double arrow

Административные методы. Экологические налоги, платежи и сборы

Рынок квот на выбросы

Экологические налоги, платежи и сборы

Обеспечение внедрения стандартов

Стимулирующие аспекты внедрения стандартов

Оптимизация установления стандартов для нескольких источников загрязнения

Установление стандартов

7. Налоги/платежи на продукцию (продуктовые налоги)

Основные категории административных инструментов – экологические стандарты

Как уже отмечалось, экологические стандарты можно сгруппировать по трем основным типам: стандарты качества среды обитания, стандарты воздействия на среду обитания (выбросы, сбросы) и технологические стандарты.

Стандарты качества среды обитания определяют качественные характеристики состояния окружающей среды. Это может быть, например, показатель концентрации определенного вещества в атмосфере города. У органов управления охраной окружающей среды нет возможности непосредственно влиять на фактические концентрации вредных веществ в окружающей среде, приводя их к стандартам в виде предельно допустимых концентраций. Реально воздействие на снижение содержания вещества в кубометре воздуха можно через сокращение выбросов, поступающих от источников загрязнения. Эта взаимосвязь свидетельствует о необходимости тесной взаимной увязки стандартов состояния и стандартов воздействия.

Стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду представляют собой непревышаемые уровни выбросов, исходящие из источников загрязнения. Ограничения на выброс (сброс) устанавливаются в виде предельно допустимых выбросов (сбросов), то есть ПДВ (ПДС). Стандарты выбросов обычно выражаются в количествах вещества в единицу времени – граммах в час, тоннах в неделю. Стандарт выбросов может применяться к единичному источнику выбросов, например, дымовой трубе, к промышленному объекту с несколькими трубами или к фирме (с несколькими предприятиями). Чем более агрегированный уровень приложения стандартов, тем больше имеется степеней свободы (возможностей) у фирмы в отношении того, где и как удовлетворять стандарту.

Не следует абсолютизировать возможность привязки стандартов выбросов к стандартам качества. Принятие стандарта выбросов не обязательно обеспечивает выполнение определенного стандарта качества окружающей среды. Например, можно установить стандарт выбросов загрязняющих веществ выхлопной трубой автомобиля, выраженный в количестве выбросов на 1 км пройденного расстояния. Однако, так как невозможно проконтролировать пробег автомобилей на дорогах, общий объем выбросов и изменение качества окружающей среды от выбросов автомобилей также нельзя будет отследить.

Следует, однако, иметь в виду и другое соображение. Система ПДК-ПДВ не является универсальным и оптимальным решением проблемы загрязнения окружающей среды. Ограничения на выброс могут устанавливаться из соображений уровня допустимого риска, наличия более чистой технологии и т.д. Лучше, если ограничение на выброс определенного загрязняющего вещества будет установлено на наиболее «агрегированном» уровне (для всего предприятия, а не по каждой трубе), так как это даст предприятию больше возможностей для оптимизации своих природоохранных расходов.

Технологические стандарты в отличие от стандартов воздействия (выбросов) прямо предписывают тип технологии (наилучшей из возможных), которую предприятие должно использовать для сокращения выбросов (сбросов). Если стандарт выбросов предоставляет для загрязнителя свободу выбора наилучшего способа достижения уровня выбросов, то технологический стандарт диктует принятие определенного решения и пути его реализации.

Применение разных комбинаций стандартов выглядит эффективным и простым средством решения экологической проблемы. Однако, это лишь поверхностный взгляд на содержание экологической политики, и при ближайшем рассмотрении использование стандартов оказывается нелегким делом. В следующем параграфе мы рассмотрим вопросы эффективности применения стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: