double arrow

Вопрос. Ролевые функции государственного интереса могут быть различными

Ролевые функции государственного интереса могут быть различными. Во-первых, не закрепленный в праве интерес “толкает” государства на волевые действия; в этом случае “интерес” выступает как мотив тех или иных действий. Во-вторых, будучи “заложен” в правовую норму, интерес реализуется вместе с нормой в конкретном правоотношении; в этом случае “интерес” выступает как часть правоотношения. И, в-третьих, законный интерес может порождать, изменять или прекращать правоотношения; в этом случае “интерес” выступает как юридический факт.

Нормы международного права, как известно, образуются путем соглашения сторон, т.е. согласованием воль государств. Процесс формирования нормы МП имеет две стороны: 1) согласование воль государств относительно содержания правила поведения; 2) согласование воль государств относительно признания правила поведения в качестве юридически обязательного.

Именно государственный интерес “запускает” волю государств, направляет ее на формирование международно-правовой нормы.

Итак, нормы МП являются согласованным оформлением воли государств. Воля государств направляется осознанными интересами. Именно интересы двигают волю.

В принципе интересы — это сфера политики. Политика осознает, формулирует и обслуживает интересы, она их продвигает и обеспечивает.

Там, где интересы трансформируются в волю, “включают” волю, а воля закрепляется нормами права, там и стыкуются (или не стыкуются) политика и право.

Политика “закладывает” интересы в право. В процессах реализации МП политика направлена:

— на соблюдение (или несоблюдение) запретов в праве;

— на исполнение (или неисполнение) юридических обязанностей;

— на использование (или неиспользование) прав;

— на различные правоприменительные действия.

Право, в свою очередь, во всех случаях задает рамки, в которых политика может/обязана маневрировать, и тем самым через дальнейшее развитие все более ограничивает свободу политических действий. Отсюда следует важность осознания российской правовой наукой и практикой категории государственного интереса. Без осознания государственных интересов невозможно ни прогнозировать ситуации, ни планировать собственное развитие, ни управлять общественными процессами.

Опыт прогнозирования международного правопорядка в ХXI в.

Системный подход к изучению межгосударственных связей является непременной составляющей современного миропонимания. С этой точки зрения тенденции развития МП в ХXI в. могут быть поняты, раскрыты и спрогнозированы только на основе анализа взаимодействия систем “МРТ — МО — МП — ВП” (международное разделение труда — международные отношения — международное право — внутригосударственное право).

Международное разделение труда реализуется в процессах специализации и кооперирования производства, интернационализации хозяйственной жизни и конвергенции национальных экономик. В результате происходит функционирование и развитие мировой экономики как глобальной целостности, превращение ее в мировой хозяйственный комплекс.

Мирохозяйственные связи являются материальной основой для межгосударственных отношений, в которых задействованы государства с рыночной, нерыночной или развивающейся экономикой, высокого, среднего или низкого уровня экономического развития, разных цивилизационных типов.

Выделяются ведущие промышленно развитые страны (США, Германия, Япония и др.), высокодоходные нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт), новые индустриальные страны (Южная Корея, Мексика, Сингапур, Бразилия), наименее развитые, беднейшие страны (Чад, Бангладеш, Эфиопия и др.). Государства объединяются на основе интеграционных процессов, по цивилизационным признакам, на базе совпадения интересов.

Происходит постоянное столкновение и переплетение интересов и воль государств, возникают и разрешаются “узлы противоречий” и “зоны концентрации государственных интересов”. Государства вступают в союзы, содружества или интеграционные объединения; решают вопросы в международных организациях. Идет перестройка центросиловых отношений на едином пространстве взаимной экономической зависимости, осознание не только национальных интересов, но и общих интересов международного сообщества (чему способствуют также и глобальные проблемы человечества).

В связи с этим меняются приоритеты и акценты в политике, что находит отражение и закрепление в системах внутригосударственного права, в двусторонних и многосторонних международных договорах, решениях международных организаций. Объектная сфера международных отношений постоянно расширяется. Совершенствуется всемирная инфраструктура — транспортные системы, сеть информационных коммуникаций.

Организационной формой международной специализации и кооперации производства на региональном и универсальном уровнях выступают ТНК. Они знаменуют переход от “потоварного” (предметного) разделения труда к “технологическому”. Государства активно участвуют в конкурентной борьбе на мировых рынках и за мировые рынки. Остроту этому придает и то обстоятельство, что в ХXI в. будут исчерпаны многие виды природных ресурсов.

В современном развитом обществе происходят еще мало изученные, но в перспективе очень значимые процессы: так, многие моноэтнические государства (например, Швеция) становятся полиэтническими. Возрастает значение немежгосударственной сферы международных отношений.

Естественно, что все эти процессы и тенденции в той или иной степени проявляются в МП, опираются на него и/или требуют своего оформления. Что получится, если их экстраполировать на международный правопорядок будущего (с учетом борьбы и совпадения различных интересов государств)?

1. МП становится не просто межгосударственным правом, призванным “стыковать” и закреплять государственные интересы, а правом международного сообщества, стоящим на страже общих — надгосударственных — интересов человечества.

В связи с этим нет сомнения, что концепция “общего наследия человечества” (в отношении морского дна и др.) получит свое дальнейшее развитие и закрепление, обрастет императивными нормами и станет в МП институтом “общей собственности”. В структуре МП появятся новые элементы надгосударственного характера.

2. Если на начальном этапе МП развивалось как “право войны”, а в последующем как “право мира”, “право сотрудничества”, то в ХXI в. оно будет развиваться как “право экономического сотрудничества и развития”.

Это смещение акцентов на практике означает существенные видоизменения в системе МП, появление новых правовых институтов, отраслей и механизмов регулирования. В работе действующих универсальных международных организаций будет возрастать доля экономической тематики, в ряде международных организаций (например, в системе ООН) должна произойти крупная организационная перегруппировка или корректировка функций, компетенции и расстановки сил. В качестве “министерства экономики” мира будет функционировать и развиваться Всемирная торговая организация (система ВТО), в качестве “министерства финансов” (система МВФ) — Всемирный банк. Появится множество других “министерств” наряду с уже созданными (МОТ, Международный орган по морскому дну).

3. Международное право постоянно расширяет объектную сферу регулирования, в том числе за счет вопросов, которые входили или входят во внутреннюю компетенцию государств. При этом МП во все большей степени обращается к человеку, о чем свидетельствуют изменения в международно-правовом регулировании прав человека. В ХXI в. эта тенденция проявится в полной мере. В первую очередь из сферы регулирования внутригосударственного права в сферу регулирования МП будут переходить вопросы, связанные с трансграничным перемещением лиц, товаров, услуг, инвестиций и рабочей силы.

Выбирая средства и пути регулирования экономики, государства все чаще будут делать это не через внутреннее право, а через международное. Появятся новые многосторонние — региональные и универсальные — договоры по данным вопросам. Усилится и усложнится структурирование системы МП. Возрастет значение кодификации и унификации права.

4. Современное МП находится (примерно) на таком этапе развития, на каком внутригосударственные системы права развитых государств находились в средние века, когда носителем права являлся суверен, монарх. Однако со временем национальное право встало над сувереном. Аналогичным образом должно происходить и дальнейшее развитие МП, когда оно в международных отношениях встанет над “суверенными государствами”. Это явление наиболее четко и интенсивно проявится в ХXI в.

Объективное движение к такому результату будет происходить по многим каналам: через усиление процессов универсализации норм; через придание многим универсальным и региональным нормам МП/МЭП императивных свойств; через нарастание элементов субординационного (а не координационного) регулирования; через развитие явлений наднациональности, в первую очередь в системах международных организаций. Это затронет процессы нормообразования и правоприменения норм.

В структуре международно-правовых норм все чаще и четче будут проявляться такие компоненты нормы, как санкции. Определенные изменения должны произойти и в практике принятия международных решений на многостороннем уровне (консенсус, “пакетные решения”, взвешенное голосование); не исключено развитие системы международного прецедентного права. Возникнут надгосударственные механизмы (способы) принуждения государств. Это тем более необходимо, что в условиях дефицита природных ресурсов борьба и противостояние интересов в экономическом разделе мира сохранятся и, возможно, даже ужесточатся.

5. В ХXI в. появится новая самостоятельная отрасль МП — международное процессуальное право, ядром которого уже сегодня можно назвать “общие принципы права”. Первые институты этой отрасли уже зарождаются в сфере процедур по мирному разрешению споров и реализации принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Частью международного процессуального права станет международное коллизионное право. Будет решаться также задача создания всемирно признанных коллизионных норм в международных гражданско-правовых и трудовых отношениях, в том числе путем заключения новых международных договоров.

Таким образом, планетарный рынок товаров, услуг, инвестиций и рабочей силы, который возникнет в ХXI в., скорее всего, потребует и соответствующей регулирующей правовой системы — суперсложной, полисистемной и всеохватной. Уже сегодня МП в каких-то точках “сближается” и “сливается” с внутренним правом (международным частным правом).

В Глобальной правовой системе и МП, и МЧП, и системы внутригосударственного права станут многоуровневыми правовыми отраслями и институтами. Если объект регулирования носит комплексный полисистемный характер (например, валютно-финансовые отношения), то и регулирующая этот объект система также должна быть комплексной, полисистемной. А такие явления международной системы, как ТНК (в качестве “межотраслевого института”), должны будут регулироваться одновременно нормами различных отраслей Глобальной правовой системы — МП, МЧП, ВП, которые необходимо кодифицировать, систематизировать и согласовать между собой.

Универсальная система МП, возможно, повторит путь, которым идет развитие системы правового регулирования в рамках ЕС. Римский договор об учреждении ЕЭС 1957 г. в заданных рамках создал свой собственный правопорядок, являющийся составной автономной и приоритетной частью правопорядка государств-членов. Субъектами права сообществ являются и государства, и граждане одновременно. Сложилось своеобразное разделение труда между правом сообществ и национальным правом государств-членов при верховенстве права сообществ.

“Наднациональность” в ЕС олицетворяет сочетание индивидуальных национальных интересов государств-членов и одновременно всего сообщества в целом. При этом МП обладает приоритетом над правом сообществ. И уже сегодня такие сложные объекты регулирования, как сфера движения лиц, товаров, услуг, капиталов, транспортная, сельскохозяйственная, валютно-экономическая политика, регулируются в ЕС триединством — МП, правом сообществ и системами внутригосударственного права.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие МП в ХXI в. будет происходить между двумя основными тенденциями — в противоречиях между субординационными и координационными методами регулирования, в русле дилеммы: МП как договор или как конституция. Будет происходить перестройка системы в сторону “конституции”, однако в целом в ХXI в. это противоречие не разрешится.

Задача российских специалистов-практиков, работающих в сфере МО, соответствующих государственных органов, российской науки МП состоит в том, чтобы содействовать осознанию, формулированию и обеспечению российских государственных интересов прикладными, правовыми, политическими, экономическими средствами; опережающими темпами воздействовать на формирование правовых норм и институтов. Следовательно, надо научиться упреждающими действиями, через прецеденты, односторонние действия и акты, инициативные решения международных организаций и т.п., самим формировать развитие МП в желательном направлении. Необходимо научиться закладывать в нормы МП российские государственные интересы так, как это всегда делали и делают наши стратегические партнеры-соперники.

Выводы:

Социальные интересы, с точки зрения их носителей, можно подразделить на индивидуальные (частные, личные), групповые (классовые, кастовые, институционные), национальные или этнические (в том числе родовые, племенные, тейповые), общественные, государственные.

Государственный интерес — это результирующая интересов нации, общества и его слоев/страт, а также индивидуальных интересов. Чем лучше, эффективнее государство отражает эти интересы, тем оно прочнее и стабильнее.

Из ответа на вопрос государство существует для человека или человек для государства становятся понятными выводимые частные категории: система государственных интересов; естественный и искусственный характер госинтереса; типы интересов; взаимосвязь госинтереса с типом государства и т.д.

Ценность – объективное свойство предмета (процесса), которое способно приносить людям пользу, какое-либо благо.

Интересы и потребности — это не одно и то же. Интересы выражают пути и способы удовлетворения потребностей.

Объект обладает ценностью, если к нему проявляют интерес. Существует исторически обусловленная иерархия ценностей: территориальная целостность, естественные права человека и т.д.

Главной целью ‑ ценностью для большинства государств объективно была и остается возможность получения ресурсов (в самом широком понимании слова “ресурсы” — от материальных до интеллектуальных), необходимых для внутреннего развития.

Попытки государства (или нескольких государств) добиться односторонних преимуществ в какой-либо области (в той или иной “зоне концентрации интересов”) вызывают встречную реакцию другого государства (или государств), имеющую целью компенсировать приобретенные другой стороной преимущества.

В международно-правовые нормы заложены в основном интересы ведущих (в ХХ в.) государств, которые “продавливали” свои интересы силой — как правило, политической. В результате сложилась система международного права, содержащая “баланс интересов”, покоящийся на “балансе силы”.

Те интересы, которые были заложены в международное право и основаны на балансе политической силы, перестают отвечать реалиям. К корректировке центросиловых связей, таким образом, толкает новый букет накопившихся в политической сфере и не учтенных в праве интересов. Только на этот раз акцент смещается с политической силы — на экономическую, тоже организованную в блоки — в интеграционные объединения государств. Исторический процесс как бы повторяется в новой фазе.

Экологические и информационные проблемы также порождают общечеловеческие интересы. Это говорит о том, что существуют и появляются надгосударственные интересы. Данные интересы требуют надгосударственных механизмов решения возникающих проблем. Соответственно, в международном праве появляются элементы надгосударственного правового регулирования.

Так как за каждым государством стоит совокупность самых разнообразных интересов, то вся сфера межгосударственного общения предстает как столкновение, поглощение, состыковка и переплетение интересов.

У каждого государства выстраивается своя система ценностей — интересов. Как правило, у государств одного цивилизационного типа ценности-интересы во многом совпадают. Однако у каждого цивилизационного типа государств имеется свой угол зрения на ценности, и соответственно интересы этих групп государств могут существенно отличаться.

Самое главное для самоидентификации России, с точки зрения внешних стратегических долгосрочных интересов, — это понять, что Россия сама по себе является самостоятельной цивилизацией; она не принадлежит ни к западной, ни к восточной цивилизациям, а сочетает в себе как ту, так и другую.

Ролевые функции государственного интереса могут быть различными. Во-первых, не закрепленный в праве интерес “толкает” государства на волевые действия; в этом случае “интерес” выступает как мотив тех или иных действий. Во-вторых, будучи “заложен” в правовую норму, интерес реализуется вместе с нормой в конкретном правоотношении; в этом случае “интерес” выступает как часть правоотношения. И, в-третьих, законный интерес может порождать, изменять или прекращать правоотношения; в этом случае “интерес” выступает как юридический факт.

Необходимо научиться упреждающими действиями, через прецеденты, односторонние действия и акты, инициативные решения международных организаций и т.п., самим формировать развитие МП в желательном направлении.

Необходимо научиться закладывать в нормы МП российские государственные интересы так, как это всегда делали и делают наши стратегические партнеры-соперники.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как соотносятся понятия «интерес», «ценность» и «потребность»?
  2. В чем суть государственного интереса?
  3. Какие функции может выполнять интерес в государстве?
  4. Какие признаки положены в основы классификации государственных интересов?
  5. Каких факторы влияют на развитие системы государственных интересов государства?
  6. Что является движущими силами развития системы МО?
  7. Как выразить зависимость между государственными интересами и нормами международного права?
  8. Каково положение России в развитии и закреплении своих интересов в международных отношениях?

Список рекомендуемых источников: 3,4,5,18,20.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: