double arrow

Лекция 1. Русский романтизм

2

План

1. Исторические предпосылки возникновения романтизма

2. Общая характеристика течения

3. Новаторство романтиков

4. Типология русского романтизма

5. Отличие русского романтизма от европейского

Литература

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии

2. Гуревич А.М. Романтизма в русской литературе. –М., 1980.

3. Маймин Е.А. О русском романтизме. –М.: Просвещение, 1975.

4. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17-19 вв. –М., 83.

5. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. –М.: Наука, 1976.

6. К истории русского романтизма. –М.: Наука, 1973.

7. Русский романтизм: Учебн. пособ. для студ-ов ун-ов и пед. институтов / Под ред. Н.А.Гуляева. –М.:Высш. шк., 1974.

I. Романтизм как литературное направление сложился в конце 18 – первой четверти 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определенных социально-исторических обстоятельств, проник в сознание людей, охватывая различные сферы: литературу, музыку, живопись, историю, эстетику, мораль.

Возник романтизм в Европе в переходную эпоху постреволюционных изменений (фр. революция 1789), наполеоновских войн, формирования капиталистических отношений. Несмотря на то, что буржуазные преобразования не принесли ожидаемых результатов, начало революции в романтических кругах было встречено восторженно; жила вера в то, что она принесет с собой свободу.

В России возникновение романтизма происходит в других условиях, нежели западноевропейского, и связано с событиями Отечественной войны 1812 года – потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавно-крепостнических порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен.

II. 1. Романтики пытались освободить личность от порабощения ее социальными и материальными обстоятельствами. Они мечтали об обществе, где первичным будет духовное начало. Поэтому критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Они мечтают о внесоциальном существовании. К тому же, развитие капиталистической формации не оправдало оптимистических надежд романтиков. Появляется тоска по несостоявшемуся идеалу, который был возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем. Отсюда интерес романтиков к истории и фантастике.

Я – мир собственной души

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - П - прошлое

Ф - фантастика

2. Романтизм раскрепостил душу человека (Шеллинг говорил, что дух человеческий раскован), велик интерес к человеку как личности. Романтики считали, что человек таит в себе массу великих возможностей, которые скрыты и не получают развития.

3. В обращении к истории прослеживается некое двойственное отношение. С одной стороны, романтики были критически настроены по отношению к истории: ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Отсюда – культ «естественного человека», уход в доисторическое прошлое жизни народов, когда действовали законы природы, а не установленные цивилизацией правила (А.С.Пушкин. Народы Кавказа в «Кавказском пленнике», цыгане в «Цыганах»). Соответственно романтический герой чувствует себя свободно не в светском салоне, а вне общества (в таборе, с индейцами, на лоне природы и т.д.).

С другой стороны, романтики охотно пользовались историческим материалом, но исторический факт не интересовал романтиков. 1) Им интересен был исторический колорит, национальные корни. 2) Использовали исторический материал как форму отрицания феодальной и капиталистической формации, т.е. как форму политического бунта. Поэтому исторический факт толковали поэтически, не как историческую действительность, а как предания, сказания.

4. Так как романтической гармонии нет места в становящейся действительности, возникает известный (романтический) конфликт идеала (мечты) и действительности, противопоставление того, что есть, и того, что возможно. Данный конфликт характеризует романтическое двоемирие, т.е. «сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения» (А.М.Гуревич, с.7). Это одна из самых существенных черт романтизма, определяющая его глубинный пафос.

5. Из отрицания всемогущества разума и действительности рождается романтический герой.

Романтический герой – это герой, находящийся во враждебном отношении с окружающим обществом. Он одинок в современной ему жизни, считает себя «человеком вне социальной среды» (Ф.Лессинг). Противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию, т.е. всему бездуховному в обществе. Это человек внебытовой, именно поэтому он чаще всего одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта против действительности. Это герой, который знал «одну лишь пламенную страсть». На нем лежит черта избранности, выделенности.

Романтический герой бунтует против 1) действительности, которая его не устраивает (английский тип романтизма); 2) бунтует против всего мира, жизни, идеал в потустороннем мире (немецкий тип романтизма).

Необычность героя выражается во всем: в портрете (горящий взгляд, бледное чело, темные волосы); поступках (пленник, скиталец).

Романтический герой показан на фоне необычной природы: море, горы, стихия, леса. Необычные перипетии связаны с самим героем.

6. Презирая толпу (тех, кто живет повседневными заботами), романтики интересовались людьми исключительными, личностями титаническими и могучими. (Отсюда противопоставление гения и толпы).

7. Отходя от реальной действительности, романтики особое место в своем творчестве уделяли экзотическому, которое, по их мнению, выходит за пределы реальности. Все далекое во времени и пространстве становится для них синонимом поэтического, следовательно, презираемому «здесь» противопоставляется таинственное «там».

8. Так как в центре внимания писателей-романтиков – человеческая личность, ее духовный мир, то они, как правило, изображают человека в напряженных жизненных ситуациях. Отсюда – острый драматизм и психологизм романтической литературы.

9. Один из принципов романтизма – программность, которая включает в себя определенные лейтмотивы, повторяющиеся на протяжении всего творчества того или иного поэта (например, В.А.Жуковский воспевает дружбу, любовь (элегии, песни), выражает свой эстетический взгляд – элегия «Вечер»).

10. Романтический культ – культ поэта и поэзии. Раз поэтическое чувство есть средство познания истины, то утверждение поэтического, высокого начала жизни – жизненное призвание поэта. Истинное предназначение искусства, с точки зрения романтиков, служение прекрасному, доброму, истинно человеческому.

11. Двойственность романтического миропонимания (дух и материя, мир реальный и мир ирреальный) обусловили изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности – одна из характерных черт романтизма.

111. 1. Романтики обратились к фантастике.

Писателям-романтикам жизнь представлялась таинственной, подлинным царством сверхъестественного. Поэтому самые обыкновенные жизненные явления могли получать фантастическое объяснение. Некоторым казалось, что жизнью управляют неподвластные времени и разуму демонические силы (Гофман, По).

2. Интерес к фольклору.

Впервые с появлением романтизма фольклор стал появляться в светской литературе. Обращались к фольклорным жанрам: сказкам (Ш.Перро, В.А.Жуковский), думам (К.Ф.Рылеев), песням. Многие легенды перелагали в своих произведениях (например, баллады В.А.Жуковского)

3. Интерес к художественному переводу. Задача стояла не в создании точной копии переводимого текста, а в выступлении соперником переводимого автора.

4. Ввели в литературный оборот историзм. Как уже было сказано, историзм у романтиков был произвольным, их интересовал исторический колорит, а не сама история. Часто изображали современные характеры на фоне исторического прошлого (Скотт, Гюго, Дюма).

Своеобразие взглядов романтиков на историю (история не была понята как объективный, саморазвивающийся процесс) породило убеждение, что движение жизни можно направлять по желаемому руслу усилиями героических личностей.

5. Распространение романтизма привело к рождению новых и трансформации старых поэтических жанров (элегия, баллада (Жуковский, Катенин), поэма (Байрон, Пушкин), послание, трагедия, исторический роман (Скотт, Гюго, Загоскин) – традиционные для романтиков жанры). Лирика стала жанром, который подчинил себе в системе романтизма все другие, поскольку лирика изображает мир души.

1У. В развитии русского романтизма выделяют несколько этапов. Маймин Е.А. говорит о двух этапах восхождения романтизма. Первый связан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов.

Вторая волна – после реакции на восстание 1825 г. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни.

Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма

1. 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма)

2. 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит. жизни)

3. 1826 –1840 годы – последекабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Испытывают воздействие со стороны нового лит. метода – реализма и сами воздействуют на него. Борьба заканчивается к середине 40-х годов.

Некоторые ученые говорят о следующих этапах (из лекции Г.М.Самойловой):

1. Предромантизм (Ник. Дм. Муравьев)

2. Зарождение романтизма (связано с «Сельским кладбищем» Жуковского, 1802).

3. Развитие романтизма, 10-е годы. Именно в это время происходит дифференциация романтизма.

4. 20-е годы – расцвет.

5. 30-е годы. Характеризуются появлением реализма, интерес к романтическому методу изображения действительности ослабевает.

6. 40-е годы – спад романтизма. Активное участие в борьбе с романтизмом принял Белинский.

7. 50-е годы – отход от романтизма.

Но полностью никогда не исчезал из литературной жизни. Сохранялся во многих своих чертах в творчестве Фета, Тютчева, Полонского, в произведениях символистов.

До сих пор в науке ведется спор по поводу типологической схемы русского романтизма. Традиционно романтиков делят на 2 течения: активных (революционных) и пассивных (созерцательных). Активные – протест против царящего в мире зла и настроения борьбы; пассивные – мысль о господстве в мире каких-то высших сил, недоступных человеческому разуму. Отсюда мысль о необходимости подчиняться судьбе. Общее: едины в своем отрицании существующего общества, расчета, пошлости, скуки.

Эта схема носит общий характер, поскольку творчество многих романтиков не укладывается в рамку этой схемы (например, философский романтизм Веневитинова).

Фохт предложил развернутую схему русского романтизма

· отвлеченно-психологическая разновидность (Жуковский, Козлов)

· гедонистическая разновидность (Батюшков)

· гражданская (Пушкин, Рылеев, Одоевский, Кюхельбеккер)

· социальная (Н.Полевой)

· философская (Веневитинов, Баратынский)

· синтетический романтизм (Лермонтов)

· лжеромантизм (Кукольник, Загоскин)

Маймин Е.А. предлагает свою схему:

· Романтизм Жуковского (условно-созерцательный)

· Гражданский, революционный романтизм декабристов

· Романтизм Пушкина – синтетический

· Романтизм Лермонтова – синтез бунтарского, философского, гражданского, «байронического».

Самойлова Г.М. говорит о 5 типах романтизма.

· Элегический (Жуковского)

· Античный (Батюшкова)

· Ренессансный (Пушкина)

· Философский (Веневитинов, Баратынский, Одоевский)

· Революционный (Рылеев, Б.-Марлинский, Кюхельбеккер).

У. 1. Русский романтизм шел в своем развитии по пути все большего сближения с жизнью. Изучая действительность в ее конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Они искали пружины исторического развития в социальных факторах.

2. Русский романтизм отличался от западноевропейского. В монографии А.М.Гуревича (с.11-12) указывается на две отличительные особенности

Во-первых, меньшая отчетливость, выраженность основных признаков, свойств романтизма. («Ром.идеи, настроения и худ. формы представлены в русск. лит. как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-истор. почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного культурного опыта.)

Во-вторых, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит. направлениями. (Стремительность движения русской лит. обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней худ. направлениями. И романтизм тесно соприкасался сначала с классицизмом и сентиментализмом, затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был в отдельных случаях трудноотличим от них. В творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные лит. традиции, возникали смешанные, переходные формы.)

3. Е.А.Маймин считает, что русский романтизм отличался от европейского по 2 признакам:

1. Отношением к мистике.

2. Ролью индивидуального, личностного начала.

Русские романтики (за небольшим исключением, например, Жуковского) старались избегать мистики. Поскольку считали, что действительное поэтично не одним инстинктом, но и рассудком. К тому же, русский романтизм никогда не противопоставлял себя просвещению, просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму.

У русских романтиков заметно ослаблено внимание к индивидуальному, личностному началу, свойственно соборное начало. Не было культа индивидуализма (за некоторым исключением поэзии Лермонтова). Хотя тема индивидуализма звучала, связана была в основном с образом Наполеона.

3. Проблема «местного колорита» трактовалась в русской литературе по-разному. В консервативных журналах (например, «Вестник Европы») она рассматривалась во внешне декоративном плане, как воспроизведение быта, костюмов времени.

Н.Полевой (издатель «Московского телеграфа») понимал «местный колорит» более широко, включая сюда изображение нравов, страстей, мыслей и чувств народа.

4. Раскрепощение человека в интимной жизни, эротика – появляется впервые также в романтизме. Но в русском романтизме, в отличие от европейского, эротизм никогда не переходил в порнографию. Связано это с русским менталитетом и православной верой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: