Понятие и виды юридической ответственности государственных гражданских служащих

Тема 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Неукоснительное соблюдение, укрепление дисциплины на порученном участке деятельности – одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности. Ответственность выражается в применении к служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушения, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны как запрещенные и вредные.

Под юридической ответственностью государственных гражданских служащихследует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственных гражданским служащим правонарушения.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей государственные и муниципальные служащие несут все виды юридической ответственности. Порядок привлечения к ответственности, наложения взысканий, исполнения наказаний регулируется нормами различных отраслей правовой системы РФ. Специфика различных видов государственной службы предопределяет специфику ответственности различных государственных служащих (военнослужащих, например).

Юридическая ответственность гражданских служащих наступает на общих основаниях ответственности по российскому праву, которые включают:

- равенство всех перед законом;

- единую процессуальную форму рассмотрения дела о правонарушении;

- привлечения к одному виду ответственности без освобождения от другого вида ответственности и др.

Вместе с тем в регламентации ответственности гражданских служащих имеются и некоторые особенности;

- в ряде случаев – повышенная ответственность;

- специфические санкции, применяемые только в отношении гражданских служащих.

В установленных федеральным законодательством случаях за несоблюдение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей государственные и муниципальные служащие органов могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности на основе действующих законов. Общее для всех видов таких деяний:

1) они связаны с выполнением обязанностей службы;

2) они совершаются виновно (умышленно или неосторожно);

3) за их совершение к виновным применяются установленные законодательством санкции;

4) к ответственности привлекают компетентные государственные ор­аны в порядке, четко установленном законодательством.

«Правонарушения делятся на преступления и проступки. Проступки могут быть дисциплинарные, административные»[19].

«Дисциплинарная ответственность» – это применение мер дисциплинарного воздействия к служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил службы, не преследуемые в уголовном порядке»[20].

Дисциплинарная ответственность установлена на общих основаниях с другими гражданами, однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности. Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, применяемые только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии и др.).

Средством наказания за должностной проступок является дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание – это мера воздействия, закрепленная в нормативно-правовых актах, налагаемая специально уполномоченными субъектами линейной власти на служащих, совершивших дисциплинарный проступок. Цель использования взыскания – общая и частная превенция правонарушений – достигается как содержанием, так и процедурой его применения. Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (увольнение).

В некоторых случаях в зависимости от вида государственной службы закреплены особые санкции. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для сотрудников органов госнаркоконтроля - «снятие с должности». Для тех и других существуют взыскания в виде снижения в специальном звании на одну ступень.

За каждое нарушение назначается только одно дисциплинарное взыскание. Взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Временем обнаружения следует считать день, когда о проступке стало известно прямому начальнику. В случае передачи материалов о правонарушении в органы дознания или предварительного следствия, дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Месячный срок давности является относительным, так как исчисля­ется не с даты совершения проступка, а с даты обнаружения деяния или прекращения дела. Порядок привлечения к ответственности называется дисциплинар­ным производством, он урегулирован правовыми актами, хотя и непол­но. В этом производстве четыре стадии.

Материальная ответственность служащего наступает за служебный проступок, в результате которого причинен ущерб государству, муниципальному образованию, предприятию, учреждению, организации.

«Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность наступает при наличии: реального (прямого) ущерба; непосредственной причинной связи между проступком и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если его виновные действия не являются преступлением. Этот вид ответственности наступает либо в административном порядке, либо по суду»[21].

Материальная ответственность серьезно отличается от гражданской. Во-первых, к ней привлекаются только работники организаций и военнослужащие, то есть только члены устойчивых коллективов, занимающихся общественно полезной деятельностью. Во-вторых, она наступает при наличии вины. В-третьих, при исчислении размера ущер­ба во внимание принимается только прямой действительный ущерб, а неполученные доходы (упущенная выгода) не учитываются. В-четвертых, – и это самое главное – материальная ответственность, как правило, ограничивается среднемесячным заработком виновного. В-пятых, возмещение ущерба производится по распоряжению администрации, приказу коман­дира или на основе их исков в суд.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы материальной ответственности государственных служащих регулируются двумя актами: Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом от 12 июля 1999г. №161 «О материальной от­ветственности военнослужащих». На основании данного закона ущерб взыскивается с военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных.

Государственные и муниципальные служащие несут также административную ответственность. Ее основанием является совершение служащим административного правонарушения.

«К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и другими актами с административными санкциями, если соблюдение вменено им в обязанность. Иными словами, основанием административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок»[22].

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнение которых входит в их служебные обязанности.

На чем хотелось бы заострить внимание – это возможность применения мер дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ военнослужащие, а также лица, призванные на военные сборы «несут ответственность по дисциплинарным уставам» за административные правонарушения. Исключения составляют нарушения правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения, таможенных правил и т.д. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях. Представляется, что существование данной нормы в современных условиях не отвечает требованиям, предъявляемым к нормам права в целом и здравому смыслу, в частности, по ряду причин.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. В Уголовном кодексе РФ выделены должностные преступления государственных служащих, в частности в главе 30 УК РФ[23].

Общественная опасность преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями данной главы, проявляется в том, что, действуя вопреки интересам службы или с нарушением установленных законом положений, предписаний, виновные в рассматриваемых преступлениях лица подрывают авторитет государственной власти, причиняют вред правам и законным интересам граждан.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния, посягающие на установленную законом и подзаконными нормативными актами нормальную деятельность органов государственной власти, их должностных лиц, совершаемые вопреки интересам службы с использованием служебных полномочий.

Законодатель предусмотрел в ряде составов преступлений данной главы в качестве обязательных признаков корыстную или иную личную заинтересованность, а также существенное нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства. Исходя из этого, указанные преступления можно классифицировать на следующие две группы:

1. Преступления, совершенные по мотивам корысти или иной личной заинтересованности (ст. 285, 289, 290-292 УК РФ);

2. Преступления, не характеризующиеся мотивом корыстной или личной заинтересованности (ст. 286-288, 293 УК РФ).

С учетом признака существенного нарушения прав и законных интересов граждан, общества или государства рассматриваемые преступления классифицируются на такие две группы:

1. Преступления, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов (ст. 285, 286, 288, 293 УК РФ);

2. Преступления, не повлекшие указанных последствий (ст.287, 289, 290-292 УК РФ)[24].

Важно отметить и то, что некоторые государственные органы являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, а также органами дознания по отдельным категориям преступлений. В связи с данным обстоятельством должностные лица правоохранительных органов, которым такое право принадлежит по должности, могут быть привлечены к уголовной ответственности и по нормам гл. 31 УК РФ за преступления против правосудия.

Кроме того, военнослужащие несут уголовную ответственность за воинские преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ.

Непосредственно перед гражданами, юридическими лицами государственные и муниципальные служащие ответственности не несут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: