Виды юридической ответственности за нарушения в области налогов и сборов

Конституцией Российской Федерации (ст. 57) введена публично-правовая обязанность всех граждан платить законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права. В связи с тем что уплата налогов носит принудительный характер изъятия части дохода налогоплательщика, последний по тем или иным субъективным или объективным причинам не осуществляет уплату налогов, что влечет в отношении его правовую ответственность. Юридическая ответственность может наступать не только в отношении налогоплательщика, но и в отношении иных лиц - участников налоговых и иных правоотношений, возникающих в сфере налогов и сборов.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством нормами права, обязанностью и противоправным поведением. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, т.е. юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер. Отрасль права не может существовать без института ответственности.

В российском налоговом законодательстве закреплено такое правовое явление, как ответственность за налоговые правонарушения. Кроме этого, соблюдение норм налогового законодательства обеспечивается мерами административной, финансовой, дисциплинарной и уголовной ответственности. Понятие налоговой ответственности обозначено в ст. 107 НК РФ.

В п. 4 ст. 23 НК РФ определено, что налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, являясь достаточно специфичной, тем не менее обладает всеми признаками юридической ответственности.

Во-первых, она связана с государственным принуждением, которое выступает ее содержанием, такое принуждение от имени государства осуществляют налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные подразделения.

Во-вторых, ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется определенными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством этого вида ответственности. Лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах, соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности. В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные. Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов - штрафными. За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.

В-третьих, такая ответственность наступает только за совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве ее основания.

Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах могут являться:

- налоговые правонарушения;

- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

- преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).

В-четвертых, к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма ее реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с производствами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности это могут быть производства, предусмотренные:

- законодательством о налогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях);

- законодательством об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях).

Нарушение налогового законодательства (нарушение законодательства о налогах и сборах) представляет собой любое противоправное виновное наказуемое деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении налогово-правовых норм, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого деликта.

Таким образом, нарушение налогового законодательства характеризуется наличием совокупности следующих признаков:

а) это противоправное виновное действие или бездействие;

б) оно направлено на нарушение норм именно налогового законодательства (Налогового кодекса или иных нормативных правовых актов в сфере налогообложения);

в) за его совершение предусмотрена ответственность, при этом неважно, ответственность за его совершение установлена налоговым, административным либо уголовным законодательством.

С учетом изложенного ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

Однако, как уже отмечалось, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах может регулироваться нормами иных отраслей - в зависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности нарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в НК РФ, КоАП РФ или УК РФ соответственно.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах - это охранительное правоотношение, возникающее на основании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на виновного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лишениями и личного, и материального характера.

В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться к финансовой, административной или уголовной ответственности.

Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

Налоговая ответственность включает в себя:

- ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, т.е. совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламентируются нормами главы 15 части первой НК РФ. Виды налоговых правонарушений и размеры налоговых санкций - ответственности за совершение налоговых правонарушений установлены главами 16 и 18 части первой НК РФ.

Отличие налоговой ответственности от других видов ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах заключается прежде всего в особенностях ее процессуальной формы. Согласно п. 1 ст. 10 НК РФ, порядок привлечения к налоговой ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14 и 15 НК РФ. Эти процедуры отличны от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством (п. 2 ст. 10 НК РФ).

Ответственность за совершение налоговых правонарушений согласно ст. 107 НК РФ несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Налоговая ответственность базируется на следующих принципах:

1. Принцип законности. Содержание этого принципа заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Принцип однократности наказания. Рассматриваемый принцип имеет конституционную основу. В соответствии с этим принципом никто не может быть повторно привлечен к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства. В соответствии с этим принципом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством.

4. Принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога. В соответствии с этим принципом привлечение виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

5. Презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Презумпция невиновности, как известно, является важнейшей гарантией справедливости и торжества права при решении вопроса о привлечении лица к юридической ответственности. Общеправовая презумпция невиновности закреплена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ. Налоговая презумпция невиновности установлена п. 6 ст. 108 части первой НК РФ. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. Естественно, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения толкуются в пользу налогоплательщика.

Кроме того, налогоплательщик имеет право самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога. Правовые последствия такого исправления будут различаться в зависимости от момента, в который совершены такие исправления. Если исправление ошибки произведено до ее выявления налоговым органом, это может оказаться обстоятельством, исключающим ответственность за налоговое правонарушение с умышленной формой вины (ст. 109 НК РФ). Если же исправление произведено в короткий срок после выявления ошибки налоговым органом, это может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (ст. 112 НК РФ).

НК РФ в ст. 108 устанавливает особенности налоговой ответственности:

- никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как на основании и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, то есть нарушение процессуального порядка проведения налоговой проверки исключает привлечение субъекта к ответственности;

- привлечение к налоговой ответственности заключается в том, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

- согласно п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Согласно ст. 106 НК налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: