Рибосомная РНК обеспечивает структурную функцию. Ее молекулы вместе с молекулами рибосомных белков обеспечивают определенное пространственное расположение и-РНК и т-РНК на рибосоме. Процесс синтеза белка из аминокислот на матрице (форме) и-РНК называется трансляцией.
Информационная РНК строится по принципу комплементарности на одной из цепей ДНК в ядре клетки, снимая с нее тем самым информацию, которая необходима для построения рибосомой определенного с заданными свойствами белка. Информационная РНК не только снимает информацию с молекулы ДНК, но и несет эту информацию в рибосому, благодаря способности покидать пределы ядра. Процесс построения и-РНК на молекуле ДНК называется транскрипцией.
Для построения белка недостаточно иметь только информацию. Белок строится в рибосоме из аминокислот, которые необходимо транспортировать сюда из цитоплазмы, где они находятся в свободном состоянии. Эту функцию выполняют молекулы транспортной РНК. Они невелики по размеру и имеют постоянную вторичную структуру, которая напоминает лист клевера.
Существует 20 видов транспортных РНК, так как каждый из них может переносить только одну из 20 видов аминокислот, используемых клеткой для синтеза белка.
Важнейшей биологической функцией нуклеиновых кислот является их участие в биосинтезе белка, лежащего в основе механизмов нормального роста и развития организма, они также хранят и передают наследственную информацию.
Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ)
Аденозинтрифосфорная кислота — вещество, которое используется клеткой как универсальный биологический аккумулятор энергии. Для того чтобы понять, как АТФ удается выполнять столь важную для жизнедеятельности клетки функцию, необходимо познакомиться с химическим строением ее молекулы. Молекула АТФ представляет собой уже знакомую вам структуру, которая называется нуклеотидом. Он состоит из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты:
Две химические связи в молекуле АТФ (О ~ Р) называются макроэргическими связями, их отличительная особенность состоит в том, что они заключают в себе гораздо больше энергии, чем какие бы то ни было другие химические связи. Разрушаются макроэргические связи при взаимодействии АТФ с водой (такие реакции называются реакциями гидролиза). Когда в результате гидролиза от молекулы АТФ отщепляется одна молекула фосфорной кислоты, она превращается в молекулу АДФ (аденозиндифосфорную кислоту) (рис. 4), а при дальнейшем гидролизе молекула АДФ превращается в молекулу АМФ (аденозинмонофосфорную кислоту). В первом случае, при разрыве одной макроэргической связи выделяется 42 кДж энергии, во втором – еще 42 кДж энергии.
Таким образом, в результате расщепления молекулы АТФ выделяется огромное количество энергии (84 кДж), которая расходуется клеткой на процессы жизнедеятельности. Накапливается запас молекул АТФ в особой органелле клетки, которая называется митохондрией.
Рис. 4. Схема строения АТФ и превращения ее в АДФ
ВОПРОСЫ:
1. В тетради назовите сходства и отличия в строении ДНК и РНК.
2. В тетради дайте определение понятиям: комплементарность, репликация, траскрипция, трансляция, ген.
Обозначьте знаком «+» все правильные ответы:
3. В состав нуклеотида входят:
А) пентоза; Б) остаток фосфорной кислоты;
В) гексоза; Г) азотистое основание;
Д) остаток сульфатной кислоты
4. Мономеры нуклеиновых кислот:
А) моносахариды; Б) нуклеозиды;
В) аминокислоты; Г) нуклеотиды;
Д) азотистые основания
5. В состав нуклеотидов молекулы ДНК входят:
А) рибоза; Б) дезоксирибоза; В) тимин;
Г) цитозин; Д) урацил
6. В состав нуклеотидов РНК входят:
А) рибоза; Б) дезоксирибоза; В) тимин;
Г) аденин; Д) урацил
7. Соседние нуклеотиды в полинуклеотидной цепи соединены связями:
А) водородными; Б) ковалентными;
В) гидрофильно-гидрофобными взаимодействиями;
Г) ионными; Д) пептидными
8. Определите соответствие между молекулами и их функциями:
А) АТФ 1) является матрицей для синтеза белка
Б) р-РНК 2) транспортирует к месту синтеза белка
аминокислоты
В) и-РНК 3) входит в состав рибосом
Г) т-РНК 4) является универсальным перенос-
чиком энергии
5) является матрицей для синтеза и-РНК
9. По правилу комплементарности определите последовательность нуклеотидов второй цепочки ДНК, если последовательность первой цепочки следующая:
ААА ГГЦ ТАА ТТТ ЦАГ
А) ТТЦ ЦТА АТТ ААЦ ГГЦ;
Б) ТТТ ЦЦГ ТТА ААГ ГТЦ;
В) ТТТ ЦЦГ АТТ ААА ГТЦ;
Г) ГГЦ ТАТ ГГТ ААТ ГТЦ.
10. Определите количество аминокислот, которые входят в состав белка, который кодируется последовательностью из 1035 нуклеотидов:
А) 1035; Б) 173; В) 154; Г) 345
Биологически активные вещества являются особой группой органических соединений. Они регулируют процессы обмена веществ, роста и развития организмов, служат для защиты или влияют на особей своего или других видов. Одна из групп биологически активных веществ — это витамины.
Витамины - это биологически активные низкомолекулярные органические вещества разнообразного строения, необходимые для жизнедеятельности всех живых организмов. Они принимают участие в обмене веществ и превращении энергии, преимущественно как компоненты сложных ферментов. Суточная потребность человека в витаминах составляет миллиграммы, а некоторых - даже микрограммы.
Сейчас известно около 50 различных витаминов и витаминоподобных веществ. Они по-разному влияют на живые организмы, однако являются жизненно необходимыми компонентами сбалансированного питания человека и животных. Основным источником витаминов для человека и животных являются продукты питания преимущественно растительного происхождения. Однако некоторые витамины содержатся только в продуктах животного происхождения (например, витамины А и D). Некоторые витамины могут в небольшом количестве синтезироваться в организме человека и животных из предшественников (провитаминов). Например, в коже человека под действием ультрафиолетового солнечного излучения синтезируется витамин D. Витамины в организме человека и животных могут синтезировать абиотические микроорганизмы. Например, в кишечнике человека они синтезируют витамины К, В6, В12; витамины группы В образуют микроорганизмы, обитающие в рубце жвачных животных. Однако образованных в организме человека витаминов недостаточно для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
При недостатке в организме витаминов, развивается заболевание гиповитаминоз, при полном их отсутствии - авитаминоз, а при избытке - гипервитаминоз. Гипо- и авитаминоз могут возникнуть и вследствие нарушения обмена веществ, когда организм не воспринимает некоторые витамины.
Традиционно витамины обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Сейчас кроме буквенного обозначения витамины получили и химические названия (например, витамин С называется еще аскорбиновой кислотой).
Витамины в зависимости от того, растворяются они в воде или жирах, делятся на две группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым относятся витамины групп В, С и другие, а к жирорастворимым — витамины групп A, D, К и витамин Е.
Другой группой биологически активных веществ, играющих важную роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека и животных, являются гормоны.
Гормоны - органические вещества, способные включаться в цикл биохимических реакций и регулировать обмен веществ и энергии. Они вырабатываются железами внутренней секреции человека, позвоночных и некоторых беспозвоночных животных.
Так же действуют и нейрогормоны, вырабатываемые определенными нервными клетками (например, адреналин и норадреналин). Как и гормоны, они поступают в кровь или другие жидкости тела и принимают участие в регуляции обмена веществ, деятельности желез внутренней секреции, тонуса неисчерченной мускулатуры, поддержании постоянства внутренней среды организма. Химическая природа гормонов и нейрогормонов может быть разной.
Гормоны могут быть белковой природы (гормон роста, гормоны поджелудочной железы — инсулин и глюкагон и др.). производными аминокислот (гормон щитовидной железы - тироксин, гормоны надпочечников - адреналин и норадреналин и др.), липидной природы (половые гормоны и др.).
Характерными особенностями гормонов и нейро- гормонов являются:
1. Высокая биологическая активность. Гормоны оказывают влияние на клетки, ткани и органы в незначительных концентрациях.
2. Высокая специфичность. Они влияют только на определенные процессы в определенных тканях и органах. Гормоны и нейрогормоны действуют только на те клетки (так называемые клетки-мишени), которые имеют особые рецепторы, способные их распознавать.
3. Дистанционность действия. Гормоны и нейрогормоны с током крови могут переноситься на значительные расстояния от места их образования к клеткам-мишеням.
4. Относительно короткое время существования в организме - несколько минут или часов, после чего определенный гормон или нейрогормон под действием специфического фермента теряет свою активность.
Под контролем гормонов и нейрогормонов происходят все этапы индивидуального развития человека и животных, а также все процессы жизнедеятельности. Они обеспечивают приспособления к изменениям условий внешней и внутренней среды организма, регуляцию активности ферментов. Если определенные гормоны вырабатываются в организме в недостаточном количестве или не вырабатываются вообще, наблюдают нарушения развития и обмена веществ разной степени тяжести. Так же отрицательно на организм влияет и чрезмерное образование определенных гормонов. Вы уже знаете, что при недостаточном образовании в организме человека гормона роста развивается карликовость, а при чрезмерном — гигантизм.
К биологически активным веществам, вырабатываемым в организме растений и грибов, относятся фитогормоны и алкалоиды.
У высших растений и грибов обнаружены фитогормоны. Это биологически активные вещества, имеющие разное химическое строение и образующиеся в определенных клетках. Как и гормоны животных, они способны в малых количествах регулировать и координировать индивидуальное развитие и рост растений.
Фитогормоны влияют практически на все процессы развития растений: деление и рост клеток, дифференцирование тканей, формирование органов, развитие почек, прорастание семян и т.д. Одни из фитогормонов стимулируют эти процессы, другие, наоборот, угнетают. Фитогормонам, как и гормонам животных, свойственна дистанционность действия, однако их специфичность выражена слабее: различные фитогормоны при определенных условиях и концентрациях проявляют подобное действие.
Алкалоиды - это органические биологически активные вещества в основном растительного происхождения. Большинство алкалоидов ядовиты для животных и человека, а некоторые из них оказывают наркотическое действие (никотин, морфин и др.). Алкалоиды обнаружены приблизительно у 2 500 видов покрытосеменных растений (в основном из семейств Пасленовые, Лилейные, Маковые, Коноплевые). Значение алкалоидов в жизни растений, по-видимому, заключается в защите от поедания их животными. Некоторые алкалоиды в малых дозах используются в медицине в качестве лекарств (атропин, морфин, кофеин и др.); алкалоид хинин применяют при лечении малярии: он угнетает жизнедеятельность малярийного плазмодия в эритроцитах человека.
Особая группа биологически активных веществ — антибиотики — биологически активные вещества, вырабатываемые микроорганизмами. Эти соединения влияют на клетки других микроорганизмов, тормозя их развитие или убивая их.
Человек широко использует антибиотики для лечения заболеваний, вызванных болезнетворными бактериями или грибами (пенициллин, тетрациклин, нистатин и др.). Некоторые антибиотики тормозят рост злокачественных опухолей, угнетая размножение раковых клеток.
Биологически активные соединения играют важную роль и как факторы влияния на особей своего и других видов. Так, насекомые с помощью различных биологически активных веществ способны привлекать особей противоположного пола или отпугивать врагов. Растения с помощью биологически активных веществ могут угнетать рост других. Взаимовлияние между различными видами растений человек должен учитывать, высевая их на одном участке или во время планирования севосмен.
ВОПРОСЫ
1. Определите соответствие между названиями соединений и их характеристиками:
1) витамины а) органические вещества, способные
включаться в цикл биохимических
реакций и регулировать обмен
веществ и энергии. Вырабатываются
железами внутренней секреции чело-
века, позвоночных и некоторых бес-
позвоночных животных
2) гормоны б) биологически активные вещества,
которые вырабатываются микроорга-
низмами. Влияют на клетки других
микроорганизмов, тормозя их разви-
тие или убивая их.
3) алкалоиды в) органические биологически актив-
ные вещества в основном раститель-
ного происхождения. Большинство из
них ядовитые для человека и живот-
ных
4) антибиотики г) биологически активные низкомоле-
кулярные органические вещества раз-
нообразного строения, необходимые
для жизнедеятельности всех живых
организмов. Принимают участие в об-
мене веществ и превращении энергии,
преимущественно как компоненты
сложных ферментов
д) органические вещества, полимеры,
которые принимают участие в процес-
сах сохранения, передачи и реализа-
ции наследственной информации
2. Допишите предложения
При нехватке в организме витаминов развивается заболевание __________________________, при отсут-
ствии - ________________________, при ____________
___________________ - гипервитаминоз.
В отличие от гормонов, факторы роста, как правило, продуцируются _________________________ клетками,
которые расположены ___________________________
______________________________________________.
3. Дайте определение.
Фитогормоны – это _______________________________
______________________________________________________________________________________________
4. Обозначьте знаком «+» все правильные ответы:
А. Витамины А и D содержатся только в продуктах животного происхождения
Б. Некоторые витамины могут в небольшом количестве синтезироваться в организме человека и животных из предшественников (провитаминов)
В. Витамины в организме человека и животных могут синтезировать абиотические микроорганизмы
Г. Образовывающихся в организме человека витаминов достаточно для обеспечения его нормальной жизнедеятельности
Д. Характерными чертами гормонов и нейрогормонов является их низкая биологическая активность
1. Группа водорастворимых витаминов:
а) В; б) С; в) А; г) Е.
2. Биохимическая природа гормонов:
а) белки; б) липиды;
в) производные аминокислот; г) углеводы
3. Для гормонов не характерна:
А) высокая специфичность;
Б) высокая биологическая активность;
В) дистантность действия;
Г) значительная длительность существования в
организме
Практическая работа № 2