В экономике и жизни любой страны огромную роль играет государственный бюджет (госбюджет), представляющий собой, с одной стороны, сумму доходов, а с другой – сумму расходов государства. Основными доходами госбюджета являются налоги (около 90%), оставшаяся часть покрывается неналоговыми платежами и займами. Расходы госбюджета идут на содержание госбюджетной сферы (органы управления, силовые ведомства, оборонный комплекс, наука, образование, здравоохранение, культура).
Величина расходов ограничена величиной доходов. Поэтому государство заботится об увеличении доходов и сокращении расходов. Если расходы госбюджета превышают доходы, госбюджет дефицитен, в обратном случае – профицитен, при равенстве – сбалансирован. Величина годовых дефицитов госбюджета покрывается за счет государственных займов, как внешних, так и внутренних. Кроме указанных целей госбюджет используется государством как рычаг управления экономикой. В этом состоит фискальная политика государства, которая будет рассмотрена ниже.
Сумма непогашенных годовых дефицитов госбюджета образует государственный долг (внешний и внутренний). Наличие дефицита госбюджета и государственного долга не является чем-то исключительным, тем более – катастрофическим. Все зависит от состояния экономики страны и других обстоятельств. Даже США с их мощной экономикой периодически имеют дефициты госбюджета и госдолг. Погашение госдолга осуществляется из доходов госбюджета, причем платежи должны покрывать как основной долг, так и проценты на него.
Рассмотрим коротко основные виды налогов. Налоги – это обязательные сборы с юридических и физических лиц, изымаемые государством на основе государственного законодательства. Совокупность взимаемых в стране налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Элементами налоговой системы, в частности, являются:
¨ Субъект налога, или налогоплательщик, т. е. лицо, которое обязано уплачивать налог;
¨ Объект налога, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (зарплата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).
¨ Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
¨ Ставка налога - величина налога на единицу налогообложения (дохода, земельной площади, товара и т. п.)
Различают ставки налога: пропорциональные (не зависящие от размеров дохода), прогрессивные (растущие с ростом дохода), регрессивные (снижающиеся с ростом дохода).
По механизму формирования налоги делятся на прямые, которые уплачиваются самим налогоплательщиком, и косвенные, которые взимаются через надбавку к цене.
К прямым относятся подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль предприятий. В РФ ставка подоходного налога равна 13%. Существует необлагаемый минимум доходов, с которых налог не взимается. К подоходным налогам относятся так же налоги на имущество (земля, недвижимость), на сделки с капиталами, с ценными бумагами. Ставка налога на прибыль предприятий равна 24%. Для банков и посредников выше.
К косвенным налогам относятся:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС), это налог с разницы между ценой реализации и материальными затратами. Фактически НДС – это налог на потребителя, поскольку производитель, уплачивающий этот налог, имеет возможность перекладывать его на потребителя путем повешения цен.
2. Акцизные налоги – это устанавливаемые и взимаемые государством надбавки к цене товара. Акцизы взимаются с продавца, но оплачиваются покупателем. В России к подакцизным товарам относятся табак, спиртное, изделия из меха и натуральной кожи, легковые автомашины, ювелирные изделия, нефть и нефтепродукты и т.д.
3. Таможенные пошлины, взимаемые при перевозке товаров через государственную границу. Пошлины играют важную роль как источник пополнения госбюджета и как инструмент экономической политики в деле стимулирования производства и защиты национального производителя.
В России налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Существует система перераспределения доходов от регионов-доноров дотационным регионам.
Роль налогов в экономике в целом противоречива. Производители и собственники заинтересованы в снижении налогов, а госбюджетная сфера – в их росте и увеличении доходов госбюджета. Это объективное противоречие, проявляющее себя не только в экономике, но и в социальной и политической жизни. Главный выход из этого противоречия – создание мощной налогооблагаемой базы, способной при низких налогах обеспечить достаточные доходы госбюджета.
Практическую основу для решения этой задачи предложил американский экономист А. Лаффер (рис. 27).
Объем налоговых сборов, У
У0
кривая Лаффера
У1=У2
Т ставка налога в %
Рис. 27 Кривая Лаффера
Здесь У1 и У2 – объем налоговых поступлений в бюджет при налоговых ставках Т1 и Т2
У0 – максимальный объем налоговых поступлений в бюджет при оптимальной ставке налога Т0.
Кривая Лаффера показывает, что
- одинаковый объем дохода госбюджета может быть получен и при высокой и при низкой налоговых ставках;
- максимальный доход государство получает при оптимальной налоговой ставке.
11.2. Фискальная политика. Влияние государственных расходов и налогов на объем производства (ВНП)
Фискальная политика – это изменение государством своих расходов и налогов, направленное на расширение производства и занятости и уменьшение инфляции. Она проводится в жизнь через принятие законов парламентом, указы президента, постановления правительства. При этом могут вводиться или отменяться налоги, изменяться налоговые ставки и государственные расходы.
Выявим влияние государственных расходов на ВНП. Используем модель “затраты - выпуск”, которая связывает величину ВНП с величиной государственных расходов, являющихся частью совокупных затрат.
| |||||
| |||||
| |||||
| |||
|
|
Исходные положения: совокупные расходы (без G) равны (C+I+Xn), ВНП=470 млрд.руб. Вводим госрасходы G=20 млрд.руб. Мультипликатор m=4.
Тогда совокупные расходы возрастают до (C+I+G+Xn).
Прирост ВНП=прирост совокупных расходов * мультипликатор=20*4=80 млрд. руб.
Т.о. рост государственных расходов через рост совокупных расходов ведет к опережающему росту ВНП. Соответственно уменьшение госрасходов уменьшает ВНП.
Выявим влияние роста налогов на ВНП (рис.29).
| |||
|
Допустим, что Т – объем собираемых налогов вырос на 20 млрд.руб. Налоги входят в состав совокупных затрат не прямо, а косвенно, через изменение располагаемого дохода и личного потребления. При m=4, МРС=0,75 и МРS=0,25. В этом случае располагаемые доходы уменьшатся на 20, личное потребление на 20*0,75=15. На эту же сумму сократятся совокупные расходы, а ВНП уменьшится при m=4 на 15*4=60.
Т.о. рост налогов уменьшает ВНП. Соответственно уменьшение налогов увеличивает ВНП.
Рассмотрим случай сбалансированного бюджета, когда объем собираемых налогов равен сумме государственных расходов, т.е. Т=G. При рассмотренных выше условиях (рис.28 и рис.29) чистый прирост ВНП составит 80-60=20 млрд.руб., что равно приросту госрасходов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Полученные результаты позволяют сформулировать основные направления фискальной политики. При спаде и безработице проводится стимулирующая фискальная политика, предполагающая повышение государственных расходов, или снижение налогов, или сочетание и того и другого. В результате возрастают объемы производства, занятость, правда, ценой появления или увеличения бюджетного дефицита. Однако этот дефицит может ликвидироваться за счет роста налоговых сборов при росте ВНП. Если же в экономике имеет место инфляция, то следует проводить сдерживающую фискальную политику, предусматривающую уменьшение государственных расходов или рост налогов, или сочетание и того и другого. В результате сдерживается инфляция, поскольку количество денег в обращении уменьшается. Побочный эффект сдерживающей политики – отрицательное воздействие на темпы роста ВНП.
Оценивая эффективность фискальной политики, следует отметить, в целом, ее значительные результаты, т.к. она оказывает влияние непосредственно на производство. Успех применения фискальных методов очень сильно зависит от времени использования и точности информации, на которой они базируются. Фискальные меры должны применяться точно в нужный момент. Однако, на практике часто требуется так много времени для проведения согласований и принятия необходимых законов, что бывает слишком поздно что-либо предпринимать, поскольку экономическая ситуация уже изменилась.
Эффективность фискальной политики ослабляется и политическим фактором, когда различные политические партии и группировки “тянут одеяло на себя”, в результате чего принимаемые компромиссные решения являются не самыми оптимальными.
11.3. Российские проблемы налогов, государственного бюджета и государственного долга
Экономика является живым развивающимся организмом. Отдельные налоги налоговая система должны соответствовать потребностям экономики и общества, этапам их развития, имеющимся проблемам. Налоговая система постсоветской России создавалась заново в 90-ых годах ХХ века и ее формирование далеко не закончилось.
Основные проблемы налогообложения:
1. Снижение уровня налогообложения с целью стимулирования производства. Решение этой проблемы зависит от расширения налогооблагаемой базы, роста объемов национального производства.
2. Низкая собираемость налогов. Эта проблема должна решаться путем совершенствования налоговой системы, а также улучшением работы налоговых органов.
3. Совершенствование межбюджетных отношений, оптимизация распределения доходов между регионами и между регионами и федеральным центром.
Госбюджет стал дефицитным еще за несколько лет до распада СССР вследствие застоя в экономике. Госбюджет России также имел дефицит в 1991 – 1999 годах, достигая в отдельные годы 25-30%. Это было следствием распада СССР и разрыва хозяйственных связей, продолжающегося спада в экономике, болезненного перехода к рыночной экономике. Малый объем доходов бюджета обуславливал совершенно недостаточное финансирование госбюджетной сферы. Преодоление дефицита госбюджета осложнилось и необходимостью ежегодных платежей в счет погашения внешнего государственного долга.
Начиная с 2000 г. госбюджет России имеет профицит, т.е. превышение доходов над расходами как результат высоких мировых цен на нефть и начавшегося экономического роста, составившего за 2000-2003 года около 30%. Задачей экономической политики государства на ближайшие годы будет обеспечение сбалансированности госбюджета или его небольшого профицита.
Внутренний госдолг России в 7 раз меньше внешнего и не является большой проблемой для государства. Внешней образовался за счет принятия Россией на себя всего внешнего госдолга СССР, а также долгов, сделанных ею за годы дефицита госбюджета. В 1998 году внешний долг России составлял 150 млрд. долл. (1000 долл. на душу населения). В результате выплат по госдолгу он сократился к 1.01.04 до 123 млрд. долл. максимальный годовой платеж был осуществлен в 2003 году (19 млрд. долл.). На полную ликвидацию госдолга потребуется еще 8-10 лет.
Заканчивая тему, следует подчеркнуть, что фискальная политика является важнейшей составной частью всей экономической политики государства. Не менее важную роль в регулировании рыночной экономики играет кредитно-денежная политика, которая будет рассмотрена ниже.