Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности

Данные, содержащиеся в финансовых отчетах об уже завершенных периодах деятельности предприятия, необходимы его менеджерам для анализа достигнутых результатов и планирования будущего развития, составления бюджетов своих подразделений и фирмы в целом. Практически, для контроля исполнения бюджета, они нужны им гораздо чаще, чем составляется официальная отчетность, которая ни по степени подробности, ни по периодичности не покрывает информационных потребностей внутренних пользователей для текущего управления предприятием.

Значит, исходя из сфер ответственности, среди внутренних пользователей финансовой отчетности следует назвать прежде всего высшее руководство, ответственное за перспективы развития фирмы, и финансовых менеджеров, ответственных за выбор соответствующих средств для достижения перспективных целей.

С какой целью другие работники предприятия могли бы интересоваться его отчетностью, результатами его работы, если они не являются акционерами, совладельцами и не охвачены какой-либо из систем участия в прибыли? Работников исполнительского уровня интересует, хватит ли денег на зарплату, менеджеров, ответственных за закупки – каковы запасы и средства на приобретение материалов. Менеджеры, ответственные за производство хотели бы знать, каковы возможности обновления и пополнения оборудования. Интересы разных менеджеров удовлетворяют разные показатели, но все они являются производными от выручки. Зарплата это выручка за вычетом стоимости материалов, средства на обновление оборудования (амортизация) – это выручка за вычетом материалов и заработной платы.

Все остальные пользователи финансовой отчетности являются внешними по отношению к предприятию. Прежде всего это налоговая инспекция, представляющая интересы государства. Предмет ее изучения составляет величина объектов налогообложения, правильность их определения, размеры начисленных и перечисленных налогов. Прибыль предприятия интересует налоговую инспекцию не как показатель эффективности деятельности, а как источник выплаты налога на прибыль. Другие контролирующие органы ищут в отчетности сведения, позволяющие проверить «их» налоговую базу, например, пенсионный фонд интересуется суммами начисленной заработной платы, дорожный фонд – величиной оборота и т.д.

Отчетностью предприятий интересуются также обслуживающие их банки, особенно тогда, когда обсуждается возможность предоставления кредита. Тут уже нельзя сказать, что банку нет дела до эффективности, наоборот, для него важно, чтобы активы предприятия, в которые вольется их кредит, использовались настолько эффективно, чтобы можно было покрыть не только затраты предприятия, связанные с производством, но и проценты за кредит. Таким образом, с точки зрения получения процентов, банк интересуется величиной прибыли до вычета налогов и процентов.

Третья категория внешних пользователей финансовой информации – акционеры. Их интересует прежде всего чистая прибыль, являющаяся источником выплаты дивидендов.

Лица, приобретающие акции в спекулятивных целях, заинтересованы в росте курсовой стоимости акций. Непосредственно из баланса ничего на эту тему вычитать нельзя, хотя можно составить представление об общем уровне прибыльности у эмитента. Анализ баланса эмитента используется на рынке ценных бумаг (вместе с отраслевым анализом) для выбора бумаг во время формирования портфеля. На выбор момента для покупки или продажи акций влияют другие факторы.

Потенциальные покупатели акций, или инвесторы, реагируют прежде всего на курсовую стоимость акций и соотношение прибыли на акцию к цене. В зависимости от целей и сроков инвестирования они интересуются либо уровнем дивидендов, либо динамикой курса акций.

Таким образом, каждый из возможных пользователей отчетности имеет собственные экономические интересы, которые и формируют его информационные потребности. Система показателей, используемая в финансовом менеджменте, должна удовлетворять информационные потребности разных категорий пользователей отчетности предприятия. При этом очевидно, что периодическая финансовая отчетность, будучи полезной на высшем уровне управления предприятием, все-таки ориентирована в большей мере на внешних пользователей – государство, банки, акционеров, инвесторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: