Способы изложения в научном стиле (функционально-смысловые типы речи)

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Анализируя художественные тексты в рамках школьной програм-мы, вы, конечно, знакомились с такими способами изложения текста, как описание, повествование и рассуждение.

С этими способами изложения мы встречаемся и в научном стиле.

Описание представлено в научном стиле довольно широко и ха-рактеризуется наибольшей простотой и четкостью организации. Цель описания – создание подробного детального представления о каком-либо предмете через множество его отличительных (существенных и несущественных) признаков.

В описании в определенной последовательности перечисляются признаки, свойства, черты какого-либо предмета или явления и уста-навливаются связи между ними, причем так, чтобы у читателя сложи-лось законченное представление о данном объекте.

Элементы описания обычно располагаются по степени значимости таким образом, чтобы каждый последующий элемент добавлял новые сведения к предыдущему. Общее представление о предмете может быть дано как в начале описания, так и в конце.

Такая форма изложения применяется чаще всего при описании но-вой техники, материалов, опытов, экспериментов, приборов, поэтому различают описания предметов, действий и процессов.

В текстах-описаниях используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления и прочее; предметом описания обычно являются размеры, протяженность, качество, пространство и т. п.

Описанию принадлежит доминирующая роль в текстах о веществах (текстах по химии). В текстах точных наук, например в математике, оно почти не представлено.

Повествование – «это способ изложения, который представляет собой краткое или развернутое описание процессов, имеющее своей целью строгую, последовательную регистрацию отдельных стадий (этапов, ступеней) развертывания процесса во временных границах его протекания» [Мотина, 1988:28]. Приведем пример.

Середина июля 1971 года. Я, студент 4-го курса факультета вычислитель-ной техники, прохожу практику в лучшем вычислительном центре города Ижевска. ВЦ находится на последнем этаже здания, расположенного на высо-ком берегу водоема, и из окна поверхность воды видна как с вертолета. Вре-мени около 9 часов утра. Оказавшись у окна, я вижу, как небольшое прогу-лочное судно отходит от пристани, осуществляя необычный затяжной разворот и оставляя необычный V-образный след на воде. День ясный, сол-нечный, но ветреный и на поверхности воды крупные волны. Судно ушло и видно уже вдали белой точкой, а V-образный след все еще сохраняется на поверхности воды, несмотря на волны. Этот факт очень заинтересовал меня, но подошло мое время работы на ЭВМ и я, заработавшись, забыл об этом яв-лении.

Около 18 часов я собирался идти домой. Проходя мимо окна, случайно взглянул на поверхность воды и... замер. Необычный V-образный след на во-де, оставленный судном в 9 часов утра, сохранился! Я был потрясен увиден-ным. Ведь на поверхности водоема – небольшой шторм, так как ветер за день усилился, гонит волны с белыми гребешками и каждую секунду перемещает огромные массы воды по поверхности. Но, вопреки всем законам физики, я вижу четкий V-образный след на воде. За это время он не стал шире, не рас-плылся по поверхности, не сместился в сторону, а сохранился в своем перво-начальном виде. Зачарованный, я еще с полчаса стоял у окна в полном недо-умении (В.Д. Плыкин. «Вначале было Слово…», или След на воде, 1997).

Объектом повествования может являться процесс (т.е. закономер-ная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития чего-либо) или событие (т. е. тот или иной значи-тельный факт общественной, реже – личной жизни) и т. п. Общая схе-ма повествования включает в себя начало, развитие и конец события.

В текстах - повествованиях (биографическая справка об известном учѐном, рассказ об исторических событиях, информация о последова-тельной смене операций в работе или в технологическом процессе) говорится о событиях, развивающихся в хронологической последова-тельности.

Объект повествования в рамках определенных временных границ претерпевает изменения, количественно и качественно меняется. По-вествование фиксирует отдельные стадии изменения объекта от на-чальной ступени до конечного его состояния. Для указанных текстов характерна цепочечная (последовательная) связь предложений.

С помощью рассуждения раскрывается процесс логического вы-вода нового знания о любых объектах и сообщается само это знание. Предметом изложения при рассуждении выступают не сами объекты, а процесс получения нового знания о них.

В простом рассуждении объясняется одна мысль и обычно форму-лируется один вывод, в более сложном – несколько мыслей. Выводов также может быть несколько или один обобщенный.

Рассуждение может быть представлено следующими речевыми произведениями: объяснением нового понятия, явления; введением в объяснение термина; выведением и объяснением формулы, закона; це-пью суждений, объясняющих авторскую точку зрения на что-либо; обоснованием авторской позиции и т.д.

Разновидностью рассуждения является доказательство. Рассужде-ние и доказательство наиболее широко представлены в текстах по ма-тематике.

Сообщение передает информацию о материальных объектах, про-цессах (явлениях), событиях, действиях или отдельных свойствах объ-ектов. Цель сообщения – информировать читателя обо всех перечис-ленных объектах как о чем-то новом, только что ставшем реальным, существующим фактом.

Некоторые исследователи в качестве самостоятельного способа из-ложения выделяют вывод, однако в «чистом виде», в отличие, скажем, от определения, вывод, как правило, встречается только во вторичных текстах (например, в реферате-резюме, о котором речь пойдет ниже).

В основном же вывод, как естественный компонент композицион-но-смысловой структуры текста (итог), входит в состав текста-рассуждения или текста-повествования.

Для описания характерно перечисление одновременных явлений (отношения параллелизма); для повествования – изложение последо-вательности действий и состояний (временная протяженность); для рассуждения – изложение причинно-следственных (выводных) отно-шений.

Следует помнить, что в современном научном стиле собственно описательные, повествовательные и другие тексты встре-чаются довольно редко. Гораздо чаще можно увидеть совмещение спо-собов изложения в одном тексте. Однако в любом случае сохраняются доминирующие особенности текстов, так или иначе связанные с опи-санием, повествованием и рассуждением.

Наиболее часто в науке встречается определение (дефиниция) – одно из важнейших логических средств, обеспечивающих ясность и однозначность любого текста. Определения используются:

1) при выделении главного, сути предмета, процесса, свойства и т.д.;

2) при введении понятий, ещѐ не известных читателю или слушателю;

3) при употреблении старого понятия в новом значении или при многозначности термина.

Структура определения жѐстко зафиксирована: определяемое плюс логическая связка плюс определяющее. В качестве логиче-ской связки могут использоваться слова: есть, является, представля-ет собой, называется, считается и другие (в русском языке они могут отсутствовать).

Основной принцип построения большинства научных определе-ний – это принцип родовидовых отношений. Понятие подводится под более высокий уровень абстракции (род), а затем указываются частные отличия (вид), например: Обычай (вид) есть правило поведения (род), сложившееся вследствие фактического применения его в течение длительного времени (видовое отличие).

Определяемое в тексте можно поменять местами с определяющим без искажения смысла: Амперметр – прибор для измерения силы тока. Прибор для измерения силы тока называется амперметром.

Однако принцип родовидовых отношений не может быть положен в основу определений универсальных понятий – для них рода не суще-ствует. В этих случаях применяется определение через противополож-ность: Свобода есть осознанная необходимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: