double arrow

Организация финансового планирования

Содержание и принципы финансового планирования

В рыночной экономике планирование на предприятии является внутрипроизводственным, т. е. не носит элементов директивности. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Основная цель внутрипроизводственного финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных источников.

Основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:

♦ обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

♦ определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

♦ выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

♦ установление эффективных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

♦ соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

♦ контроль финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

Значение финансового планирования состоит в том, что в его процессе выработанные стратегические цели:

- воплощаются в форму конкретных финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость, прибыль, инвестиции и др.;

- устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении;

- определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия;

- оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют и свои особенности:

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможным в рамках вертикального единства фирмы.

2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать эффективно деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла.

5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом возможности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (ресурсов, производственных мощностей и т. д.).

6. Принцип обеспечения платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

7. Принцип предельной рентабельности – при планировании инвестиций следует выбирать те проекты, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

8. Принцип сбалансированности рисков – проекты и программы могут быть включены в финансовый план только при условии удовлетворительности рисков; при этом особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

Ключевыми понятиями процесса финансового планирования в организации являются:

1. Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий формирование и использование финансовых ресурсов на плановый период.

2. Бюджет – форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в ресурсах в рамках до одного года с поквартальной и помесячной разбивкой. В практике управления используются два основных вида бюджетов: операционные и финансовые.

3. Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Систематическое финансовое планирование на предприятии, как правило, ведется по трем направлениям:

♦ перспективное финансовое планирование;

♦ текущее финансовое планирование;

♦ оперативное финансовое планирование.

Все виды финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности.

Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь, база для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.

Исходя из целей и задач, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, данных бухгалтерского и налогового учета, отчетов других подразделений. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности организации и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап – это разработка параметров по направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем выполнения финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

ЛЕКЦИЯ 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: