Вопрос № 2. Порядок составления протокола об административном нарушении требований пожарной безопасности

Протокол об административном нарушении требований пожарной безопасности составляется при наличии поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.

Поводами к возбуждению дела являются (ст. 28.1 КоАП РФ):

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

С момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Составленный протокол является формой документа, которым фиксируется факт совершения административного правонарушения.

В протоколе указываются (ст. 28.2 КоАП РФ):

дата и место его составления;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

фамилии, имена, отчества, адреса, места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

место, время совершения и событие административного правонарушения;

статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Раскрывая суть события административного правонарушения, следует обратить внимание на то, что при составлении протокола об административном правонарушении необходимо избегать формулировок общего характера, например:

«допущено устройство двери в кладовой с пределом огнестойкости менее 0,6 ч.»;

«отсутствуют знаки пожарной безопасности установленной формы»;

«не выдержанны расстояния между торговым оборудованием» и другие.

Довольно часто в протоколе указывается, что на проверенном объекте отсутствуют первичные средства пожаротушения. Для правильного установления обстоятельств совершения правонарушения необходимо указывать, какое количество огнетушителей необходимо иметь на данном объекте, сколько имеется в наличии и какого количества не хватает.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица,в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делуразъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. (Например, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении разъясняются его права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вышеперечисленным лицам предоставляется право ознакомления с протоколом, а такжепредоставить объяснения и замечания по содержанию протокола,которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

Протокол подписывается должностным лицом его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказалиц в подписании протокола, в немделается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола.

Протоколоб административном правонарушениисоставляется немедленнопосле выявления совершения административного правонарушения, но еслив случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела, срок его составления может быть продлен до двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ).

В случаях,еслипосле выявления административного правонарушения в области пожарной безопасностиосуществляются экспертиза или иные процессуальные действия,требующие значительных временных затрат, проводитсяпо месту совершения или выявления административного правонарушенияадминистративное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследованияпринимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются (ст. 28.7 КоАП РФ):

дата и место составления определения;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;

повод для возбуждения дела об административном правонарушении;

данные указывающие на наличие события административного правонарушения;

статья Кодекса об административных правонарушениях, либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Срокпроведенияадминистративного расследованияне может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанныйсрокпо письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продленвышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.

По окончанииадминистративногорасследования составляется протоколоб административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении направляется судье, должностному лицу,уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трехсуток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ).

В случае если протокол составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, недостатки протокола и других материалов дела устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаютсяуказанным судье, органу, должностному лицув течение сутоксо дня устранения соответствующих недостатков.

Регистрация дел об административных правонарушениях, возбужденных и (или) рассмотренных должностными лицами органов ГПН, а также сведения об их движении отражаются в журнале учета дел об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Типовая форма журнала приведена в приложении № 11 к Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375). В журнале указываются следующие сведения:

дата регистрации и номер документа (указывается вид документа: протокол или определение);

основание привлечения к административной ответственности (указывается статья и часть статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

кто и когда составил протокол;

должность, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого составлен протокол (наименование юридического лица);

наименование объекта защиты, на котором допущено нарушение;

кем и когда рассмотрено административное дело, результат рассмотрения;

номер постановления и дата его вынесения;

дата вручения (направления) постановления;

дата направления постановления для принудительного исполнения, куда направлено и исходящий номер;

кем и когда исполнено постановление;

обжалование (определение) и решение по жалобе (протесту), дата;

кто и когда составил представление;

кому направлено представление;

дата получения ответа на представление;

примечание (отметка о привлекаемом лице – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо).

Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал должен быть включен в номенклатуру дел территориального органа МЧС России.

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (введён в действие Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

5. Приказ МЧС России от 5 апреля 2012 г. № 176 «Об утверждении перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

6. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».

Приказ МЧС от 27 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

8. Производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности: Методическое пособие (издание 2-е, доп.). – Пермь, 2007. – 290 с.

9. Зиневич С.В., Костючик В.А. Вопросы применения кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Сборник судебных нормативных документов. – Тюмень: Тюменский дом печати, 2007. – 384 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: