Налоговые доходы

Ст.41 БК – это доходы от федеральных налогов и сборов, в т.ч. от налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов, а также пеней и штрафов, взимаемых за нарушение налогового законодательства.

Таким образом, налоговые доходы – это все налоги и налоговые сборы, а также пенни и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Критерий определения дохода в качестве налогового формальный – платеж предусмотрен налоговым законодательством.

Была некая дискуссия в отношении пенни. Здесь можно вспомнить П КС 1996 №20-П – пенни – способ обеспечения уплаты налогов, это дополнительный компенсационный платеж, который имеет сходную правовую природу с налоговым платежом.

А по поводу штрафов, предусмотренных НК? Все остальные штрафы отнесены к неналоговым доходам. Есть мнения, что штрафы – это санкция, которая взыскивается за нарушение законодательства, поэтому логичнее их было бы отнести к неналоговым доходам. Но в ст.41 закреплено правило о том, что налоговый штраф следует судьбе налога. Можно попытаться отстоять вышеназванную позицию, но справедливо это будет не ко всем штрафам, предусмотренным НЗ.

Штраф – это основная санкция в НК за нарушение НЗ.

В рамках нарушения НЗ 2 категории нарушений:

1.имущественные,

Напрямую связано с исполнением обязанности по уплате налогов, например, неуплата налогов, удержание налоговым агентом налога.

2.организационные,

Пример, непредоставление документа по запросу налогового органа.

Применительно к этим двум категориям санкция в виде штрафа формулируется по-разному. Применительно к имущественным правонарушениям зачастую штраф устанавливается не в твердой денежной сумме, а в % от суммы, например, неуплаты налога. В теории говорят о специфической налоговой ответственности, отличающейся от административной ответственности. Специфика в том, что бюджет несет определенные имущественные потери. Спецификой санкции в данном правонарушении становится то, что она имеет компенсационно-карательный характер, а не только карательный (как в АП). Поэтому применительно к штрафам за имущественные нарушения есть основания говорить о сходстве с налоговыми доходами.

Штрафы за организационные правонарушения ничем не отличаются от штрафов уплачиваемых за административные правонарушения. Поэтому обособление этих штрафов и включение их в налоговые доходы вызывает определенные сомнения.

Но законодатель очень просто сделал, он в качестве критерия отнесения к налоговым доходам сделал отраслевую принадлежность актов, на основании которых взимаются платежи в бюджет.

Ст. 8 НК – налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО.

Признаки:

1) Обязательность налога (имеет публично-правовой характер обязательность).

П КС от 17.12.1996 № 20-П – налог – это необходимое условие существования государства, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Взыскание налога не может рассматриваться как произвольное лишение собственника его имущества. Оно представляет собой законное изъятие имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

2) Индивидуальная безвозмездность.

Уплата налога не является условием совершения в отношении налогоплательщика какого-либо действия со стороны государства.

Например, если вы уплатили транспортный налог, это не значит, что вы вправе требовать ремонта дорог.

3) Денежная форма взимания.

Поскольку налог – это в том числе и доход бюджета, то нужно учитывать положение БК, в соответствии с которым доход – это денежные средства, поступающие в бюджет. Казалось бы, что соответствующая формулировка БК исключает возможность существования каких-либо доходов в неденежной форме. Исполнение налоговой обязанности возможно как в наличной форме, так и в безналичной в российской валюте!

4)фискальная цель,

В целях финансового обеспечения деятельности государства и МО.

5) в рамках уплаты налога происходит отчуждение части имущества налогоплательщика (прекращается не только право собственности, но также и хозяйственного ведения и оперативного управления).

Налог считается установленными, а в конституции сказано, что каждый обязан платить только законно установленный налог, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Элементы налогообложения – ст.17 НК:

- объект налогообложения,

- налоговая база,

- налоговый период,

- налоговая ставка,

- порядок исчисления налога,

- порядок и сроки уплаты налога.

Только, когда определены налогоплательщики и все 6 элементов налога, налог считается установленным. В ином случае он не подлежит уплате.

Виды налогов – ст.12 НК:

1. федеральные:

- акцизы,

-НДС,

- Налог на прибыль организаций,

- НДФЛ,

- налог на добычу полезных ископаемых,

- водный налог.

2. региональные:

- налог на имущество организаций,

- налог на игорный бизнес,

- транспортный налог.

3. местные:

- земельный,

- налог на имущество ФЛ.

Критерий деления (надо знать!!, закреплено в ст.12) – какими актами устанавливаются и вводятся соответствующие налоги и на какой территории они обязательны к уплате.

Федеральные – установлены НК, вводятся НК и обязательны на всей территории РФ.

Региональные – установлены НК и законами субъектов, вводятся в действие законами субъектов и обязательны на всей территории субъекта.

Местные – установлены НК и актами представительных органов МС, вводятся в действие актами представительных органов МС, обязательны на территории соответствующих МО.

В 2010 году законодатель несколько изменил распределение компетенции между федеральной властью с одной стороны и региональной властью и местным самоуправлением с другой при установлении региональных и местных налогов. Как мы говорили, налог считается установленным, когда определены плательщики и все элементы налога. Региональные и местные ОВ могут устанавливать только такие элементы как: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, все остальные элементы в обязательном порядке устанавливаются НК. Но это было всегда! Что новое? Изначально было установлено правило, что вот эти элементы регулируются региональными и местными властями в тех пределах, которые установлены ФЗ. Сейчас региональным и местным властям предоставлена возможность определять вот эти элементы, во-первых, только в пределах установленных ФЗ, во-вторых, только в тех случаях, когда эти элементы не определены в НК. У нас возникает ситуация, когда все элементы могут быть установлены НК, т.е. федеральным законодательством, а региональные и местные власти вообще никак не будут участвовать в установлении, только будут вводить в действие на соответствующей территории. Законодатель пошел по пути усиления федерального влияния в установлении налогов.

Наряду с федеральными, региональными и местными налогами выделяются в ст.18 НК – специальные налоговые режимы (платежи, в рамках которых приравниваются в федеральным налогам):

1)система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый с/х налог),

2)УСН (упрощенная система налогообложения),

3)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),

4)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Смысл специального налогообложения состоит в том, что если налогоплательщик применяет специальный налоговый режим, то вместо нескольких налогов он выплачивает один платеж. В рамках соответствующих платежей обычно заменяется налог на прибыль, НДФЛ, НДС.

В каких-то случаях применение специального налогового режима является правом, в каких-то обязанностью налогоплательщиков.

Ст.8 – сбор (налоговый в том смысле, что установлен НК) – обязательный взнос, взимаемый с организаций и ФЛ, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МС и ДЛ определенных юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Принципиальным отличием является то, что сбор является индивидуально возмездным.

Индивидуальная возмездность не предполагает стоимостный эквивалент оказанной услуги.

Например, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде. Иногда вообще освобождается от пошлины. Неизвестно, за сколько заседаний будет рассмотрено дело.

2 вида сборов предусмотрено НК:

1. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,

2. госпошлина.

Только эти сборы являются налоговыми сборами, установленными НЗ.

мы говорили, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налога. По отношению к сборам такой оговорки нет.

Те сборы, которые есть в НК, это сборы федеральные, региональные и местные сборы действующим НК не предусмотрены.

Если открыть БК, то там можно обнаружить н-ое количество упоминаний о сборах неналоговых, не предусмотренных НК:

- лицензионные,

- таможенные пошлины,

- таможенные сборы,

- консульские сборы,

- патентные пошлины и др.

Они полностью подпадают под определение данное в ст.8 НК. Но эти сборы, которые и в налоговые доходы не включаются, кстати. Они устанавливаются, как правило, не законом, часто в законе лишь упоминается о том, что они уплачиваются. Само регулирование, установление элементов этих сборов осуществляется подзаконными актами (например, Постановлением Правительства РФ). Возникает ситуация, когда у нас есть налоговые сборы, установленные НК, которые вводятся НК и есть какие-то иные сборы, подпадающие под определение ст.8, но устанавливаемые подзаконными актами. Причем перевод сборов из налоговых в неналоговые носит произвольный характер. Очевидно это с таможенными пошлинами, которые из разряда налоговых при введении ТК РФ были переведены в разряд неналоговых. А поскольку в К.РФ написано «платить законно установленные», то не раз возникал вопрос о конституционности обязанности платить неналоговые сборы.

О КС от 10.12.2002 №283-О, №284 –О,

П КС от 28.02.2006 №2-П,

О КС от 16.12.2008 №1079-О-О

Если подвести итог по эти решениям:

Возникает у нас три обязательных платежа: налог, налоговый сбор и неналоговый сбор.

Налог – индивидуально безвозмездный платеж.

Налоговый сбор – индивидуально возмездный, т.е. предполагает некое встречное предоставление, но не эквивалентное. Размер сбора не равен стоимости совершенного в пользу плательщика юридически значимого действия.

Неналоговый сбор – индивидуально- возмездный и эквивалентный платеж. Носит компенсационный характер, компенсирует затраты субъекта на соответствующие услуги. Размер должен быть эквивалентен стоимости предоставляемой услуги.

КС даже указал, что если плательщику кажется, что нет эквивалента, то можно обжаловать размер.

Чешутся руки покритиковать КС!! Получается, что у нас один и тот же платеж, который является платежом, уплачиваемым ФЛ и организациями и являющийся условием совершения юридически значимого действия (бла-бла из ст.8 НК)… Он становится налоговым или неналоговым, что влияет на то, как устанавливается этот платеж от его размера: эквивалентен он или нет. Такой критерий предлагает КС. Понятно, почему КС так сказал, ведь эти платежи уже давно взимаются и весьма неплохо пополняют бюджетную систему, и если КС назовет их неконституционными, то это бы ударило сильно по всей бюджетной системе РФ. КС не может себе такого позволить…Ищет компромиссы. Поэтому КС сказал следующее: применительно к неналоговых сборам сохраняется обязанность по их законному установлению, т.е. требование ст.57 К РФ распространяется и на неналоговые сборы, но, если для налоговых сборов и налогов законно установленные значит установлены законом, где определены все их элементы, то для неналоговых сборов «законно установленные» - это значит предусмотрены законом, но все остальные элементы могут быть установлены подзаконными актами. Специфическое толкование «законно установленных»…

П КС от 18.02.1997 №3-П,

П КС от 11.11.1997 №16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: