double arrow

Тема 4. Административное право

1. Понятие, предмет, метод и источники административного права. Административные правоотношения.

2. Административное правонарушение как основание административной ответственности.

3. Понятие и виды административных наказаний

4. Порядок назначения административного наказания.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ.

3. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (с изм. и доп.).

4. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред., с изм. и доп.).

5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82-ФЗ (с изм. и доп.)

6. Закон РФ «О милиции» от 18.04.91 г. №1026-1 (с изм. и доп.).

Список дополнительной литературы:

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник для вузов – М.: Зерцало, 2003.

2. Административное право России. Конспект лекций в схемах – М.:ПРИОР, 2002.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России – М.: НОРМА, 2004.

1. Понятие, предмет, метод и источники административного права. Административные правоотношения. Административное право – это отрасль правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность норм права, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Предмет административного права можно условно разделить на 2 части:

1) Внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, подчиненных им учреждений, строевых подразделений, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения. Формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах, учреждениях, строевых подразделениях.

2) Взаимоотношения административной власти с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами.

Метод административно-правового регулирования – это совокупность юридических способов воздействия, применяемых государством при регулировании тех или иных общественных отношений управленческого характера. Анализ законодательства свидетельствует, что чаще всего в административном праве применяется т.н. метод предписания (к иным способам воздействия относятся: метод запрета, метод дозволения, предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения).

Источники административного права – юридические акты различных государственных органов, содержащие административно-правовые нормы.

Существуют следующие виды источников административного права.

1. Акты федеральных органов:

- законы Российской Федерации: Конституция Российской Федерации; федерально-конституционные законы (например, ФКЗ «О Правительстве РФ»); федеральные законы (например, Кодекс об административных правонарушениях РФ);

- подзаконные нормативные акты федерального значения: указы, распоряжения Президента Российской Федерации; постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные акты министерств и других центральных органов; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов государственной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

2. Акты субъектов Российской Федерации:

- конституции, уставы субъектов федерации; законы субъектов федерации;

- подзаконные акты субъектов Российской Федерации: указы, распоряжения президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов федерации; приказы, постановления министерств субъектов федерации; приказы, постановления иных органов субъектов федерации, руководителей учреждений субъектов федерации.

3. Акты органов местного самоуправления: распоряжения, решения органов местного самоуправления, действующие на территории муниципального образования.

4. Союзные акты (акты бывшего СССР) продолжают действовать на территории Российской Федерации: законы СССР; указы Президиума Верховного Совета СССР; постановления и распоряжения Совета Министров СССР.

5. Международные акты, которыми регламентируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля.

Административные правоотношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти. Административные правоотношения обладают рядом особенностей, отличающих их:

1) права и обязанности сторон этих отношений всегда связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства;

2) в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

3) данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

4) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

5) разрешение споров между сторонами осуществляется в административном или в судебном порядке.

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание. В содержании различаются две стороны – материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности участников). Субъекты могут вести себя правомерно и неправомерно. При неправомерном поведении субъектов административных правоотношений мы имеем дело с административными правонарушениями.

2. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Действующее законодательство (ст. 2.1 КоАП РФ) определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки:

1) административное правонарушение – это деяние, совершенное в форме действия или бездействия, посягающее на общественные отношения

2) общественная вредность деяния означает, что административное правонарушение посягает на интересы общества и государства; государственный и общественный порядок; собственность, права и свободы граждан;

3) противоправность – заключается в совершении деяния, нарушающего нормы адмиистративного права и других отраслей, охраняемые мерами административной ответственности;

4) виновность означает, что законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности;

5) наказуемость в форме административной ответственности, которая наступает за правонарушение.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Она обладает следующими признаками (характерными чертами):

1) является составной частью административного принуждения как вида государственного принуждения

2) основанием административной ответственности является административное правонарушение, тогда как уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок и т.д.;

3) субъектами административной ответственности могут быть как физические так и юридические лица, тогда как уголовной и дисциплинарной – только физические лица;

4) процедура привлечения к административной ответственности более проста, оперативна и экономична по сравнению с уголовной и гражданско-правовой ответственностью;

5) практическая реализация административной ответственности не влечет за собой судимости, что существенно отличает ее в этом плане от ответственности уголовной и сближает с ответственностью дисциплинарной;

6) административное наказание как мера административной ответственности всегда назначается органом или должностным лицом на неподчиненных ему субъектов, а дисциплинарная ответственность применяется в порядке подчиненности;

7) административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов (глава 23 КоАП РФ предусматривает в качестве таковых 58 видов несудебных органов, а также судей – и это только федеральный уровень).

3. Административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ). Необходимо также отметить, что административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства правонарушителя или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Статья 3.2 КоАП РФ предусматривает следующие виды административных наказаний за совершение административных правонарушений:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

Данный перечень мер административной ответственности является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

5. Порядок назначения административного наказания. Общие правила назначения административных наказаний содержатся в главе 4 КоАП РФ. Основным принципом назначения административных наказаний является принцип законности, т.е. административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, и в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с положениями ч.2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, личность виновного в этом физического лица, его имущественное положение, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Этот принцип именуется как принцип индивидуализации административного наказания.

Согласно ст. 22.1. дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 настоящего Кодекса:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: