double arrow

Западное монашество в XI—XV веках. Монашеские и духовно-рыцарские ордена[47]

а) монашеские ордена

На Западе еще в X в. в противодействие нравственной рас­пущенности, охватившей все классы общества, между прочим и монашество, предприняты были попытки восстановить во всей строгости древний монашеский образ жизни, завещанный Бенэдиктом Нурсийским. Явилась так называемая Клюнийская конгрегация, которая и восстановила устав Бенедикта. Но и Клюнийская конгрегация не много сделала для возвышения нравственности. Нравственная распущенность царила во всей силе в XI и последующих веках как среди мирян и духовенства, так и среди монашества; монастырская дисциплина с течением времени ослабла даже в клюнийских монастырях. Поэтому попытки осуществить при посредстве монашеского образа жиз­ни идеалы жизни истинно христианской продолжаются и те­перь. Люди с благочестивой настроенностью оставляют мир­скую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества, или так называемые на Западе ордена, с теми или другими правилами жизни и обетами, исполнение которых составляет отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем новоустрояемым орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в Западной Церкви в XI-XV вв., наиболее замечательны следующие:

Орден Систерсийский, или Бернардинский. Он основан был в 1098 г. одним дворянином из Шампаньи, Робертом. Роберт еще в молодых летах поступил в один из бенедиктинских мона­стырей; но так как тогдашняя монастырская жизнь не соответ­ствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколь­кими подобно ему настроенными товарищами удалился в одно пустынное место, Сито (Cistercium), близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался орден Систерсийский. Правила, которые Роберт дал своему ордену, были заимствованы главным образом из древнего бенедиктин­ского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от вся­кой роскоши и удобств жизни (даже в храмах не допускалось ничего роскошного) и строго подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II (1099-1118 гг.) утвердил этот орден. Но правила ордена были слишком строги, и потому на первых порах он приобрел не много членов. Орден Систерсийский начал увели­чиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знамени­тый Бернард Клервоский (прозванный так от принадлежащей ордену монастыря Клерво, которого он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что его при жизни считали святым и пророком и его влиянию подчинялись не только простой народ, но и папы и князья. Уважение к это­му почтенному мужу перенесено было и на его орден, который быстро начал увеличиваться. По смерти Бернарда (1153 г.) Систерсийский орден, принявший теперь в честь Бернарда на­звание Бернардинского, распространился уже по всей Европе - во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Данин и проч. Вместе с распространением орден приобрел большие богатства. Последнее обстоятельство неминуемо повело за собой ослабление монастырской дисциплины, и монастыри бернардинские, славившиеся строгостью жизни своей братии с течением времени стали в уровень с другими западными монастырями.

Орден кармелитов. Этот орден основан был в Палестине одним крестоносцем из Калабрии, Бертолъдом. Бертольд с несколькими друзьями в половине XII в. поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образцу древних восточ­ных подвижников. В начале XIII в. латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, т. е. кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты, после падения владычества крестоносцев на Востоке, переселились на Запад. Так как здесь подвижниче­ство прививалось туго, то кармелиты оставили, с разрешения папы, свой палестинский устав и приняли устав одного из ни­щенских орденов — Францисканского. Впоследствии, именно в XVI в., орден кармелитов прославился особенно в своей жен­ской половине, при аббатисе кармелиток Терезии.

Орден Францисканский. Основателем его был Франциск (род. в 1182 г.), сын купца в городе Ассизи. Это был человек снежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить всего себя на служение Богу и обществу. Слова Еван­гелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы решили его призвание. Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался (1208 г.) странствую­щим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре во­круг него собралось несколько учеников, с которыми он и обра­стал орден меньших братьев, или миноритов (первоначальное наименование ордена францисканцев). Главными обетами миноритов были совершенная (апостольская) нищета, цело­мудрие, смирение и послушание, а главным занятием — пропо­ведь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден Франциска принял на себя задачу помогать Церкви в устроении спасения душ человеческих. Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но дозволил ему «его товарищам заниматься проповедничеством и миссионерством (1209 г.). В 1223 г. орден торжественно был утвержден Цой папы Гонория III, причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. Вместе с тем обрадовалась и женская половина ордена. Девица Клара, из Ассизи, в 1212 г. собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 г. Франциск дал устав. По смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам Западной Европы и считал у себя тысячи монахов.

Орден Доминиканский. Он основан был — в одно время с Францисканским — одним священником и каноником в Осме (в Испании), Домиником (род. в 1170 г.). В конце XII и начале XIII в. в Римской церкви появилось много еретиков, которые нашли себе приют в южной Франции и производили здесь I большие волнения. Доминик, познакомившись в проезд через южную Францию с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально назначенный для этой цели орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение (1215 г.), а Гонорий III утвердил устав ордена. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков. Но Го­норий, в тех же видах утверждения католической веры, предо­ставил еще ордену право заниматься всюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доми­ника во время его утверждения назван был орденом братьев- проповедников, впоследствии же в честь основателя он стал на­зываться Доминиканским. В 1220 г. Доминик в уставе своего ор­дена сделал существенное изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. Вообще, орден Доминика весьма близко подходил к ордену Франциска Различие заключалось только в том, что он, сообразно своей задаче — обращать еретиков и утверждать католическую веру, принял по преимуществу ученое направление и действовал как орден ученый в среде высших сословий. По смерти Доминика (1221 г.) его орден, как и Францисканский, распространился по всей Западной Европе.

Ни один монашеский орден, за исключением впоследствии ордена иезуитов, не приобрел в Римской церкви такого важного значения, какое приобрели нищенские ордена — Францискан­ский и Доминиканский. Причина этого заключалась в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их дея­тельности. Монахи других западных орденов, согласно своим обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботиться только о своем спасении; участия в церковных де­лах им не было предоставлено; даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказывать влияние на общество, была положительно запрещаема им папами. Ордена же Францисканский и Доминиканский, напротив, предназначе­ны были своими основателями действовать среди общества в видах и интересах Церкви, и палы не только не препятствова­ли этому, но еще облегчили им выполнение такого предназна­чения, предоставив членам того и другого ордена широкое пра­во повсеместной пастырской деятельности. Таким образом, францисканцы и доминиканцы заняли место в среде церковной иерархии или, лучше, составили из себя особого рода иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского пре­стола. Благодаря такому положению в Церкви, нищенствующие монахи на первых же порах принимают живое участие во всех родах духовной деятельности. Они являются миссионерами, проповедниками, духовниками, учеными богословами и фило­софами, профессорами университетов, советниками и агентами пап и т. п. Кроме того, доминиканцы в 1232 г., когда так назы­ваемая инквизиция предоставлена была их ордену, являются в роли судей над еретиками и вообще противниками веры и Цер­кви. В то же время францисканцы и доминиканцы, по крайней мере на первых порах, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни. Все это, вместе взятое, упрочило их важное значение в Церкви. К сожалению, нищенские ордена, вследствие тесной связи с папством и служения его интересам, мало-помалу уклонились от своего первоначального назначения — содействовать спасе­нию человеческих душ. Всю свою деятельность и все свое влия­ние они стали употреблять исключительно на распространение»утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов — апостольская нищета — при этом был забыт, и их строгая дис­циплина сменилась, особенно в XV в., распущенностью.

Из остальных монашеских орденов Римской церкви XI- XV вв. следует упомянуть разве об ордене Августинском, появив­шемся в половине XIII в. и получившем привилегии нищенско­го ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: