Основные органы государственного финансового контроля

Классификация видов финансового контроля

1. По времени проведения:

· предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);

· текущий (например, со стороны бухгалтерии за состоянием расчетного счета в банке);

· последующий (финишный или результирующий контроль).

2. По субъектам контроля:

· президентский;

· органов представительной власти и местного самоуправления;

· органов исполнительной власти;

· финансово-кредитных органов;

· ведомственный;

· внутрихозяйственный;

· аудиторский.

3. По сферам финансовой деятельности:

· бюджетный,

· налоговый,

· валютный,

· кредитный,

· страховой,

· инвестиционный,

· контроль за денежной массой.

4. По форме проведения:

· обязательный (внешний);

· инициативный (внутренний).

5. По методам проведения:

· проверки,

· обследования,

· надзор,

· анализ финансовой деятельности (финансовый анализ как самостоятельный элемент финансового менеджмента – объект специального назначения);

· наблюдение (мониторинг),

· ревизии.

При представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная Дума) действуют:

Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;

Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.

Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.

Меры воздействия:

· предписание;

· предписание, обязательное для исполнения;

· приостановление всех операций по счетам.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.

Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.

Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.

При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.

Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах.

На него возложены следующие обязанности:

· контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его исполнения;

· контроль за состоянием государственных финансов в целом;

· контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

· контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.


Органы государственного контроля

 
 


В целях усиления контроля за эффективным использованием государственных инвестиций в 1993 г. создана Российская финансовая корпорация. Она занимается конкурсным отбором и экспертизой инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных ресурсов.

К специализированным органам финансового контроля относятся:

· Государственная налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей). Государственная налоговая служба включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции);

· Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции, территориальных и местных органов;

· Департамент по надзору за страховой деятельностью при Минфине;

· Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора;

· ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств и ведомств.

Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных организациях.

Негосударственный финансовый контроль включает:

· внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический;

· аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности, все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.

Для наглядности вышеизложенного материала представлена схема – Органы государственного финансового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: