отцы- пилигримы». Корабль «Мау flours» зашел в бухту Бостона. Это национальный праздник в США.

2. 1639г. основные уложения Коннектикута = создается система цивилизованных прав человека, в том числе свобода вероисповедания, слова, собраний.

Массачусетская хартия вольности 1641г.: главный принцип - правление не людей, а законов.

3. 1648г. губернатор Массачусетса ввел «законы и свободы».

4. 1663г. завершается война с Англией, последняя ввела прямое налогообложение с американских колоний без ведома или одобрения представительных органов.

IX. 1769г. американские провинции объявляют себя штатами, действует принцип автономного самоуправления.

1775г. начинается война за независимость до 1783г.

4.07.1776г. принимается Декларация независимости, а в 1787г. – Конституция США на Филадельфийской конференции.

В 1803г. был учрежден верховный суд США как орган конституционного надзора.

1863г. победа Севера в борьбе с Югом.

Вопрос 2

Бенджамин Франклин (1706-1790)/ Образованнейший человек своего времени, посол США во Фаранции, участвовал в создании в Конституции США. Основные идеи:

1. естественное состояние прав человека

2. ввел понятие принципиальной автономии американского общества, «hоme rule» - домашнее правило

3. социал-реформизм: состоял в том, чтобы те политические идеи должны иметь нормальную политическую природу, поэтапное развитие без отрыва от корней, т.е. Европы

4. утилитарность принципов построения американского сознания, т.е. должна быть счастливая умеренность, простота республиканских нравов, отсутствие крайней поляризации между богатыми и бедными.

Вопрос 3

Томас Пейн (1737-1809). «Право человека», «Век разума». «Здравый смысл»

Англичанин, иммигрант; вернулся во Францию, где его избрали депутатом французского конвента; возвратился в США, где и умер. Основные идеи:

1. впервые поставил вопрос о независимости США; это вопрос экономической целесообразности, отражающий естественные права человека;

2. принцип республиканского самоуправления: никакие принципов наследственности, оптимальная форма правления - республика, выборное представительство;

3. дифференциация понятий «государство» и «общество», где общество первично, а государство т- вторично;

4. естественные права - это естественное состояние человека;

5. жестокая критика церкви, особенно стремление церкви к монополизации духовной жизни;

6. объективность перерождения государственной бюрократии, т.е. она на определенном этапе начинает обслуживать свои собственные интересы, а не государственные.

Вопрос 4

Томас Джефферсон (1723-1826). «Общий обзор права британской Америки», «Проект декларации независимости США», «Заметки о штате Виржиния»

Губернатор штата Виржиния, 1-й госсекретарь Вашингтона, 2-й президент США, основатель университета Виржиния и его бессменный президент, президент американского философского общества.

Основные идеи:

1. вернуть человека в законы природы, т.е. вернуть человека в естественное состояние его прав;

2. король - это главный чиновник государства, он лояльно относится к конституционной монархии;

3. принцип равных прав для гражданина, проживающего как в колонии, так и в метрополии;

4. принцип территориальной организации государственной власти США тождественен церковной организации, он выделял: федерацию, штат, район, округ, приход;

5. опасался возможного экспорта тирании и коррупции в молодую американскую демократию;

6. свобода совести как неотчуждаемое право, и правительство не вправе его ограничить;

7. способности и талант по наследству не передаются, поэтому аристократию богатств нужно заменить аристократией знаний;

8. как представитель аграрного развития выступал за самодостаточное развитие.

Вопрос 5

Александр Ганильтон (1757-1804)

Самая яркая и трагичная личность среди отцов-основателей, погиб на дуэли. Помощник Вашингтона. Был одно время Министром финансов и обороны (первое правительство - 3 министра).

Основные идеи:

1. представитель промышленного лобби, разработал закон о государственном банке, о государственных домах, реструктурировал, т.е. расписал, что и как возвращать будет;

2. выступал за мирные отношения с Англией, хотя только что закончилась война с ней;

3. философски обосновал принцип конституционализма, приоритета конституционной нормой над федеральной и нормой штата;

4. принцип самостоятельности и несменности судий;

5. идея сильной централизованной федеральной власти;

6. идея разделения властей: система сдержек и противовесов - есть правовой механизм социального компромисса между общим и частным интересом, коллективным и индивидуальным эгоизмом. Конгресс - это кошелек; судебная власть -- это мудрость; исполнительная власть - это личное этическое понимание, восприятие.

Вопрос 6

Джон Адамс (1735-1826). 3-х томник «в защиту конституционной правительственной власти США»

Третий президент США. «Заметки федералиста» - участвовал наряду с Гамильтоном и другими в разработке проекта Конституции США.

1. сформулировал американский принцип разделения властей; оптимальная модель правления - комбинация правления одного, немногих, всех. Одного – Президент США, немногих - Сенат, все - нижняя палата, избираемая всем народом – палата представителей.

2. Обоснование системы органов государственной власти: понятие Президента, Сената, палаты представителей. Конгресса и т.д.

3. Аристократия должна быть аристократией знаний;

4. Неотъемлемая защита тех прав и свобод, которые представлены Конституцией.

ВОПрОС 7

Джеймс Мэдисон, участник Филадельфийского конвента 1787г.

Сборник статей федерализма - комментарий Конституции. Ж. Ж. Руссо: «Небольшие размеры республики позволяют ей самодостаточно развиваться». Джеймс считал наоборот, что маленькая республика приведет к Гражданской войне и краху республики. По его мнению именно большая республика с сильным средним классом имеет место существования. Учение о факции - оппозиционные группы, группы давления. Изначально факцию считали фракцией, т.е. политической группой, но Медисон понимал по-иному. Факция более многоликое явление, чем фракция. Если фракция - это способ политического воздействия, то факция - способ организации общества, где есть естественное стремление людей к удовлетворению естественного интереса и подчинение лидеру, который наиболее соответствует их взглядам. В целом Мэдисон относится отрицательно к факции, т.к. ил множество приводит к разобщенности общества, усиливает разницу между людьми. Возникновение факции. между тем, как оппозиционных групп, неизбежно, но этот процесс можно регулировать со стороны государства.

Способы:

1. путем нормативной регламентации устранить причины и условия для появления факции, т.е. объединения людей;

2. регламентация осуществляется функциями своей деятельности.

У него тоже была концепция сдержек и противовесов. Считал созданную в США систему наиболее оптимальной, где есть конкуренция властей и взаимное сдерживание Чрезмерное влияние занимает фигура Президента,

Вопрос 8

Джон Маршал.

Председатель верховного суда США. Участник дела Мербери против Мэдисона -1803г. Мербери должен быть назначен на должность федерального судьи, ему нужно выдать патент- Мэдисон.был госсекретарем США и отказал выдать патент. Мербери обратился в верховный суд США. Верховный суд в лице его Председателя Джона Маршала отказал в иске, сославшись на неконституционность закона, на который ссылался Мербери. Хотя в то время Верховный суд права по закону толковать является закон конституционным или нет. Маршал считал, что Конституция принималась всем народом, судьи Верховного суда дают присягу о защите Конституции, поэтому Верховный, суд имеет право толковать, конституционный закон или нет. Верховный суд США после этого дела становится органом конституционного контроля. Верховный суд приобретает право толковать Конституцию США.

Вопрос 9

Джон Калхун. «Исследования о правительственной власти», «Расследование о Конституции и Правительстве США»

Известен своей Конституцией суверенитета. Суверенитет как понятие и явление неделим, он либо есть, либо - нет. Нелепо говорить о половине суверенитета, также как о половине квадрата или треугольника. Выступает против делегирования значительных полномочий от штатов федеральному центру. Народ не обязан и не должен передавать федеральному центру свой суверенитет. Принятие Конституции осуществлялось от лица народа отдельными агентами, но это не исключает того, что народ и штаты сохраняют свой суверенитет. Федеральное правительство осуществляет волю штатов, поэтому, если суверенное право штатов существенно нарушается федеральным правительством, то штат всегда вправе заявить о своем выходе из союза. Полномочия федерации - это сумма полномочий, делегированных штатами. Считал, что равенство прав черных и белых не может быть в рамках США, т.к. белые - европейцы, а черные - африканцы. Уравнивание ведет к Гражданской войне.

Воцрос 10

Вудро Вильсон. «Правление конгресса»

2 формы правления: демократическая (книжная демократия), плутократическая (сложное в действительности правление с бюрократизмом и т.п.). Есть книжная Конституция и есть реальное положение. Конгресс и его деятельность не всегда урегулированы Конституцией, имеют некоторые расхождения, поэтому Конституцию США необходимо привести в соответствие с реальной ситуацией. Конгресс по его мнению не мобилен.

Вопрос II

Оливер Холмс

Окончил Гарвард, член Верховного суда США, философское и юридическое образование. «Общее право». Считал, что жизненное право не имеет логики, оно имеет только опыт. Право - это не система законов и нормативно-правовых актов, это предсказание того, каким образом будет действовать суд при разрешении того или иного дела, т.е. право - это предсказание того, как поступит суд на практике. Право существует только в судебном процессе, и основную роль в формировании права играет суд. Суд- выступает как право образующий орган. Продуктом этой деятельности является прецедент. Позиции, которые влияют на формирование права:

1. система потребностей того или иного периода влияет на мировоззрение судьи;

2. совокупность действующим, политических и моральных теорий,.которые разделяет судья;

3. влияют и неосознанные влечения.

Все эти факторы отражены в сознании судьи и влияют на вынесение судебного решения.

Политические и практические учения в Германии в конце XVIII - начале XIX вв.

1. Учение И. Канта «О государстве и праве».

2. Политико-правовая теория Иогана Готлиба Фихте.

3. Историческая школа права.

4. Учение Гегеля о государстве и праве.

Вопрос 1

Имануил Кант (1724-1804)

Профессор Кенигсбергского университета. «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве»

Кант - представитель либеральной теории - теории личности. Каждое лицо для него обладает совершенным достоинством и абсолютной ценностью. Формулирует принцип категорического императива: поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства, дли: поступай так, чтобы ты относился к человеку в своем лице и в лице других всегда только как к цели и никогда только как к средству (это принцип, на котором строится мораль). Человек не может использоваться только как средство решения задач. Кант: не всегда люди исполняют этот принцип. Достаточно часто люди выходят за его границы и в результате произвол одного человека начинает довлеть над произволом других лиц. Именно с нарушением этого принципа происходит возникновение понятия права. Таким образом, основная задача понятия права - это предупредить нарушение категорического императива, т.е. обеспечить морали то социальное пространство, которое и характеризуется принципом категорического императива. Мораль независима от права, а право основывается на ней. Право призвано регулировать лишь внешнее поведение людей. Совокупность переживаний, мыслей право не интересует. Свобода, в результате которой формируется личность, это дар, который присущ каждому человеку. Она выражается в том, что человек сам, по собственному усмотрению может определять свои поступки и варианты поведения. Обязательный характер праву может обеспечить только принуждение, а принуждение - это тот инструмент, который вводит только государство. Благо государства - это не только забота о материальном обеспечении своих граждан, но и обеспечение наибольшей согласованности Конституции государства права. Высшее назначение государства в совершенном праве, т.е. право - это та ценность, которая во главе государства. Отсюда в современной теории делается вывод, что Кант - один из родоначальников самостоятельной теории права государства. Кант - сторонник договорной теории происхождения государства, но считает, что общественный договор заключают между собой морально-развитые люди, т.е. это люди, которые стремятся к соблюдению категорического императива. Политика государства в отношении граждан не должна уподобляться родительской опеке над детьми, т.к. такая политика приведет к настроениям иждивенчества к безответственности. Сфера гражданского общества должна быть диспозитивной. Граждане государства всегда имеют право открыто критиковать существующий государственный', т.к. появляется возможность критиковать политику. В разделении властей важно не равновесие различных ветвей власти, а наоборот – их субординация. Законодательная власть всегда подчинена суверенной воле народа; исполнительная власть, принадлежащая законному правителю, - власти законодательной; судебная власть назначается властью исполнительной. Кант считал, что в государстве избирательное право должно быть у всех, но оно ограничено у тех, кто находится в услужении. Приоритетная форма правления - конституционная монархия. Он негативно относился к праву народа на восстание, т.к. считает, что всегда есть возможность оказать легальное сопротивление власти. Наиболее оптимальным является реформирование отношений с центральной властью, и следует избегать революции.

В системе права различают 3 категории;

1. естественное право, как самоочевидные принципы человеческой природы;

2. положительное право, выражающее волю законодателя;

3. справедливость - это притязания, не предусмотренные законом, а потому не обеспеченные государственным принуждением.

В структуре 1 выделяют:

1. частное право;

2. публичное право.

В 1. рассматривают прежде всего отношения между собственниками, включающий отношения между мужа к жене и хозяина к слуге. Регулирует отношения между людьми, объединяющихся в союз или образующими государство и обеспечивающими правовой порядок путем принятия Конституции и законов, выражающие волю людей.

Идея вечного мира. Считает, что через огромное количество лет человечество придет к всеобщему братству, к примеру, принципа категорического императива, к объединению соседних государств и образованию единой мировой федерации, единое мировое государство, которое будет оплотом мира, стабильности и права.

Вопрос 2

Иоган Готлиб Фихте.

Один из представителей философии субъективного идеализма. Считал, что то что существует в сознании, то существует и в реальности. Понятие права нужно рассматривать только в том смысле, когда существа мыслятся во взаимоотношениях друг к другу, т.е. понятие право вытекает из отношений между разными людьми. Юридический закон вытекает из взаимоотношений разумно-свободных существ, а не из какого-либо морального принципа. Право не основывается на морали, регулирует внешние поступки и внешнее поведение людей независимо от морали. Свобода требует защиты со стороны государства, и защита осуществляется через принятие, установление государством. Государство возникает в результате общественного договора, но, создавая государство, устанавливается принудительность правил внешнего поведения. Это принятие может быть только коллективным, а не индивидуальным, т.е. не избранным, а всеобщим. Предлагает существующую систему разделения властей дополнить еще одной - эфорат, которая надзирала бы за исполнительной властью и обладала правом отмены отдельных актов этой власти, если они нарушаются. Позднее отказался от этой идеи. Развивает идею народного.суверенитета, т.к. выше народа только Бог, Он поддерживает идею революционных изменений, т.е. признает право на восстание, но считает, что лучше использовать систему эволюционного реформирования.

«Замкнутое торговое государство» (частично совпадает с Мором и Кампанеллой) Замкнутое торговое государство - это государство, которое в принципе самодостаточно. Вся частная собственность разделяется в зависимости то результатов индивидуального труда. В этом государстве четко должны быть регламентированы все сферы жизнедеятельности человека. В таком государстве отсутствует свобода выбора профессии. Правительство существует для себя, чтобы в дальнейшем исчезнуть. Интеллигенция - это истинные наставники нации

Вопрос 3

Георг Пухт, Карл Фридрих Савиньи, Густав Гуго

Конец XVIII - начало XIX вв. Резкая критика естественного права ИШП смотрит на понятие права не как на общее право справедливости, кем-то данное и неизменное.

Густав Гуго «Учебник естественного права как философии позитивного права, в особенности частного права»

К.Ф. Савивьи «Право владения»

«Система современного римского права»

Герог Пухт «Обычное право» «Курс институций»

Основные идеи ИШП:

Т. к. язык не устанавливается договором, так и право создается не столько благодаря закон одательствованию, сколько путем самостоятельного развития самостоятельно развитое право всегда возникает с развитием народного духа, т.е. не только закон выражает справедливость, а право всегда выражает те национальные интересы, которые существуют в стороне. Не закон - основной источник права, а народный дух. Позитивное право черпает свое основание из недр народного духа, которое воплощается в обычаях страны. Развитие права, его жизнь и становление - это объективный ход вещей, в который лучше не вмешиваться через законодатель ствование. Право имеет свою историю, которая связана с историей народа и народного духа. Законодатель, принимая.закон, должен максимально полно отразить убеждение нации. Только при этом условии правовые нормы могут приобрести самодовлеющее значение. ИШП имеет положительный и отрицательный моменты. Основным положительным моментом является то, что это было радикальный взгляд на понятий права, что право не оторвано от жизни народа, развивается с ним. Отрицательный момент: все представители считали, что не следует особо вмешиваться в развитие народного духа; таким образом, снижают роль законодательства государства; отрицание договорной природы происхождения государства; отрицание необходимости разделения властей; отрицание права народа на революцию; выступают в защиту монархии, крепостничества, феодального строя.

Вопрос 4

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). «Конституция Германии», «Философия права», «Философия духа», «О научных способах исследования естественного права, его место в практической философии и его отношении к науке о позитивном правей»

Выделяет субъективный, объективный и абсолютный дух. Субъективный дух характеризует антропология, психология и феноменология. Объективный дух представлен правом, моралью, нравственностью. Абсолютный дух - религия, искусство, философия. То действительно, что разумно. Он строит идеальную концепцию. Мировой дуг; - это идеал свободы. Свобода- объективна, свободная воля - субъективна, они выражаются в понятии права и государства. Право и свобода здесь совпадают. Право - это ступень и форма свободы. Право как закон. В рамках особых прав выделяет право договора, где договор исходит из приговора, следовательно, договор не рассматривает как основание учреждения государства, поэтому теория общественного договора - это величайшее заблуждение, которое вызвало массу проблем в научном мире. Рассматривает право частной собственности Отрицает существование антиправового законодательства, т.к. оно не развилось до идеи свободы. Три ступени развития понятия права или три формы образования свободной воли. Абстрактное право или право свободной личности - это право присуще каждому индивиду, это право быть лицом. Принцип; будь лицом и уважай других в качестве лиц. Понятие наказания в учении об абстрактном праве - это не только обязанность, но и право преступника, это право абстрактной свободной личности, которая сама определяет для себя вариант поведения (преступно или не действовать). Лишь в преступлении свободная воля выражается во вне, достигает объективности, т.е. становится предметом рассмотрения закона, т.к. сама по себе свободная воля лица не наказуема, лишь в поступке она наказуема. Мораль - это лишь одна сторона развития права. Абстрактное право и мораль приобретают действительность лишь в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном в виде семьи, гражданского общества и государства. Государство может быть только правовым. Неправового государства реально не существует, т.к. оно недействитель но и неразумно. Это идеалистическая концепция Гегеля. Это не как есть, а как должно быть.

Концепция государства.

1. государство как идея свободы

2. государство как высшее право

3. государство как конституционная монархия

Государство возникает из понятия права. Гражданское общество - это сфера реализации частных интересов отдельной личности. Гражданское общество еще не развилось до идеи свободы, оно еще противоречиво, раздираемо частными интересами. Гражданское общество еще вне права как типового и предшествует государству. Рассудок - следующая ступень государства. Признаки гражданского общества:

1. всегда обусловлено системой потребностей

2. представлено правосудием и полицией

Идея государства:

1. страна как отдельное государство

2. представляет страну во взаимоотношениях между отдельными государствами

3. государство представлено во всемирной истории

Сторонник конституционной монархии, разделения властей: 3 ветви + государева власть. Как власти подчиняются монарху, такое и единство этой власти, государства. Взаимоотношения строятся между государствами, где каждое государство – носитель суверенной воли. Если они пересекаются конфликт решается при помощи войны, здесь нравственный элемент войны в том, что защищается суверенная воля государства.

4 всемирноисторических мира у Гегеля:

1. Восточный: деспотия, в которой один свободен - деспот

2. Греческий - аристократическая и демократическая республики, где некоторые свободны

3. Римский -

4. Германский - конституционная монархия, в которой все свободны

Не исключает возможности давления в будущем русской нации в мире. Его учение окрестили правовым этатизмом, где право государства выше права человека; якобы он породил идеи тоталитаризма. Хотя вряд ли, т.к. он выступает за правовое государство, которое тоталитарным государством не является.

Политико-правовая мысль в России

I половины XIX века.

1. Политико-правовое учение Михаила Михайловича Сперанского

2. Политико-правовые взгляды

3. Карамзина М.Н.

4. Политическая программа декабристов (П.И. Пестель, Н.М. Муравьев)

5. Политико-правовые идеи П.Я. Чаадаева

6. Политико-правовые взгляды славянофилов и западников

Вопрос 1

М.М. Сперанский.(1772-1839)/ (Третьяков; Сперанский от «сперанти» - надежда) окончил санкт-петербургскую духовную семинарию, в которой остался и в 1823 г. стал ее ректором. Затем был приглашен в ОГВ. С 24 до 2 9 лет начинал с низшего поста, стал вторым человеком в государстве. Заложил современное понимание государственной службы, кодификации нормативно-правовых актов. После прихода Александра I к власти с 1881г.непосредственно работал с ним. Неоднократно участвовал в делегации к Наполеону, который очень его ценил. Был в ссылке. В 1816 году - губернатор Пензы, 1820 - губернатор Сибири. В 1826г. к власти приходит Николай I, который возвращает его в Санкт-Петербург и поручает составить свод законов Российской Империи. За это был награжден высшей наградой - орденом Андрея Первозванного. Был наставником детей Николая II. Основные идеи:

1. предлагал этапы развития русского государства:

I. уделыцина (средние века)

II. новое время - абсолютная монархия

III. настоящее время (начало Х1Хв.) - необходима конституционная монархия, которую считал абсолютной формой правления. Монарх - глава государства, законодательная власть - это парламентская власть, т.е. должен быть высший представительный орган. Местная организация власти - это система губернаторских, уездный и волостных дум, избранных на многоступенчатой основе. Судебная власть - суд присяжных.

2 - Соответствие политических и гражданских прав в государстве: всеобъемлющие гражданские и политические права должны принимать дворянству, а среднему сословию все гражданские права, а политические права по определенному имущественному цензу; рабочий люд - лишь только гражданские права.

3. Крепостное право в России необходимо модернизировать в два этапа, а не отменять сразу:

I. Ограничение повинностей

II. Личное освобождение крестьянина с правом выкупа земли у помещика

4. Принцип эволюционного развития России есть суть правильные законы, дарованные императором народу

5. Позиция государственной службы; подготовил проекты законов «Об экзаменах на чин», «О придворных званиях». В первое звание определялись не рождением, не происхождением, а способностями и талантом (эти идеи были основанием его отставки)

Вопрос 2

Николай Ююсайлович Карамзин (1766-1826)/ Историограф. В 1803 г. был официально назначен Александром I историографом России. С1803 по 1826 гг. уехал из Санкт-Петербурга и написал более 10 томов по истории России. «История государства Российского», «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношении» - 2-е важное произведение. «Вестник Европы» - первый политический журнал, который он издавал. Основные идеи:

1. каждый народ должен созреть для своей республики

2. фактор Московского Великого княжества или фактор Петра I рассматривал, что история России не имеет связи развития. У Росси есть свой путь развития. Обширность территории, населения, опыт подтверждает, что Россия является многонациональной страной.

3. Монархия - естественный фактор развития России, но не обязательно наследственная

4. Выступал против разделения властей, т.к. разделение законодательной и исполнительной власти равно как два льва в клетке. Самодержавие – оптимальная форма правления. Государь соединяет в себе отеческое и патриархальное начало. Идеи по государственно-правовым институтам:

1. развитие государственной службы на основе таланта и способности

2. принцип единоначалия - оптимальный

3. нужно отобрать 5 0 умньк мужиков, назначить губернаторами, и Россия заживет по-новому

4. в отличии от Сперанского считал, что новые учреждения создавать не нужно, нужно усовершенствовать старые по 2 направлениям:

а) максимальный учет обычаев и традиций России

б) борьба с вечным злом российской бюрократии: взятки и волокита

5. Россия должна строиться на основании естественных и позитивных законов, т.е. понятие правды и закона должно быть равно

6. Всеобщее образование, но утилитарное, т.е. купцу - арифметику, судье – основы юриспруденции и не нужно римское право «непросвещенные народы всегда требуют свободы и независимости, просвещенные - порядка и процветания». Он выступал против отмены крепостного права и объяснял так:

1. необходимо сделать аграрные отношения цивилизованными

2. постепенное сохранение крепостного права и его цивилизация приведет к постепенному созреванию крестьянина для свободного труда.

Вопрос 3

Политическая программа декабристов.

Восстание опосредовано Войной1812г.

Павел Иванович Пестель (1793-1826гг.). Сын московского губернатора. За участие в Отечественной войне в 19 лет был награжден золотым оружием. В 28 лет был полковником и возглавлял Южное тайное общество. Основное произведение - «Русская правда». Общие позиции:

Государство всегда должно базироваться на идее равновесия, между правом и обязанностями личности и собственно государства. Целью государственного устройства должно быть возможное благоденствие всех и каждого на основе единого закона.

Выделял три категории законов:

1. духовные (священное писание)

2. естественные [требования природы)

3. гражданские (постановления государства)

Право на революционное ниспровержение правительства в случае, если его действия противоречат духовному, естественному, гражданскому законам. Основные мероприятия по «Русской правде» (план социального преобразования России)

1. ликвидация крепостного права, безвозмездное наделение крестьян землей; ликвидация крепостного права должна привести не ликвидации права собственности на землю, а превращение этих людей в собственников, а следовательно, должна быть частная собственность (или волостная) на землю. Предлагал часть земли у помещиков выкупить, а часть - экспроприировать (чтобы не обижать помещиков).

2. учреждение республики. Принятие высшего закона — которую он называл государственным заветом (единственный, кто так называл), как высший основной закон.

Разделение властей:

• Народное вече - высший законодательный орган, однопалатный; примерно 500 человек; на 5 лет прямым голосованием, участвует взрослое мужское население от 25 и выше

• Державная дума - высший исполнительный орган, состоит из 5 человек; избирали из 5-х президента на год; каждый член думы избирался на 5 лет; назначали министров

• Блюстительная власть или верховный собор; состоит примерно из 1230 человек, которых он называл боярами; назначалось пожизненно народное вече по предложению от губернии

• Проводил юридическую экспертизу нормативных актов, принятых народным вече и державной думой

• За каждым из бояр закреплено министерство, подчиненное державной думе

• Назначал главного, а если война выйдет за рубежи, принимал на себя главное командование

• Россия должна стать федеративным государством. Состоять из десяти областей и 3 уделов. Каждая область состоит из трех губерний, последние делятся на уезды, а уезды- на волости

Необходимо ликвидировать все гражданские чины и звания. Необходима единая общность - русские; един: язык - русский. Выделял национальное самоуправление только для Польши. Будучи атеистом считал, что необходима государственная поддержка православия и устранение деятельности всех политических партий в России. Говоря о фазе революционного переворота выделял две позиции:

а) Необходимость военно-революционного переворота

Ь) Уничтожение царской семьи

5. Установление временного правительства диктатором сроком на 10-15 лет (на 14.12,1825г. диктатором был назначен князь Трубецкой)

Никита Михайлович Муравьев (1796-1843). Активно участвовал в восстании 14.12 1825г. Умер на каторге. Крупнейший идеолог из декабристов. Написал три проекта конституции. Главная идея:

самодержавие - грубейшее нарушение естественных прав и свобод человека и гражданина.

Основные идеи:

1. отмена крепостного права с выделением каждому крестьянину двора и 2 десятин

2. введение единой системы налогообложения с 18 до 60 лет

3. введение свобод (совести, печати, собрания и т.д.)

4. ликвидация всем дворянских чинов и званий, сословных привилегий

5. т.к. сторонник конституционной монархии, то, следовательно, система органов власти:

• высший законодательный орган - 2-у. палатный парламент; нижняя палата представителей из 450 депутатов, избранных народом сроком на 2 года; верхняя палата (народное вече) - 45 депутатов, избираемых на 6 лет, после 30 лет, каждый должен был иметь не менее 6 тыс. серебром, через каждые 2 года ратирование 1/3. Государственные служащие не могли быть депутатами, а правом законодательной инициативы обладали депутаты палат и министры.

• Исполнительная власть принадлежит монарху, который одновременно и главнокомандующий

• Судная власть: низший уровень в уездах - совестные седы, каждый гражданин мог быть судьей и обладать доходом 2 тыс. серебром, несменный до 70 лет; средний уровень - державные или областные суды, судьи избираются державной палатой выборных, при себе - 3 тыс. серебром, несменны до 70 лет; высшая судебная инстанция - верховное судилище, которое состояло из 5-7 судей, избираемых народным вече, должны были иметь 15 тыс- серебром, несменны до 70 лет, должны были получать 10 тысяч серебром; Верховное, судилище каждые 4 года должно было делать послание с комментарием о действительном законодательстве.В судебном правительстве должны быть судебные присяжные, коллегия стряпчих, блюстители.

Предлагал федеративное устройство России, которая должна состоять из держав, в каждой из которых должно быть 2-х палатный парламент:

• Державная или областная дума

• Палата выборных

С его точки зрения весь статус державы, система органов власти должна быть закреплена в федеральной конституции. У державы не должно быть права внешних сношений и конституции. Предлагал создать систему народных соборов, которая должна была принять конституцию, изменения к ней и к федеральному закону. После этого - роспуск. Должна действовать на всех уровнях системы власти.

Вопрос 4

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856). «Философические письма», «Аналогия сумасшедшего»

1. Россия есть государство вне европейского пути развития. Мы - наследники уходящего с политической авансцены Востока

2. Отсутствие прогрессивной социальной и культурной традиции в России как следствие ведет к отсутствию законности, порядка и дисциплины

Бутаков: все то, что происходит в России, происходит из-за того, что голова России гнилая, а народ дисциплинированный, но он видит все, что происходит наверху. Человек понимает, что его труд не оценивается по достоинству и социальные потребности не удовлетворяются, следовательно, не будет работать честно и добросовестно. Развитие в России будет только- тогда, когда будет уважаться нормально любой честный труд, когда шкала ценностей была выстроена через труд, а не через блат.

3. Православие в России не создает той системы гармонии, которую создает католический мир: гармония религии с наукой, политикой, духовными преобразованиями в обществе. Т.е. католический мир более приземлен, более затрагивает интересы человека, а православный мир больше затрагивает внутреннее душевное развитие, а не совершенствование мира.

4. В России социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы будут его противника

5. Демократизация политических институтов государства, всеобщее избирательное право

6. Идея принципиального невосприятия самодержавия в России Он намного опередил свое время. Был признан сумасшедшим.

Вопрос 5

Славянофилы:

Александр Степанович Хомяков

Иван Васильевич Кириевский

Юрий Федорович Самарин

Константин Сергеевич Аксаков

Западники:

Константин Дмитриевич Каверин

Борис Николаевич Чичерин

Тимофей Николаевич Грановский

Александр Иванович Герцен

Общие критерии: патриоты России. Это две стороны одной медали. Идеологическая дифференциация этих направлений. Две основополагающих традиции развития мировой цивилизации:

1. индивидуалистическая

2. коллективистская

Основные идеи:

1. приоритет общинных интересов

2. община - не только форма общения, но форма производства (отрывок восточной идеи)

3. взаимное невмешательство государства и личности. «Государю - власть закона, народу - власть общественного мнения,» - Самарин Ю.Ф. пытались провести новое разделение между трудом государственной власти и народа. Это разделение состояло в том, что государство должно было взять на сея гарантии развития личности и его благосостояние, и народ в свою очередь должен был исполнять требования государственной власти и обеспечивать ее деньгами и людьми

4. поиск собственно российского пути -развития, в следствии чего пришли к почвенникам

5. Россия должна развиваться, опираясь на собственные ресурсы

6. Обшцнность или коллективистский метод социальной жизни - это не прихоть, а требование природы, в рамках которой живет Россия.

Николай II. «Православие. Самодержавие. Народность.»

Западники - сторонники того, что история развития человека есть история борьбы человека за свои права и свободы

1. широчайшая гамма прав и свобод личности:

а) право частной собственности

Ь) свобода слова.

с) свобода вероисповедания

2. идея либерализма

западники всегда выступали против административного судебного произвола, против крепостного права, всегда боялись народного бунта.

ППУ в Европе I половины XXX в.

1. Английский либерализм

2. Французский либерализм

3. Немецкий либерализм

4. ППУ социалистов Европы

5. Политические учения Огюста Конта

Вопрос 1

I. половина XIX в.: начинает развиваться либеральная концепция мира, в основе которой;

1. священность и неприкосновенность частной собственности

2. неотъемлемые права и свободы человека и гражданина

В. стимулирование активной социальной позиции гражданина

Иеремия Бентом (П48-1832). «Принципы законодательства», «Фрагмент о правительстве», «Руководящие нормы конституционного кодекса для всех государств»

Являлся основоположником современной идей утилитаризма. Основные идей его теории утилитаризма:

1. получение удовольствия и получение страданий составляет смысл человеческой жизни

2. полезность, возможность быть средством решения какой-либо задачи – высший критерий в оценке человеческой деятельности

3. нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья и добра наибольшим количеством людей

4. максимизация всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуального и общественного интереса - вот цель человеческой деятельности.

«Не притесняйте индивида, не позволяйте это делать другим, и вы уже достаточно сделаете для общества». Отношение к теории естественного права и правам человека: «естественные права - чужие, а неотъемлемые права - чепуха на кодулях. Французская декларация прав человека и гражданина - это метафизическое произведение, статьи которого можно разделить на три класса:

а) невразумительные

Ь) ложные

с) одновременно невразумительные и ложные».

Выступает за разделение властей. Если у Монтескье - это идея равновесия, у Канта - субординации, то у него это согласование деятельности властей, но не их зависимости. Он отрицает разделение между законом и правом (хотя разделение рождает понятие справедливости). Выступает против теории общественного договора, т.к. личный интерес основополагающий. Выступал за однопалатный парламент, т.к. палата лордов устаревшее. В к. ж. Выдвигал несколько идей, связанных с демократизацией политической системы: выступал за всеобщее избирательное право, включая женщин; развитие непосредственной формы участия народа в управлении; за широкую информированность населения, т.е. гласность; цель государства для него охранительная функция, т.е. гарантии личной свободы и собственности; нельзя

осчастливить людей посредством государства; невмешательство государства в экономику.

Джон С-аоарт Милль (1606-1873). (антипод в теории либерализма Бентому). «О свободе», «Основы политической экономики» (о влиянии правительства)

Основные идеи:

1. нельзя всю нравственность базировать на постулате «личные выгоды индивида», на вере в то, что личный корыстный интерес каждого отдельного человека и его удовлетворение приведет к благополучию всех

2. высшим проявлением нравственности и добродетели является подвижничество ради счастья других, самоотверженное служение обществу - такова моральная модель юридического устройства общества российского

3. индивидуальная свобода личности - это свобода мысли и мнения, свобода действовать сообща с другими, свобода выбора и достижения жизненных целей, самостоятельное устройство личной судьбы, возможность человека в этих границах быть господином над самим собой и действовать по своему собственному разумению.

Понятие индивидуальной свободы во многом у него ассоциируется с понятием порядка и прогресса. Резко выступал против деспотизма государства и его институтов, против деспотизма общественного мнения.

4. Оптимальная форма правления является та, которая основывается на избираемости и сменности депутатов, непосредственном участии народа и его ответственности.

«Представительное правление» - это работа, в которой он раскрывает, что такое представительное правление в обществе:

• Учреждается по выбору народа, предрасположенного данной государственной форме

• Народ должен иметь желание и способность сделать все необходимое для поддержки этой формы правления

• Этот народ должен иметь желание и способность выполнить обязанности и функции, возлагаемые на него данной формой правления

5. Разделение властей: выделяет 4 функции законодательной власти:

а) законотворчество

б) Контроль за исполнением законов и деятельностью правительства

в) Представительство мнений

г) Разрешение жалоб

Исполнительная власть - правительственные функции, которые имеют следующие особенности:

а) зависит от различных состояний общества

б) это функция наиболее обширна в слабых государствах, чем в передовых

в) лучшее правительство - это то, которое двигает народ вперед

6. С точки зрения исторического развития, его (историческое развитие) основу составляет энергия свободного индивида, соединенная с энергией всех сограждан (тоже свободных индивидов).

7. Когда государство начинает подменять своей чрезмерной деятельностью свободную индивидуальную и коллективную деятельность людей, активные усилия самого народа, тогда закономерно начинают удовлетворяться интересы государственной бюрократии, а не народа. Это порождает социальную пассивность и иждивенчество, а затем наступает деградация государственности.

Вопрос 2

Время возникновения связано с падением Наполеона, возвращающим Бурбонов, борьба межцу аристократией и буржуазией.

Беижанев Констант (1767-1830). «Курс конституционной политики». Основные идеи:

1. Выделение различных механизмов участия народа в управлении делами государства и общества, выделял 2 механизма:

а) в античной эпохе - это свобода участия в коллективном отправлении власти

б) в новое время - это индивидуальная свобода, базирующаяся на независимости, самостоятельности, безопасности индивида и права его влияния на участие в управлении

2. естественный порядок политической жизни, при котором институты государства образуют пирамиду, выросшую на фундаменте индивидуальной свободы и неотъемлемых прав личности, сама государственность начинает представлять себя как политическое целое, которое венчает систему различных коллективных объединений, действующих в стране. Каково общество, таково и государство,

3. Он был сторонником конституционной монархии; оптимальная форма правления - представительное правление; выступал против сверх централизации; в своем творчестве пытался скорректировать принцип Ж. Ж. Руссо «всемогущество народного суверенитета: он считал, что народный суверенитет заканчивается там, где начинаются личные права человека и его частная жизнь; считал, что верховенство народа должно иметь свои границы, т.к. смысл (цель государства) это баланс прав личности и государства».

Алексис де Токвипъ (1805-1859). Демократия в Америке», «Старый режим и революция»

Один из самых глубоких исследователей понятий свободы и равенства. Основные идеи:

1. всеобщее равенство, взятое само по себе, не создает основания для установления такого политического строя, который будет оберегать автономию индивида, исключит произвол и небрежение права властями. С его точки зрения свобода и равенства - это разно порядковые явления. Равенство всегда наиболее притягательное явление для веек слоев населения, чем свобода, которая требует самостоятельности, ответственности и дисциплины. Современные демократии невозможны без тесного союза равенства и свободы: необходимо с одной стороны избавиться от всего того лишнего, что мешает установлению баланса между равенством и свободой, приемлемого для современной демократии, с другой - развивать политико-юридические инструменты, способные создавать и поддерживать этот рациональный баланс

2. он безразлично относился к политическому устройству общества, главное, чтобы действовали представительская форма правления.

Вопрос 3

Вильгельм фон Гунбольт (1767-1835).»Опыт установления границ деятельности». Основные идеи:

1. сторонник концепции идеалистического идеализма, цель которой найти наиболее 1лагоприятное положение человека в государстве.

2. соотношение гражданского общества и государства:

- гражданское общество для него это система национальных учреждений, союзов, объединений, создаваемых индивидами непосредствено снизу, государство это система государственных институтов, служб и администраций.

- правовую основу гражданского общества составляет естественная (общее) право, правовую основу государств - позитивное право, им же создаваемое.

- в гражданском обществе индивид это человек, в государствен - гражданин.

Вывод: гражданское общество, естественное право, человек, явление первичные по отношению к государству, позитивному праву и гражданину.

3. Государственный строй это не самоцель, это средство развития и здесь он представляет теорию минимального государства, главная идея которого определяется по степени вмешательства государства в дела общества, которые должны быть минимальны, т.к. гражданское общество всегда стремится к многообразию форм развития человека, а противоположность к этому государство стремится к однообразию. Государство стремится всегда к опеке и патернализму (лектор это порицает), это губительно для граждан общества, т.к. порождает пассивность и иждивенчество людей "Самым эффективным средством достижения зрелости для свободы является сама свобода".

4. Он по разному воспринимает несоответствие закона и права, Закон по своей природе может быть основным для освобождения и может быть основным для порабощения человека, т.е. закон имеет двуединую функцию

5. Государство это зло, но зло необходимое и оно лучшее, нежели анархия.

Лоренц Штейн (1815-1890)

• История социального движения во Франции с 1789 г до наших дней" трех томник

• Настоящее и будущее государства и права Германии.

Основные идеи:

1. Исходным пунктом устройства всякого государства служит разделение имущества.

2. законом общественной жизни служит установление постоянства и неизменности порядка, зависимости тех, кто не владеет от тек кто владеет имуществом; государство это высшая форма проявление общества; принципов существования государства является не свобода и лишь государство создает это явление и обеспечивает гарантию его развития. "Общество и государство это явление, противоположное друг другу, они воздействуют друг на друга, общество пытается сконструировать государство по своему образу и подобию, а государство пытается создать угодный для него общественный строй"

3. стрононник констуционной монархии.

4. разделение властей: правительственная власть должна верно служить законодательной, именно это свойство обеспечит гарантию превращения государства в правовое.

Вопрос 4.

Анри де Сен-Симон (1760-1825) герцог, аристократ

Основные идеи:

1. история человеческого развития есть цикл развития по восходящей, это цикл представляет соединение трех стадий:

А) теологической (госпосподствую священники и феодалы)

б) метофизический (метафизики и юристы)

в) позитивный (ученые и промышленники). Наука превращается в непосредственную производительную силу.

2. историческое развитие нелинейно, оно прерывается критическими фазами.

3. закон, конституирующий власть и формы правления менее значим значимы, чем закон о собственности и ее распределении.

4. с его точки зрения цель социальных преобразований отстранение от власти непроизводительных классов.

5. с точки зрения его оптимальной формы правления - социократия, во главе которой совет промышленников.

6. политика из управления людьми должна превратиться в управление вещами и производительными процессами.

Шарль Фурье (1772-1837)

Основные идеи:

1. хозяйственный порядок, существующий в обществе всегда предопределяет систему социального правления.

2. политика и политическая деятельность это бесполезное занятие в обществе

3. страсти являются универсальным законом развития общества; если человек выстроит классификацию страстей, познает ее, то человек получит ключ к познанию общества.

4. "на смену тирании феодалов и аристократов пришла тирания союза крупных собственников - капиталистов" говорил относительно нового буржуазного общества.

5. первым признаком является монополия индивидуальной собственности над массами, допуская существование частной собственности, но с необходимыми элементами общественного перераспределения. "Право людей на труд не осуществимо в условиях современной цивилизации, но без этого права все иные права ничто. "Учение о фаланге" (фаланга это определенная форма кооперации труда и социальной жизни.

6. свобода превыше равенства.

Роберт Оуэн. (1771-1858)

Основные идеи:

1. предлагая "Учение о характере", считал что характер является следствием существующего общественного строя.

2. общественная и идеальная модели могут быть реализованы через закон. Принцип; коммуна переходит в федерации, которая переходи во всемирную федерацию. Он один из первых организаторов профсоюзного движения в Европе,

Вопрос 5.

Огюст Конт (1798-1858)

Литература:

Курс позитивной философии - сформировал• понятие позитивизма и с точки зрения позитивной философии это практическая деятельность людей.

Был помощником Анри Де Сен-Симона.

Основные идеи:

1. выделяет три состояния познания и мышления в истории человеческого общества:

а) теологическое, где действуют силу божественные

б) метафизическое, сущностные силы

в) позитивное, механические силы.

Сводил на нет влияние естественного права и естественного закона.

2. порядок и прогресс ~ главная формула эволюции развития общества; цель: наличие социальной солидарности в общественном взаимодействии.

3. оптимальные формы правления - социократия (проявление большинства)

4. цели политического переустройства - ликвидация среднего класса, создание социального союза, патрициата (богатых и пролетариата)

5. источником социального развития выступают три веши:

а) раса

б) климат

в) собственно политическая деятельность.

Политическое правовое учение марксизма.

1) Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания государства и права.

2) Государство и право как надстроечные явления

3) Классовый характер государства и права в политически правовом учении марксизма.

4) Социалистическая революция и диктатура пролетариата.

5) Исторические судьбы государства и права в коммунистической формации.

Вопрос I.

Марксизм как политическое учение возникает в 4 0-х тт. 19 века. Это обусловлено тем, что развитие буржуазных отношений в западной Европе требовало иного осмысления взаимодействия производителей и производственных отношений. Изначально марксизм возникает как учение о вопросах и возможностях улучшения социального положения трудящихся. Марксизм не изобрел нового, а заимствовал уже созданное. Концепция марксизма это концепция исторического материализма, т.е. его интересуют экономические отношения и их развитие в истории, экономика обуславливает государство и право,

1. На формирование идеи Маркса повлияли идеи следующих авторов А. Смит, Вильям Петти, Давид Рекар, основные идеи которых в том, что формируют мысль отличия гражданского общества и государства: гражданское общество это мир материальных потребностей, это комплекс отношений по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ. Источником развития гражданского общества является реальные интересы людей. Государство это всегда система вертикальных связей, система норм публичного права и публичных институтов. Государство всегда зависит от гражданского общества, т.е. государство зависит от экономических отношений, от способа производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Государство не является результатом общественного договора, а возникает спонтанно по мере развития реальных институтов людей, т.е. в основе государства не договоренность людей а исторически объективный процесс, связанный с развитием потребностей,

2. Ж. Ж. Руссо, его теория народного суверенитета; с момента заключения общественного договора, люди сохраняют контроль за 'государственной властью и вправе отказаться от договора в любое время. Идея контроля является одной из теоретических идей марксизма: контроль должен быть неэффективный, а действенный.

3. Французские историки Огюстен Тьеррм, Опост Минье, Француз Гизо. Основная идея о классах и классовой борьбе. Любое общество всегда разделено на классы, которые отличаются друг от друга социальными, имущественными и правовыми признаками. Каждый из классов стремится поставить у власти необходимое ему правительство. Тот класс, который доминирует в хозяйственной жизни страны должен быть гегемоном также в государстве, т.к. интересы собственности важнейшие и преобладают над всеми остальными (марксизм отводит собственность на второй план и решает вопрос гигемонии класса). Борьба классов наполняет всю гражданскую историю

4. Гегель, идеи свободы как антипода произволу. Основная цель - государство несовместимо с понятием свобода, только с исчезновением классе, а следовательно и государства, можно говорить о подлиней свободе. Рассмотрение права как общественного отношения, складывающегося между субъектами общественного взаимодействия.

5. Французский утопический социализм 16-17 вв. Т. Компанелла. Т. Мор: критика права и государства эксплуататорского общества, частная собственность испортила право и государство.

6. Идеи западноевропейского либерализм Д. Локк, Л1.Л. Монтескье и др. (Энгельс: свобода одного невозможна без свободы всех, нет права без обязанностей и нет обязанностей без прав. Комплекс дей связан с идеей свободы, равенство, которым будет придан социалистический характер).

Вопрос 2.

Экономические отношения, способ производства, как соотношение производительных сил и производственных отношений составляют у Маркса экономический базис (или реальный(как он его называет. Способ производства в учении Маркса обуславливает социальный, политический и духовный процессы. Макрс пишет, что конечные причины всех общественных изменений, политических переворотов надо искать в изменениям способа производства и обмена. Таким образом производственные отношения в учении Маркса лежат в основании политической и юридической надстройки, которые представляют государство и право. Основное значение, которое формирует Маркс в том, что надстройка и базис всегда взаимно соответствуют:

1. надстроечные явления (государство и право) определяют исторический период, транслируют определенный способ производства, т.е. основные черты прошлого экономического базиса сохраняются и переходят из одной исторической эпохи а другую, видоизменяясь, приобретая определенный характер.

2. Надстройка всегда соответствует тому уровню развития производительных сил и производственных отношений, которые существуют в исторический период; и базис и надстройка взаимосвязаны и влияют на развитие друг друга.

Формы государства, систиме политических институтов соответствует определенным системам экономических отношений, т.е. они не могут быть иными для соответствующего способа производства (рабовладение - рабовладельческая республика; феодализм - монархическая форма правления). Базис всегда первичен, а надстройка имеет вторичное значение, т.е экономические отношения это основной фактор, который влияет на надстройку, но влияет лишь в конечном счете, т.е. через массу причинно-следственных связей. Экономические отношения воздействуют на систему государства и права через массу иных явлений, напр., взаимоотношение классов, традиций. Идея первичности базиса всегда связана с идеей относительности, самостоятельности и независимости надстройки: экономика влияет на надстройку (на государство и право) внешне, а внутреннее развитие государства и права осуществляется по собственным законам..

Вопрос 3.

Политические и юридические надстройки всегда имеют классовый характер, т.к. классы всегда существуют в обществе и имеющем различные интересы. Интересы сталкиваются и общества раскалываются на антагонистические классы (т.е. интересы не совпадают) и такое общество всегда пребывает в состоянии классовой борьбы. Пока есть хотя бы два 'класса классовая борьба - это неизбежность. Классовую борьбу Маркс связывает с существование государства и считает, что публичная власть в собственном смысле слова это организованное насилие одного класса для подавления другого. Под публичной властью имеется в виду государство. Маркс: "Население является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым", т.е. насилие это необходимый атрибут классовой борьбы, с появлением новых классов насилие неизбежно. Свобода может быть лишь в обществе, где исчезают классы и соответственно исключается классовая борьба. Пока существует класс борьба, насилие, также неизбежны и нет свободы. С исчезновением классовой борьбы исчезает государство и право.

Вопрос 4.

Классовая борьба неизбежно ведет к диктатуре пролетариата. С приходом к власти пролетариата пока существуют другие классы, в особенности капиталистические классы, пока пролетариат с ним борется, он должен применять меры насилия. Диктатура пролетариата устанавливается в результате социалистической революции. В 50-60-х гг. 19 века Маркс и Энгельс считали, что в Европе дозрели все предпосылки для социалистической революции. Маркс; "Призрак революции бродит по Европе". Баланс производственных отношений и прозводительных сил породил новый класс пролетариата, который представляет непосредственную угрозу для самой же буржуазии.

Вопрос 5.

"Манифест коммунистической партии" наиболее широко рассматривают судьбы; сформулированные идеи: когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциаций индивидов, тогда публично политическая власть потеряет свой политический характер; Маркс выделяет три периода исчезновения:

1. период от капитализма к первой ступени коммунистического общества - социализму. На данной ступени государства это орудие диктатуры пролетариата. Цель: подавление свергнутых классов, искорененеие частной собственности.

2. первая низменная фаза коммунистического общества: средства производства уходят из частной собственности и передаются ассоциациям индивидов: нет эксплуататорских классов, а есть только пролетариат; но государство еще сохраняется, оно необходимо для упрощения общественных отношений.

3. высшая фаза коммунизма - происходит полное отмирание государства и права, это общество свободных индивидов, союз свободных людей. Государство существовало не всегда- Было общест&о, которое обходилось без государства. На определенной ступени экономического развития, связанной с появлением частной собственности и расколом общества на классы, государство стало необходимо. С исчезновением классов исчезает и государство.

Европейская политически правовая мысль 2-я половина 19в.

1) Учение Рудольфа Иеринга о государстве и праве.

2) Социологическая теория государства Людвига Гумпловича.

3) Неокантианское учение о праве Рудовольфа Штаммлера.

4) Учение Джона Остина о праве.

5) Политические идеи Герберта Спенсера.

6) Политические правовые учения Фридриха Ницше.

Эти теории связаны с развитием идей прогресса общественных отношений, с использованием капиталистических средств производства. Естественно-правовые взгляды приходят в упадок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: